люди. охотный ряд

Свобода выбора и насмотренность

На вопросы главного редактора EdExpert Дениса Кравченко ответил Максим Гулин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по просвещению. Один из самых молодых депутатов ГД восьмого созыва представляет фракцию и партию «Новые люди», которая, как известно, декларирует поддержку предпринимательского сообщества, малого и среднего бизнеса, объединяет молодых образованных людей среднего класса.
Максим Гулин
первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по просвещению
Вопрос как к представителю партии людей дела. Мы все давно привыкли к бизнесу в сфере общепита. В медицине научились с этим жить. Но в образовании негосударственный сектор за все 30 лет остался таким анфан террибль. Именно к нему столько вопросов, нежелания понимать и воспринимать со стороны властей. Почему так, на ваш взгляд?
Я вижу, что этот рынок развивается. Но рынок всегда — это же ответ на запрос, если его нет, то бизнесу здесь делать нечего. Если мы видим здесь такую динамику, значит, официальная система в целом удовлетворяет запрос общества.

Я был недавно на форуме в Калуге, там как раз собирались частные школы, и я для себя увидел, что само сообщество, рыночный сегмент еще до конца не сформированы. Я пообщался со многими на форуме: у кого-то первый этаж в многоэтажке выкуплен, кто-то арендует два-три кабинета, там располагается начальная школа или детский сад. И видно, что люди идут в эту сферу деятельности не за заработком, они действительно пытаются реализовать свою модель образования, предложить альтернативу. Люди стремятся, что-то делают, но дать семье то, что массово и бесплатно дает государство, частники пока в масштабах страны не могут.
Я считаю, что, безусловно, нужно выравнивать положение государственных и частных школ. Чтобы у родителей всегда была возможность выбора, чтобы они могли проголосовать за школу, где увидят: здесь круто, классные преподаватели, ребенок выходит отсюда радостный, он получает знания и навыки, да еще и в каких-то интересных современных формах. Мне кажется, что, если появится конкуренция между государственным и частным сектором, это пойдет и тем и другим на пользу.
Вы очень правильно сказали, что должен быть запрос. В отношении образования ребенка единого запроса у всех российских семей быть не может, не правда ли? Может здесь помочь частное образование?
Одна из бед массовой школы — ее перенаселенность. Классы по 30−40 человек! Например, в моей родной Челябинской области у первых классов все буквы алфавита есть. Есть регионы, где до сих пор учатся в три смены. В то же время у родителей растет запрос на индивидуализацию. Ведь каждый развивается по-разному, и важно каждого поддержать, выявить его дефициты, его сильные стороны и выстроить личную дорожную карту, его путь развития. Этого, конечно, государственный сектор дать не может. Я считаю, что именно частные школы могут с этим справиться, здесь меньше классы, более индивидуальный подход, больше вовлеченность.
Удовлетворение запроса на индивидуализацию, персонализацию возможно только при многообразии программного поля, учебников, методов и форм обучения. Однако на повестке сейчас создание единого образовательного пространства в стране. Здесь нет противоречия?
Сейчас во всем мире есть запрос на упрощение, мы живем в эпоху быстрых результатов, быстрых побед, такого фастфуд-маркетинга во всем. Все стремятся найти единое простое решение, которое бы удовлетворяло всех. Наверное, это идет отсюда, но насколько это верно, будет ли это эффективно?

Единое образовательное пространство — не значит единственное. Эта идея о единстве может реализовываться с точки зрения каких-то инфраструктурных подходов. Например, строятся школы по нацпроекту, примерно соответствуют одинаковым требованиям, но что касается планировки, оснащения, интерьеров, они могут быть совершенно разные. Внутреннее содержание, оформление делается уже под конкретного директора, под концепцию школы. Мне известен подобный кейс из Томска.


У РДДМ есть 12 треков:


Медиа и коммуникации «Расскажи о главном»;
Образование и знания «Учись и познавай»;
Туризм и путешествия «Открывай страну!»;
Труд, профессия и свое дело «Найди свое призвание»;
Культура и искусство «Создавай и вдохновляй»;
Волонтерство и добровольчество «Благо твори»;
Патриотизм и историческая память «Служи Отечеству!»;
Спорт «Достигай и побеждай!»;
Здоровый образ жизни «Будь здоров»;
Дипломатия и международные отношения «Умей дружить!»;
Экология и охрана природы «Береги планету!»;
Наука и технологии «Дерзай и открывай!».

Я отчетливо понимаю, что чрезмерное единообразие, упрощение не будет работать в современной школе. Нынешних ребят не загонишь силком во что-то для них непонятное, чуждое. Они все сейчас хотят как-то выделяться, у каждого есть понимание того, чего он хочет, уже с начальной школы. Да, нужно создавать единую среду с точки зрения разных оправданных требований, например к безопасности, к качеству питания. Но содержательная палитра, конечно, должна быть разной, чтобы каждый ребенок мог выбирать. То же самое и с педагогами — настоящие профессионалы никогда не будут работать исключительно по шаблонам.

Очень важно учитывать и поддерживать инициативу самих детей. Я сейчас много работаю с Российским движением детей и молодежи, помогаю, и там как раз про это — про необходимость создавать возможности для каждого, исходя из его интересов. И это особенно важно в небольших городах, селах.
У нас в школе было так. Я учился в городе Копейске со 150-тысячным населением, школа в два этажа, два класса в параллели. Учитель информатики, он же трудовик, он же ОБЖ ведет. И вот мы ему говорим: «Александр Акимович, мы в КС играем с ребятами (компьютерная игра-стрелялка Counter-Strike, от англ. „Контрудар“, сокр. CS, или КС) — дома играем, в клубы ходим. Давайте в школе турнир сделаем?» Он поддержал, но поставил задачу: собери, говорит, народ, команды. Мы сами делали объявления, расписание турнира, команды формировали. И на зимних каникулах играли! Получился проект с возможностью реализовать какие-то лидерские компетенции у части ребят.
РДДМ — это движение для мотивированных ребят? Или оно создано, чтобы разбудить мотивацию к созиданию, к совместному деланию в массовом масштабе?
Движение может и должно вести за собой в массовом масштабе. Но все зависит от подходов. Если все будет бюрократически спускаться в школу, на советников по воспитанию, которые будут гнаться за KPI, то лучше не начинать. Тогда получатся хорошие отчеты, классные цифры в них, но по-настоящему ничего не изменится ни у детей, ни у взрослых. В движении вообще не может быть формализма. Важно простроить именно детское самоуправление. Есть известные 12 треков движения, давайте сделаем в каждом классе отвественного по треку, кому интересно. Потом на уровне школы, и все, пускай они сами собираются, действуют. Например, старшеклассник собирает и заряжает ребят из началки, которым интересно крышечки, макулатуру, батарейки собирать. То же самое по предпринимательскому треку, то же — по медиа. Когда есть внутренний двигатель, движок детского самоуправления, то все получится. Конечно, идеи проектов могут и должны предлагаться взрослыми, а дальше уже вместе. Так мы действовали и в избирательной кампании «Новых людей». Нельзя придумать, что людям нужно. Пойди и спроси, они прекрасно расскажут, что для них важно.
Если ребенок растет, чувствуя, что его мнение важно, он может влиять на какие-то коллективные решения, каким он станет, когда вырастет? Что ему это даст для реализации во взрослом возрасте? Вы же можете говорить, исходя из собственного опыта в «Капитанах», проекте, который также реализовывался в русле самостоятельной проектной деятельности.
Что дают подобные детские проекты и программы — это умение распоряжаться свободой выбора. У тебя появляется возможность пробы, за которую тебя никто не отругает. Формируется ценность постоянного коллективного обсуждения. В «Капитанах» был заведен такой формат наставничества: от студента к студенту, от старшего к младшему. Появляется умение доносить свои мысли, аргументировать. И со временем ребенок чувствует необходимость быть настоящим, не притворяться, иначе твои товарищи сразу почувствуют фальшь.

Еще очень важно, чтобы движение формировало у детей и юношества насмотренность. Если ты сам не видел, как что-то делается, если ты не стал подмастерьем и из-под стола не наблюдал за работой старших, взрослых, то у тебя не возникает образ этого действия, ты никогда не сможешь понять, твое это или нет. Надо поучаствовать, обязательно вовлечься. Я уверен, любому ребенку что-то интересно, будь то компьютерные игры, спорт, насекомые, камни… Что-то ему на сто процентов нравится. Задача — найти это посредством проб и насмотренности.
«Капитаны» — сообщество, созданное в 2015 году одноименным благотворительным фондом поддержки образовательных программ по инициативе Алексея Нечаева, основателя крупнейшей в России парфюмерно-косметической компании «Фаберлик». Фонд оказывает помощь молодым людям в возрасте от 14 до 24 лет, заинтересованным в развити предпринимательских компетенций.
*Когда номер подписывался в печать, стало известно, что Максим Гулин сложил полномочия депутата
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще