БЕСEDА

«Суверенное образование невозможно без частного сектора»

БЕСEDА
«Суверенное образование невозможно без частного сектора»
Использованное фото: Lightspring/Shutterstock.com
В Москве прошел первый Форум негосударственного образования, который ощутимо выделяется в ряду подобных мероприятий.

Вероятно, впервые негоссектор привлекает внимание власти на таком высоком уровне, рассказывая о своих достижениях и инновациях, острых проблемах, а главное, объясняя, что гособразование и негоссектор — части одной системы, которые работают на общую задачу и сильны каждый в своем.

Издатель EdExpert Денис Кравченко беседует с председателем АсНОбр Любовью Духаниной о том, что изменится после форума.
Любовь Духанина
председатель Ассоциации негосударственного образования (АсНОбр), председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», учредитель школы «Наследник»
Общая задача
—  Чем примечателен недавно прошедший форум, каких результатов объективно удалось достичь?
—  В форуме участвовали несколько тысяч человек (очно или онлайн), и я очень признательна им всем. Это были представители негосударственного сектора всех уровней образования — от дошкольного до высшего и дополнительного профессионального.

На форуме была представлена Общественная палата, Госдума Р Ф в лице вице-спикера Бориса Чернышова и лидера фракции «Новые люди» Алексея Нечаева. Выступили руководитель Комитета по просвещению Госдумы Ольга Казакова, заместитель руководителя Рособрнадзора, заместители главы Министерства образования и науки, Министерства просвещения, представители Администрации Президента Р Ф.

Мы с благодарностью восприняли обращение Сергея Владиленовича Кириенко к образовательным организациям негосударственного сектора и поддерживаем те приоритеты образовательной политики, которые он озвучил. Основная задача, общая для системы государственного и негосударственного образования, — создание суверенной системы образования. И вклад негосударственного сектора в решение этой задачи значителен. Объем вклада может различаться для разных уровней образования, но он, безусловно, есть.
Основная задача, общая для системы государственного и негосударственного образования, — создание суверенной системы образования
Так, дошкольное образование негоссектора решает проблему доступности образования, очередей в детские сады. Школы негоссектора работают с детьми с особыми образовательными потребностями: одаренными, с особенностями здоровья, двуязычными детьми. Запрос на удовлетворение потребностей такого типа семьи предъявляют не к конкретной школе, а к государству, и негосударственный сектор берет на себя эту ответственность, снимая социальную напряженность в этом вопросе.

Профессиональное образование негоссектора находится близко к реальному работодателю и способно быстро предлагать обучение по вновь появляющимся профессиям, более того, с высоким качеством подготовки.

У государственных вузов срок введения программы по новой специальности составляет почти год, у негосударственного вуза — месяц. Особенно быстро на меняющийся запрос реагирует сектор дополнительного профессионального образования, объем которого значительно растет. Программы этого вида предполагают в основном освоение содержания в короткие сроки, поэтому обучение по таким программам проходит огромное количество людей, и удовлетворенность качеством высокая.
Независимая оценка
— Но как оценить качество подготовки по таким программам? Действительно ли эти люди находят себя на рынке труда?
— Для этого уже есть работающий и нормативно обеспеченный инструмент — независимая оценка квалификации. И если учреждение ДПО на этапе итоговой аттестации вместо проверки работы определенного количества страниц будет отправлять людей на профессиональный экзамен для получения независимой оценки, это будет объективным подтверждением качества образования.

Независимая оценка качества образования существует сейчас для школьников, учительское сообщество естественным образом медленно движется в этом направлении. В дополнительном профессиональном образовании этот процесс должен разворачиваться быстрее, что в некоторых отраслях и происходит. Например, в строительстве невозможно сейчас получить квалификацию без прохождения профессионального экзамена. Я думаю, что распространение процедур независимой оценки — это вопрос времени, но важно, чтобы образовательные организации увидели для себя в этом пользу, которая на самом деле есть. Одно дело, когда образовательная организация сама рассказывает о своих достижениях, и другое, когда есть независимые результаты, подтверждающие качество образования.
На сегодня инструмент измерения качества подготовки по профессиональной образовательной программе уже существует. И у негосударственного сектора есть хорошая возможность освоить его раньше государственных организаций.

Форум дал нам возможность обсудить, как вузы выбирают свои образовательные программы, как работают над их качеством. Институты, которым более 20−25 лет, преимущественно формируют программы, исходя из запроса абитуриентов: раньше готовили экономистов и юристов, сейчас готовят IT-специалистов и графических дизайнеров. Одновременно появляется другой тип организаций высшей школы. Яркий пример — институт iSpring в Йошкар-Оле, который готовит кадры для четырех компаний по специально разработанным образовательным программам — по тому профилю, который нужен предприятиям. И это другая логика подготовки и другая бизнес-модель. Вложения компаний, которые создают такой вуз, окупаются на следующем этапе, когда в эти компании приходят хорошо подготовленные инженеры и программисты.
Равенство прав — равенство финансирования
— Форум дал возможность увидеть общую картину и высветить отдельные проблемы и задачи. Какие-то из них, наверное, звучат наиболее остро?
— Живо обсуждалась тема организации воспитательной работы, поскольку в этой сфере государство привнесло известный формат — «Разговоры о важном», церемония поднятия флага, исполнение гимна. В момент появления этой инициативы и государственный, и негосударственный секторы выражали беспокойство относительно актуальности таких форматов. Сейчас мы видим, что «Разговоры о важном» стали инструментом для расширения культурно-образовательного кругозора школьников, поддержки образовательной работы школы в той части, на которую не всегда хватает сил и ресурсов. И главное — это позитивная реакция детей, которые увидели в этих встречах смысл и возможность получить новые знания, получили возможность быть услышанными.

Содержание курса стало для ребят стимулом узнавать больше самостоятельно. Например, выступление руководителя «Сбера» Германа Грефа в рамках «Разговоров о важном» подтолкнуло старшеклассников побывать в павильоне «Сбера» на ВДНХ — узнать, какие еще финансовые механизмы, продукты существуют в современном мире, получить больше информации о возможной будущей профессии.

На форуме участники подробно обсуждали модели воспитательной работы и, в частности, вопрос пользы названных нововведений. Думаю, те участники, у которых были вопросы на эту тему, получили информацию и сформировали собственное мнение, но уже не на основании указания руководителя сверху, а в горизонтальной коммуникации с коллегами.
Чтобы увеличить финансирование школы, нужно не просто больше денег, нужны изменения механизма доведения средств
— Когда мы говорим об острых темах в частном образовании, обязательно звучит словосочетание «равенство прав». Наверняка это тоже обсуждалось?
— Это один из основных вопросов. Если выстраивать рейтинг по степени остроты проблемы в этой сфере, то на первой позиции будет равенство финансирования. Второе — это равенство социальных льгот для педагогов негосударственного и государственного сектора. И третье — это доступность помещений для организации образовательного процесса.

В вопросе финансирования единообразия нет, каждый регион создал фактически свою модель финансирования. При этом есть общая черта: не всегда финансирование стабильно, особенно в ряде регионов за Уралом, на Кавказе.
— Трудно не согласиться с тем, что у региона должно быть право самостоятельно определять модели взаимодействия, в том числе в вопросе финансов. Но должна быть отметка, ниже которой опускаться нельзя.
— Это так. Идеальной моделью взаимодействия могло бы стать хорошо организованное подушевое финансирование. И второе — региональные модели дополнительного финансирования, работающие на развитие образовательных организаций. При этом действительно выбор приоритетных направлений развития должен быть связан с потребностями региона. Хорошо бы, чтобы подушевое финансирование покрывало все направления затрат организации. Но на сегодня оно покрывает примерно 10% от годичного фонда зарплаты там, где эта модель используется.

А дальше встает вопрос: закон предписывает обеспечивать школы бесплатными учебниками. Регионы действуют по-разному: где-то их дают частным школам, где-то не дают, где-то берут деньги за диспетчеризацию этих процессов, но сами учебники бесплатны. Учебники подорожали не менее чем в пять-шесть раз, и это стало уже значимой статьей расходов у школ.

Следующий вопрос — это коммунальные платежи. Школа получает финансирование по двум каналам: субъект Федерации обеспечивает подушевое финансирование, а на инфраструктурные расходы (коммунальные платежи, здание, охрана) выделяются деньги муниципалитетом. У негосударственного сектора второго канала вообще нет. Если сейчас для госсектора изменится ситуация и ответственность за содержание инфраструктуры, зданий и сооружений будет снята с муниципалитетов и передана на уровень субъекта Федерации, тогда можно будет попытаться эти средства внести в состав подушевого финансирования.

То есть для того, чтобы увеличить финансирование школы, нужно не просто больше денег, а нужны изменения механизма доведения этих средств.
Грантовая поддержка
В ряде регионов негосударственные детские сады и школы участвуют в региональных грантовых программах. Это порождает необходимость наращивания новых компетенций у сотрудников образовательных организаций. В организациях, не обязательно во всех, должны появиться люди, которые умеют работать в проектной логике: способны придумать проектную идею, упаковать ее, оформить заявку в соответствии с условиями грантодателя, а затем реализовать запланированное и грамотно отчитаться.

Готовясь к форуму, я провела анализ участия негосударственных школ в федеральных грантовых конкурсах. С 2017 года негосударственные образовательные организации, в основном школы, получили 472 миллиона рублей от Фонда президентских грантов. Деньги были потрачены на проекты поддержки профессиональных траекторий развития обучающихся с ОВЗ, профилактику заболеваний и особенностей развития, подростковые театры, клубы, современные профессии, штабы поддержки мобилизованных и их семей.

Это говорит о том, что у команд образовательных организаций уже формируются компетенции в сфере проектной работы. Образовательных организаций, которые освоили инструмент привлечения дополнительного финансирования через социально значимые проекты, проекты в сфере культуры, становится больше.
— Те, кто участвует во второй, в третий раз, могут претендовать на большие суммы.
— И соответственно, могут браться за долгосрочные проекты. Мировая статистика по негосударственному сектору показывает, что около 30% от годового бюджета организаций — это деньги, которые получены как раз через грантовую поддержку, и всегда через конкурс. Наши организации пока не привлекают целевое финансирование в таком объеме, и эти привлеченные средства воспринимаются как дополнительный ресурс. Но зарубежный опыт показывает, что 30% дополнительных денег — это средства, которые идут на обеспечение в том числе основной деятельности организации.

В целом вопрос финансирования не решается одним распоряжением на федеральном уровне в силу того, что полномочия по, например, школьному образованию — это полномочия субъектов.

Модели финансового обеспечения организаций в некоторых регионах крайне сложные и затратные с точки зрения трудовых ресурсов, которые должна истратить школа на администрирование этих денег. Есть модели более простые, когда школа получает средства по факту деятельности, по ее отчету.

Я думаю, полезно будет в рамках работы ассоциации организовать обсуждение подобных сложных вопросов. Это позволяет видеть спектр проблем и, с другой стороны, видеть модели оптимальной организации процессов. На такие обсуждения надо привлекать региональных управленцев, и не только департамента образования, но в первую очередь финансистов, экономистов, тех, кто контролирует бюджетные деньги.

Таким образом, есть шанс продвинуть работающие и менее трудозатратные модели и облегчить жизнь всем сторонам процесса там, где пока все очень сложно.
Те, кто в тени
Еще более сложный вопрос доступа к помещениям для организации образовательного процесса. Государственные чиновники в некоторых регионах отвечают так: если бы у нас были помещения, мы бы государственные организации открыли. В этой ситуации возникает две возможности. Первая — через государственно-частное партнерство строить здания и создавать дополнительную инфраструктуру в системе образования. И второй вариант — найти способы легализации деятельности тех организаций, которые работают без лицензии не потому, что не хотят получать лицензию, а потому, что те площади, на которых они работают, невозможно лицензировать. Таких организаций становится все больше, и родители активно их выбирают.

Это сложная задача, которая требует изменения методологии разработки СанПиН, изменения подхода у служб пожарной безопасности и других контролирующих служб. Понадобится взаимодействовать с институтами, которые разрабатывают санитарные нормы, и с лидерами общественного мнения не только в сфере образования, но и в сферах здравоохранения, безопасности.






Ассоциация некоммерческих образовательных организаций регионов (АсНООР)
 — одна из крупнейших в России ассоциаций образовательных организаций. С 1996 года АсНООР работает в интересах развития образования и науки, взаимодействует с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной государственной власти.

В ассоциации более 1200 организаций из 47 субъектов Федерации. Действует 6 региональных отделений и 12 региональных представительств АсНООР.
— Чтобы решать такую проблему, надо понимать ее масштабы. Мы говорим: их много, но не знаем сколько.
— Да. Если учесть, что у нас в государственных школах на сегодня учатся больше 10 миллионов, а значит, в школах негосударственных лицензированных учатся около 200 тысяч, и это максимальная цифра обучающихся за все периоды развития начиная с 1992 года, то мы вообще не можем сегодня высчитать объем сектора дополнительного образования.

И совсем нет данных по организациям, которые не имеют лицензии. Мы сейчас как раз пытаемся оценить объем неформального сектора образования в Ленинградской области, чтобы получить данные хотя бы по одному субъекту.

На одном мероприятии мне назвали число нелицензированных частных школ, в три раза превышающее число лицензированных, для одного из районов Московской области. Видимо, можно говорить о том, что как минимум столько же частных образовательных организаций находится в тени, сколько работает официально. Что же касается дополнительного и дошкольного образования, по нашим оценкам, там следует применять коэффициент три и более.
— Конечно, вопрос вывода из тени — это ключевая задача. Здесь, наверное, заинтересованность государства, может быть, выше, чем заинтересованность тех, кто в тени работает.
— Просто нужно создавать инструменты, которые будут мотивировать организации проходить лицензирование, и при этом выдвигать реалистичные требования к условиям, которым сможет соответствовать хотя бы некоторая часть организаций.

Я снова приведу в пример Ленинградскую область, где уже есть лицензированные детские сады, которые создавались как семейные детские сады на базе коттеджей. Основную трудность для этих организаций в процессе лицензирования составили даже не требования СЭС, а требования пожарных служб, в частности обеспечение эвакуации людей.

Так или иначе, мы уже видим первые результаты мотивирующей госполитики в отношении негоссектора. Например, введение персонифицированного сертификата дополнительного образования, когда деньги на дополнительное образование школьников в регионе получает не государственный центр дополнительного образования, а семья. И семья голосует деньгами: идет либо в государственный центр дополнительного образования, либо в негосударственный. Условием допуска к этой системе получения дополнительного финансирования стало наличие лицензии для негосударственного сектора.

Все оказались в равных условиях: и от государственных, и от негосударственных организаций требуется лицензия, публичная презентация своих программ в региональных реестрах, где эти программы могут выбрать родители.

По итогам первых двух лет введения сертификатов на 10% увеличилось количество негосударственных образовательных организаций, которые вошли в систему. Это значит, они получили лицензии. Мы опасались сокращения числа педагогов в государственном секторе, но этого не произошло. Вместо этого мы увидели новые интересные программы и в государственном секторе.
— То есть появилась конкуренция.
— Да, и по итогам первого года произошло обновление программ на 7%. Родителям также выгодно это нововведение: они получили возможность самостоятельно выбирать программы, которые им действительно интересны. Нам нужно больше таких инструментов и практик, чтобы у образовательной организации появилась мотивация в этом участвовать.
Рособрнадзор поможет
— Удалось ли какие-то важные идеи в присутствии представителей власти зафиксировать, договориться о совместной работе, составить жизнеспособный документ?
— Мы договорились по серьезному вопросу, который очень беспокоит любую образовательную организацию, имеющую лицензию и тем более аккредитацию, — это взаимоотношения с Рособрнадзором.

На заседании специальной секции Рособрнадзор представил новую модель мониторинга образовательных учреждений, а Федеральный центр тестирования представил результаты аккредитации. По итогам прошлого года из всех школ, которые подали документы на аккредитацию, не прошли ее 8%, из негосударственных колледжей (СПО) — почти половина, у вузов цифра больше. Поэтому мы договорились с Рособрнадзором о начале совместной программы повышения качества работы образовательных организаций. В первую очередь будет подготовлена серия обучающих семинаров, на которых представители Рособрнадзора подробно объяснят содержание всех показателей мониторинга. Такие семинары будут организованы для всех уровней образования.

Уже формируется список вузов-участников, которые сразу направляют заявки в Рособрнадзор. Это позволит действовать оперативно. Следующий этап — работа со школами, он начнется не позднее конца марта — апреля.
— В целом можно ли сказать, что благодаря форуму мы заставили на самом верху заговорить о частном образовании? И есть ли надежда на изменение отношения к частному сектору?
— Надо понимать, что стереотипы не меняются ни за год, ни за десять лет. Это вопрос о том, как общество и власть относятся к частным инициативам в сфере образования. Во второй половине XIX века в России государственных лицеев почти не было, а было много негосударственных, и никаких общественных стереотипов по этому поводу не было. Это вопрос отношения общества к другому виду собственности, к инициативному собственнику, и это, конечно, поколенческая история.

Равное отношение декларируется в Конституции, а на практике люди еще не мыслят в этой логике. Ведь должно быть все равно, кто собственник, человек должен выбирать то, что нужно ему, но мы еще в большинстве своем к этому не готовы.

И конечно, властные структуры выбирают чаще вариант прямого управления, а прямое управление — это управление государственными объектами. Как только возникает негосударственный объект, скажем завод, государство вынуждено искать способы взаимодействия. И особенно небыстро складывается механизм взаимодействия, когда нужно встроить возможности, ресурсы такого завода в решение государственных задач.

Необходимость частного сектора образования в стране признается, потому что иным способом часть семей не может реализовать свой образовательный запрос. Это значит, что эффективная работа в целом в системе образования и независимая система образования России возможны только в тесном альянсе государственных и негосударственных организаций.
— Тогда государство будет воспринимать частное образование как собственный ресурс, пусть не с прямым управлением, но ресурс?
— Да, и найдет способы выстраивания коммуникаций. Поэтому, когда мы говорим о создании суверенной системы образования, частный сектор тоже рассматривается просто как часть системы. И действительно, в некоторых регионах еще большой путь надо пройти, чтобы управление в системе образования из логики «а что там у них есть» трансформировалось в логику «у нас есть хорошие практики в негосударственном секторе, которые мы продвигаем в нашей государственной школе».

Речь идет об изменении мышления и о преодолении давней традиции сильного управления по вертикали с помощью концепции agile, которая нам тоже хорошо уже знакома.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще