ШКОЛА. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ
Лиса и три школы
Одно образовательное путешествие
Меня зовут Лиса, я студентка второго курса факультета журналистики МГУ, и эта история о том, как я к нему шла. Кто-то сразу идет по прямой дороге, заранее определив для себя цель пути и двигаясь к ней поступательно. Я же, прежде чем понять, чего действительно хочу, успела попетлять. В дошкольном возрасте я занималась плаванием, рисованием, музыкой, танцами, английским, увлекалась фотографией. Позднее список дополнительных занятий только увеличился. Все доставляло удовольствие в равной степени, поэтому было сложно расставлять приоритеты. До последнего семестра 11-го класса я не знала, куда поступать. В результате 11 лет скитаний по всевозможным образовательным площадкам я, наконец, разобралась в своих желаниях и теперь знаю, что смена школ сыграла в этом огромную роль — без нее я бы не стала собой.

Выбор школы — непростая задача. Принятое решение определяет вектор развития ребенка как минимум на ближайшие годы. В современном мире детей часто переводят из школы в школу просто потому, что «нужен другой подход к образованию». И это однозначно расширяет их спектр возможностей.

Мне повезло: мои родители как раз из тех, кто гибок и настроен на удовлетворение потребностей ребенка (в рамках разумного, конечно). Мне довелось поучиться в Филипповской школе, гимназии имени Капцовых № 1520 и «Класс-Центре». Что я за счет этого приобрела? И какие особенности есть у каждого из этих учебных заведений?
Лиса Аникушина
Жизнь первоклашки
Все началось с трех с половиной лет обучения в Филипповке, как неофициально называют Филипповскую школу. Здесь практикуется исключительно нестандартный подход к учебной программе. В 2009 году, будучи второклассниками, мы изучали устройство доменной печи, зубрили условные обозначения полезных ископаемых и сдавали по билетам экзамен. Для вполне обычного ребенка, такого, как я, это было чем-то невероятным, да и любой взрослый, когда узнавал, что мы изучаем, удивлялся и говорил, что такое проходят в специализированном вузе, но точно не в школе. Надо сказать, в Филипповке ученики обычно более эрудированны, чем их сверстники из других школ.
Будучи второклассниками, мы изучали устройство доменной печи, зубрили условные обозначения полезных ископаемых
Я училась здесь только в начальных классах, но смогла прочувствовать особенный — когда нет никаких границ для познания — подход к образованию вообще и к подаче информации в частности. Могу сказать, что в такого рода среде развивается воображение и расширяется набор инструментов для решения разных задач. В этой школе сознание не загоняется в рамки, что позволяет выращивать мыслящих, глубоких и начитанных людей. Помню, как меня постоянно тянуло в библиотеку за новой книжкой. Я интересовалась всем, потому что учителя вели себя с нами неформально, по-человечески. Это зажигало огонь внутри меня. Я хотела идти в школу.
Мы ставили спектакли, пели, рисовали, лепили, а еще в обязательном порядке играли на блок-флейтах. Творчества и свободы самовыражения было предостаточно. Будучи совсем крошками, мы уже активно участвовали в олимпиадах и завоевывали призовые места. А еще мы ездили на экскурсии и, как все дети нашего возраста, с удовольствием играли на переменках в салки или, например, в пинг-понг.
Роман Борисович Соловьев был моим учителем естествознания в Филипповке. Именно с ним мы занимались изучением полезных ископаемых уже во втором классе.
Ученик Филипповской школы — какой это человек?
Прежде всего, это человек разносторонне развитый. Он привык к повседневному творчеству. Порой он немного максималист: в ФШ приучают к нормальным человеческим отношениям, то есть к осмысленным требованиям. Вне школы эта привычка иногда мешает привыкнуть к другим вариантам отношений. В среднем уровень знаний «филипповцев» выше, чем у учеников многих других школ, если не брать в расчет школы с явным и сложным отбором высокообучаемых детей. В ФШ все-таки нет жесткого отбора. И хотя на входе проверяется уровень знаний, на самом деле больше смотрят на уровень культуры детей и родителей. В Филипповской школе учатся прежде всего дети из интеллигентных и обеспеченных семей.
На чем основан процесс обучения?
В школе работают очень сильные учителя, которые понимают друг друга с полуслова. На них все держится. И это главное. Здесь педагогические проблемы в большинстве случаев решаются педагогическими средствами, а не психологическими или административными, как это часто бывает в других местах.
Что такое «хорошая» школа? И почему так можно назвать Филипповскую?
В «хорошей» школе есть костяк из педагогов-профессионалов. Они выдерживают всякие искажения, особенно если администрация понимает баланс и значение сильного кадрового ядра. К этим специалистам можно добавлять представителей творчества и ученых. Конечно, они всегда будут относиться к педагогам с той или иной степенью высокомерия, но их присутствие полезно для детей. А профессионалы знают цену и им, и себе. Любая модель хороша, если мы применяем ее осмысленно. Плохи только искажения.
Этап заземления
В середине третьего класса я перешла в гимназию № 1520. Из атмосферы свободы и повышенного внимания к личным особенностям я попала в ежовые рукавицы. Здесь все были равны.

Мы носили форму с эмблемой гимназии, дежурили, слушали гимн школы на каждом мероприятии. Здесь были строгие правила и высокие требования к знаниям.

Я закончила в гимназии № 1520 начальные классы и проучилась четыре с половиной года в средних. Это было хорошим способом заземлиться после Филипповки. Благодаря «1520» я смогла в начале подросткового возраста собраться и не потеряться в бесконечном потоке информации. Строгость помогала постоянно держать мозги в тонусе, быть включенной в учебный процесс. А подросток, как известно, нуждается в «тормозах». Я до сих пор помню важные аспекты из разных дисциплин, что для нынешнего поколения редкость.
Из атмосферы свободы и повышенного внимания к личным особенностям я попала в ежовые рукавицы
Я попала в очень дружный класс: мы все вместе праздновали дни рождения, много ходили по музеям, ежегодно принимали участие в олимпиадах, выезжали на природу. У нас было нечто большее, чем просто внеклассные часы. К сожалению, нельзя предугадать, какой именно класс получится, к тому же это сильно зависит от классного руководителя.
Алена Николаевна Тумская преподавала в гимназии № 1520 русский язык и литературу. Она же была моим классным руководителем.
Ученик «1520» — какой это человек?
Уже дошкольники стремятся стать учениками «1520» и целый год посещают занятия, которые проводят учителя начальных классов.

Во время обучения ребята участвуют и побеждают в различных проектах, олимпиадах, конкурсах. Сильной стороной ученика «1520» я бы назвала волевой характер, который позволяет справляться с трудностями.

Выпускники «1520» полны энтузиазма и юношеского максимализма, они горят идеями и готовы свернуть горы. Они демонстрируют высокие показатели в разных науках. В то же время с ребятами из «1520» можно поговорить по душам и на серьезные темы.
На чем основан процесс обучения?
Стоит отметить единый стиль преподавания с учетом индивидуального подхода к разным ученикам. Новый материал может подаваться в игровой форме. Урок может проходить в виде экскурсии по музею. Ребята получают опыт исследовательской деятельности в стационарных лабораториях под чутким руководством учителя-куратора. При подготовке и проведении уроков используются медиаресурсы. Все это и многое другое является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии № 1520.

Ученик обязательно должен чувствовать себя активным участником урока, а не пассивным слушателем. Чтобы справляться с большим потоком информации, ребенок должен научиться работать с текстом. Для этого разработана и внедряется методическая программа смыслового чтения.
Что такое «хорошая» школа? И почему так можно назвать «1520»?
В «хорошую» школу детей не надо заставлять идти. Они бегут туда, потому что там интересно каждый день, потому что после уроков их ждет группа единомышленников, с которой не заскучаешь. В «хорошей» школе во второй половине дня можно найти занятия по интересам, что, безусловно, скрашивает досуг и дает ресурс для решения серьезных задач.

В «хорошей» школе, как говорится, и стены учат. Ведь так приятно находиться в здании, где все продумано до мелочей, от содержания информационных стендов до уютной обстановки в столовой, где здоровая конкуренция дает толчок к развитию творческих способностей, где фундаментальные знания о нормах человеческого поведения, о христианской морали и догмах укладываются в определенную систему ценностей, где свобода выбора приветствуется и поощряется, где творческий полет фантазии не редкость, где дружба и сотрудничество помогают жить.

Думаю, что все это определенным образом характеризует и гимназию № 1520.
Финальный аккорд
Дальше начался еще один интересный период моей жизни, яркий и противоречивый. Он дал мне много того, что помогло лучше понять себя.

Я перешла в «Класс-Центр». Удивительно, что мое обучение здесь планировалось еще с первого класса, но не получилось. В итоге все сложилось даже лучше, чем предполагалось. Сейчас я смотрю на историю моих школьных перемещений и осознаю, насколько все произошло именно так, как нужно.
По мере взросления ребенка «хорошими» могут становиться совершенно разные школы
Сергей Зиновьевич Казарновский создал сначала театральный проект, а потом добавил в него общеобразовательные предметы — так театр превратился в школу. «Класс-Центр» — сообщество творческих детей и интересных учителей. На спектакли приходят зрители со всего города: зачастую школьники играют гораздо достойнее взрослых актеров из известных театров. Вся общеобразовательная часть пронизана отсылками к музыке, кино, любым другим формам искусства, потому что и дети, и педагоги увлечены этими сферами жизни. На переменах играет школьное радио, заведуют которым сами ученики, есть что-то вроде местного телевидения. Каждый ученик в обязательном порядке проходит девять классов музыкальной школы и получает аттестат. Есть свой оркестр. Что мне нравилось, так это общность, ощущение какого-то совместного движения к чему-то одному, будь то создание нового спектакля или разбор музыкального произведения для гастролей.
Безграничное совместное творчество детей и взрослых, учащихся и выпускников, масштабные встречи, где на одной сцене могут стоять первоклассник и зрелый исполнитель, которые при этом блестяще между собой сыграны. Театральная жизнь кипит: походы в театры, обсуждения постановок и написание рецензий, читки, распределение ролей и формирование актерских составов, репетиции с утра до ночи — все по-взрослому, никаких скидок на возраст. «Класс-Центр» — это школа-пространство, где события сменяют друг друга, а праздник создают все участники.
Наталия Альфредовна Малышева — учитель русского языка и литературы. Она рассказала о том, как видит «Класс-Центр» изнутри.
Ученик «Класс-Центра» — какой это человек?
Наша школа состоит из трех отделений: общеобразовательного, музыкального и драматического. Этим фактором определяются критерии поступления. Особое внимание обращается на образное мышление, музыкальный слух, умение импровизировать и др. Музыка, литература, театр — это гуманитарная составляющая обучения, которая не исключает физику, математику, естественные науки. Мир разнообразен, и ребята в нашей школе имеют возможность увидеть его целостность, выбрать то, чем им наиболее интересно будет заниматься в жизни. Школа — семья. Школа — место, где проходит большая часть жизни с 1-го по 11-й класс. Школа — команда. Спектакли, музыкальные концерты, защита проекта «Энциклопедия», подготовка к экзаменам… и поступление в вуз. Кто-то связывает свою жизнь с театром, кто-то с музыкой, а кто-то поступает на физмат или филфак. Но объединяет наших выпускников внутренняя свобода.
На чем основан процесс обучения?
Основной принцип обучения — «не навреди». Основная задача общеобразовательной школы — научить учиться. Учителя — союз людей, не только преданных своему делу, знающих свой предмет, но прежде всего любящих детей, готовых помочь, понять, поддержать. Урок — диалог учителя и учеников.
Что такое «хорошая» школа? И почему так можно назвать «Класс-Центр»?
«В начале жизни школу помню я …» — пушкинские слова как нельзя лучше помогут ответить на вопрос о «хорошей» школе. Мне кажется, это место, куда хочется бежать каждое утро, потому что там интересно, потому что там тебя ждут открытия и встречи с прекрасным. Это место, где можно попытаться понять, в какой области лучше всего получится выразить себя в будущем. Место, где тебя ждут друзья.
Зачем менять школу?
Оглядываясь назад, я поражаюсь, насколько разносторонние педагоги меня окружали, с какими непохожими друг на друга людьми мне довелось учиться. Все это во многом определило мое «сегодня». Кажется, важно прислушиваться к тому, в раскрытии чего есть потребность, и пытаться помочь расцвести чему-то уникальному. Если у вас творческий ребенок, возможно, обычная школа обрубит ему крылья, тогда лучше задуматься о школах с определенным уклоном или просто уважительным отношением к особенностям каждой личности. В любой ситуации родитель, как я считаю, должен чувствовать своего ребенка и, отдавая его в школу, делать так, чтобы максимально способствовать его росту и движению в нужном для него направлении. Ведь нет никакой эталонной «хорошей» школы, есть школа, которая подходит именно вашему ребенку. И по мере его взросления «хорошими» могут становиться совершенно разные школы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: