школа. метод

Учеба, похожая на жизнь

Опыт проблемно ориентированного обучения дошкольников
школа. метод
Учеба, похожая на жизнь
Опыт проблемно ориентированного обучения дошкольников
Педагоги семейного центра для дошкольников «Маус Хаус» выстроили свою работу с детьми на основе методологии Problem-Based Learning (PBL), разработанной Фолькуниверситетом в Швеции. Так была решена задача создания целостной практики, направленной на системное развитие soft skills у дошкольников.

Педагоги и психологи «Маус Хаус» прошли обучение у специалистов университета и адаптировали методику под российский социальный контекст. Но сама педагогическая технология, полагают специалисты, одинаково работает в любой стране.
  • Анастасия Старкова
    основатель семейного центра
    «Маус Хаус»
От студентов к дошкольникам
Учебный подход Problem-Based Learning был разработан для обучения студентов вузов, но затем в различных интерпретациях появился в средней школе, а сравнительно недавно пришел и в детские сады.

Суть метода, независимо от того, на какой ступени образования он реализуется, в том, что учащийся ставится в проблемную ситуацию и для того, чтобы преодолеть ее, начинает действовать и проявлять инициативу, попутно осваивая новые умения и знания.

Методология дошкольного образования PBL была разработана в 2014 году Фолькуниверситетом Швеции (Folkuniversitet Uppsala) и обрела популярность в детских садах Швеции, Бельгии, Греции, Турции, Латвии и других стран. В России центром распространения PBL стал детский центр «Маус Хаус», который в 2019 году получил сертификацию Фолькуниверситета, а в 2020 году стал тренинговым центром PBL для России и других стран СНГ.
Отправная точка образовательного процесса — это проблемы реального мира
PBL имеет мало отношения к идеям сверхраннего развития, опережающего освоения навыков счета или чтения. Гораздо больше система ориентирована на развитие критического мышления, креативности, лидерских качеств, способности работать в команде, планировать и ставить цели, добывать информацию самостоятельно, сохраняя интерес к самому процессу обучения.

В PBL исходят из того, что отправная точка образовательного процесса — это проблемы реального мира, которые используются в качестве стимула для того, чтобы пробудить познавательный интерес ребенка. Школа, как говорил больше ста лет назад Джон Дьюи, «должна предоставлять меньше подготовки к жизни и больше напоминать саму жизнь». Поэтому дети могут исследовать, например, темы загрязнения Мирового океана, правильного питания, экологии и так далее, то есть неигровые проблемы реального мира, над которыми работают ученые и практики разных предметных областей.
Итак, начало проекта — это сложный вопрос, ответ на который дети найдут, пройдя путь исследования. Вопрос должен соответствовать возрасту, интересам группы и предполагать не очевидный и не односложный ответ. После того как вопрос определен, педагог разрабатывает проект от начала до конца, что требует не только креативности и компетентности, но и понимания технологии проектной работы — составной части PBL.

Задача педагога — удерживать рамки проектной работы и направлять процесс, занимая позицию наставника и соисследователя, поддерживающего активную позицию ученика. В этих условиях ребенок проходит путь «изобретения велосипеда» самостоятельно: не ждет, пока ему зададут вопрос, позовут, покажут что-то, а самостоятельно инициирует обсуждение, обращается к источникам информации, взаимодействует с другими участниками.

Педагог не пытается форсировать движение к результату, не торопит, если нужно больше времени. Важен сам процесс поиска, в котором тренируются гибкие навыки.

Еще один аспект, которому мы уделяем особое внимание в проектной работе с дошкольниками, — это развитие эмпатии, способности понимать свои и чужие эмоции, принимать их и управлять ими. Подходящий контекст для этого — занятия с природными, натуральными материалами, занятия в формате «лесной школы», где контакт с природой — инструмент развития эмоционального интеллекта, креативности.
Работа группы
В детском саду «Маус Хаус» с 2019 года мы разработали и провели много проектов на значимые для социализации ребенка темы. Исследуя тему «Транспорт», мы прокладывали в приложении маршрут и ездили на троллейбусе, чтобы понять, как работает транспортная система. Мы шли в картинную галерею и прямо на месте начинали составлять карту мыслей, пока работали над проектом «Искусство». Изучая тему «Питание», мы отправлялись в соседний магазин и брали интервью у продавца, предварительно подготовив вопросы, чтобы узнать, откуда берутся продукты, как выстроена логистика.

Возвращаясь в класс, создавали собственную модель магазина или схему движения городского транспорта, придумывали дополнительные вопросы, проводили мозговой штурм, фиксировали новое знание с помощью карты мыслей.
PBL — это всегда про развитие навыков командой работы, которую не следует понимать упрощенно как любую совместную работу в группе. Командная работа возникает тогда, когда, во-первых, поставлена образовательная цель и педагог управляет работой группы и, во-вторых, когда распределены роли, что позволяет работать над развитием навыков кооперации и сотрудничества. При этом каждая роль значима (если все вместе мы делаем макет автобуса, важен не только тот, кто собирает каркас, но и тот, кто склеивает детали).

В команде малыши учатся решать конфликты, что для дошкольного возраста означает уметь просить о помощи и предлагать помощь, уметь уступать, внятно высказывать свою мысль.
Отражение мыслей
Если вы зайдете в класс PBL, то увидите, что все стены увешаны картами мыслей. Это главный инструмент проблемно ориентированного обучения. По сути, отражение мыслей детей, их исследовательского пути. Каждый раз, оказываясь на своих рабочих местах, дети возвращаются и к визуальной фиксации хода проектной работы, что позволяет дольше помнить освоенное, чаще «взаимодействовать со знаниями».

Карта формируется и дополняется в течение работы над проектом и состоит из рисунков, слов, схем, поделок, с помощью которых обозначены взаимосвязи между разными темами проекта. В центре — главный вопрос, от которого идут тематические ветки, где фиксируется информация, которую добыли дети. Эти тематические ответвления выстраиваются нелинейно, пересекаются. Отыскивая как можно больше взаимосвязей между темами, объектами и явлениями в рамках проекта, дети учатся понимать взаимосвязь жизненных явлений, объектов окружающего мира, видеть причинно-следственные и системные отношения между явлениями.
Это помогает становлению целостной картины мира и преодолению дискретности образовательного процесса, вызванной условным разделением на предметные области, темы. Так реализуется идея обучения ради понимания, а не запоминания, развивается критическое и креативное мышление.

Подобные инструменты используются сегодня и в других детских садах, но эффективность этого инструмента выше, если использовать его в проектной работе. При этом под проектной работой мы понимаем именно не серию занятий в детском саду, объединенных общей темой, а выстроенную системно, в проектной логике деятельность с ясным представлением о результате в виде развития группы навыков.
«Довериум»
В сентябре 2022 года сделан следующий шаг — мы открыли семейную начальную школу «Довериум», где образовательный процесс выстроен по принципам развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Этот подход очень близок к проблемно ориентированному обучению, поэтому есть перспективы использования нашего опыта проектной работы с дошкольниками в начальной и средней школе.

Нам представляется, что с помощью современных инструментов можно усилить проектную составляющую, которую включает система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, и расширить спектр тренируемых гибких навыков при помощи новых инструментов.

Например, STEAM-технологии позволяют развивать цифровой интеллект, кросс-культурную грамотность, problem-solving skills, которые, наряду с критическим мышлением, занимают первые позиции в списке наиболее востребованных навыков (по данным аналитического отчета 2020 года World Economic Forum «Профессии будущего»).
Фильм о PBL можно посмотреть, отсканировав OR-код

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще