ИНФРАСТРУКТУРА. СОДЕРЖАНИЕ
Цифровизация неизбежна
Каким должен быть современный образовательный контент
Алексей Шаповалов
С точки зрения цифровой инфраструктуры современная школа должна быть оснащена качественным доступом в Интернет и необходимым оборудованием: компьютерами, проекторами, принтерами и так далее. Касательно программной части цифровые продукты делятся на два уровня.

Первый уровень — операционный. Это то, что помогает учителю и администрации школы в их ежедневной работе. Это технология, которая автоматизирует кадровый учет, отчетность и так далее.

Второй уровень — содержательный. Существуют очень развитые системы образования, как в Москве или Татарстане, где внедрено действительно много цифровых продуктов, которые позволяют качественно управлять образовательным процессом, работать с материалом. А есть регионы, которым еще предстоит внедрить эти технологии.

Поэтому наша ключевая задача — это контент. Например, в «Московской электронной школе» находятся учебники и атомарный образовательный контент «Просвещения» в оцифрованном виде, они адаптированы и доступны. В разных регионах процесс оцифровки образования идет по-разному. Где-то сначала внедрили электронный дневник, журнал, потихонечку дошли до автоматизированной записи в школу, детский сад. Некоторые регионы действительно выросли с точки зрения цифровой образовательной среды. Но если в целом посмотреть на Россию, то, конечно, есть куда расти.
Если не будет мотивированного и обученного соответствующим образом преподавателя, «цифра» будет стареть и пылиться
Существует очень большая разница между регионами в плане развития образовательной среды. И тут на самом деле важна роль институтов, которые транслируют лучшие практики. Поэтому сейчас мы вместе с Агентством стратегических инициатив делаем совместный проект для трансляции лучших образовательных практик регионов.

Необходимо качественное подключение школ к Интернету и наличие базовой инфраструктуры. Я имею в виду компьютеры, периферийное оборудование. Это сложная задача. Еще в 2015 году чуть ли не половина российских школ была подключена к сети по модему. Даже если работала выделенная сеть, то все равно во многих местах скорость не превышала мегабита на школу. Для сравнения: в вашем телефоне сейчас 50 мегабит. Конечно, не приходилось говорить ни о какой цифровой среде.

Сейчас крупные государственные компании участвуют в подключении школ к высокоскоростному Интернету. Я уверен, что, когда в школе появляется надежный доступ к сети, следом автоматически начинает качественно улучшаться среда.
В нацпроекте «Образование» заложен достаточно большой объем средств на сокращение отставания по «железу». Именно в тех школах, которые себе этого не могут позволить. Нацпроект тоже активно решает эту задачу. Два этих момента позволят сформировать потенциальный спрос на цифровые продукты.

Дальше, если мы говорим о процессе обучения, то возникают определенные тонкости. С чем они связаны? С учетом того что у детей абсолютно разный уровень оснащенности гаджетами, построить полноценную цепочку внутри образовательного процесса от школы домой и обратно будет довольно сложно. На мой взгляд, это одна из серьезных проблем, которая будет мешать повсеместному распространению технологий.

Но мы видим, что цифровизация неизбежна. Уже практически все домохозяйства подключены к Интернету, все мы пользуемся телефонами с 3G или 4G. Значит, школы будут потихоньку в этом направлении двигаться. Этот процесс не будет быстрым. Оцифровав школу, мы не оцифруем родителей и детей. И более того, мы даже не всегда уверены в том, что это нужно делать.
Опыт практиков
Есть учителя, причем не только в Москве, но и за пределами центрального региона России, которые готовы рассказывать своим коллегам, как эффективно, гармонично, соблюдая СанПиН, использовать цифровые технологии и электронные гаджеты в своей работе.

Мы поддерживаем молодых педагогов и победителей учительских конкурсов. Например, мы активно сотрудничаем с ребятами, которые выиграли конкурс «Новый учитель новой информатики». Меня поразило, что, во-первых, все ребята по первому образованию — не преподаватели. И у них очень нестандартный подход к процессу обучения, к контенту и технологиям. Они активно используют вместе с детьми облачные решения для выполнения домашних заданий. У них очень интересно выстроена проектная работа.

Дело в том, что сама цифровизация, сама инфраструктура — это только один кубик. Если не будет мотивированного и обученного соответствующим образом преподавателя, «цифра» будет стареть и пылиться. Помните, бабушки раньше накрывали телевизоры тюлем, чтобы те служили подставкой для цветов. И мы рискуем натолкнуться на нечто подобное. То есть всю инфраструктуру мы создадим, но что, если учителя и дети пользоваться ею не сумеют, не смогут? Необходимо создать центры, точки напряжения, где инициативные преподаватели могли бы делиться своими практиками.
Необходимо делать контент так, чтобы учителя могли им пользоваться. А здесь следующий нюанс возникает: не все педагоги понимают, как работать с новыми технологиями. Им надо помочь.

Нужны программы переподготовки учителей, чтобы учитель имел четкую программу мероприятий в рамках основной образовательной деятельности. То есть, например, в первой половине дня он преподает биологию, а во второй пришел в медицинский класс и показал детям, как это все работает.

В группе компаний создано R’n’D-пространство (R'n'D Research and Development зона исследований и разработок) «Среда Просвещения». Это наш совместный проект с Департаментом образования города Москвы. По средам здесь проходят занятия для школьников и педагогов в цифровых классах. Мы приглашаем коллег из регионов, они совершенно бесплатно проходят мастер-классы.
Вопрос содержания
Где брать цифровой образовательный контент, как закрывать этот дефицит? На мой взгляд, это один из болезненных вопросов, потому что существует огромное количество мнений о том, каким должен быть контент. Сейчас никто не может ответить: а насколько сильно цифровой контент влияет на достижение ребенком поставленных образовательных результатов? То есть все уже себе ответили так или иначе на вопрос «Помогают ли цифровые технологии в образовательном процессе?» Да, помогают. Но могут ли они полностью заменить бумагу?

Это если говорить именно об общеобразовательной школе. Если говорить о дополнительном образовании вообще и о дополнительном профессиональном образовании в частности, то, безусловно, да: здесь цифровой образовательный контент может в некоторых сегментах существенно улучшать результаты.

Уже существует большое количество корпоративных программ для подготовки и переподготовки кадров. Например, когда цифровые продукты с дополненной реальностью используются в обучении инженеров (различные тренажеры и так далее). Но пока это абсолютно точечный продукт.
Наша ключевая задача — это контент
Мы понимаем, что остается гигантское количество нюансов, связанных с тем, как «в цифре» представить содержание того или иного учебника. Цифровая визуализация хорошо работает в естественных науках: химии, физике, биологии. Можно показать ребенку то, чего он никогда не увидит в лаборатории, например настоящую ядерную реакцию. Такой цифровой контент надо делать, но он стоит дорого, и пока за него у нас мало кто готов платить.

Мы такие решения используем. У «Просвещения» есть продукты для медицинских классов, где цифровые продукты гармонично сочетаются с аналоговыми и с практической деятельностью.

Кстати, наш цифровой медицинский класс состоит из оборудования, на 80% произведенного в России. Это серьезный шаг в развитии образовательных технологий.

Есть, например, «Стол Пирогова» — виртуализированное тело человека, от костей до кожного покрова. Ребенок может увидеть, как устроен наш организм: кости, мышечная ткань, сердечно-сосудистая система. На мой взгляд, это прекрасно учит сочетать цифровые и традиционные методы обучения.
Есть реальный случай, когда мальчик, который учился в цифровом медицинском классе в одной из московских школ, спас жизнь человеку в самолете — сделал ему искусственное дыхание. Это совершенно прикладная история. Можно рассуждать на тему востребованности и невостребованности современных образовательных средств, а можно идти и смотреть реальный кейс.

На одну часть вопроса — «Как закрыть этот дефицит?» — мы вроде бы ответили: необходимо создать условия внутри школы. А вот что касается контента, то нужно стимулировать спрос со стороны государства. Все-таки у нас государство — основной заказчик таких решений. То есть мы сейчас реализовали, например, в Москве несколько цифровых образовательных проектов: оборудовали некоторое количество инженерных, медицинских классов, но, чтобы распространять эту практику, требуется достаточно большое внимание и участие со стороны государства.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more