ШКОЛА. ЛИДЕРЫ

Школа обгоняет время

В этой школе ответственность не только у директора и замов, но и у каждого педагога. Субъектность не только у ребенка, но и у учителя. Здесь чаще слышишь: «наставник», «тьютор», «помощник», чем «руководитель». Распределенное управление предпочтительнее, чем сильная вертикаль.

При этом в сфере менеджмента все более чем благополучно: этой команде удается быть буквально впереди всех. У нас только один вопрос: как? Отвечают лидеры образовательной практики школы «Личность» в Новороссийске.
  • Елена Сычева
    кандидат педагогических наук, директор ЧОУ СОШ «Личность»
  • Елена Рудик
    заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по НМР
  • Снежана Федоренко
    заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по УВР
  • Наталья Алексеенко
    заместитель директора ЧОУ СОШ «Личность» по ВР
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — негосударственная организация

Директор — Елена Сычева

Количество обучающихся — 160

Местонахождение — г. Новороссийск, http://shkola-lichnost.ru/
Нестихийная инициатива
Школа «Личность» задумывалась как организованная альтернатива стандартным подходам в образовании и пространство для инноваций. Идея вкладывать деньги в частное образование более чем необычная для того времени, но тем не менее в открытии школы есть большая заслуга города. Сегодня можно уверенно сказать: труды всех причастных оправдались.

 — «Крестным отцом» и идейным вдохновителем нашей школы я считаю Петра Юрченко, заслуженного учителя РФ, — рассказывает директор Елена Сычева. — Он убедил меня возглавить будущее негосударственное учреждение, предложил использовать пустовавшее здание детского сада.
Более десяти лет школа входит в пятерку лучших образовательных организаций Краснодарского края по критерию сдачи ЕГЭ — 85 и выше
Ничего не вышло бы без поддержки тогдашнего мэра города Валерия Прохоренко, поверившего в меня, молодого директора. Его усилиями была сделана реконструкция, ремонт здания. И хотя его содержание сейчас требует огромных вложений (таких, что проще построить новое), отсутствие в том числе арендной платы дает возможность льготного обучения 25% контингента (дети, чьи родители работают в бюджетной сфере, победители олимпиад, отличники).

Педагогом-наставником и эталоном современного директора стала для меня Любовь Машина, директор московской частной школы «Президент»; от своего школьного учителя русского языка, а затем коллеги Александры Самигуллиной я восприняла один из главных принципов работы: обучение не ограничивается рамками урока.
В открывшейся в 1998 году школе было всего 28 учеников с 1-го по 7-й класс. Сразу был взят курс на сотрудничество с лучшими практиками. Значимый педагогический опыт привозили отовсюду и адаптировали к своим задачам и особенностям. А через семь лет случился эксперимент с ЕГЭ, о котором город и край узнали только в ноябре. Старшеклассники «Личности» заняли первое место по количеству баллов по математике и второе по русскому языку уже в тот первый экспериментальный год.

Сейчас в школе 160 детей и 76 сотрудников, и уже более десяти лет школа входит в пятерку лучших образовательных организаций Краснодарского края по критерию сдачи ЕГЭ — 85 и выше.
— Это важная задача школы — подготовить детей, которые смогут претендовать на лучшие позиции в жизни, и мы эту задачу выполняем, — поясняет директор. И действительно, «Личность» входит в топ-100 лучших учебных заведений России в рейтинге 2020 года по конкурентоспособности учеников. В этом же рейтинге школа занимает 34-е место по конкурентоспособности учеников по гуманитарным дисциплинам, 18-е место — по естественно-научному направлению. Каждый третий ученик — победитель муниципального этапа ВОШ по основным предметам.

 — Конечно, родители заинтересованы в том, чтобы дети получали превосходное образование и поступали в ведущие вузы Москвы, Санкт-Петербурга. И наши дети становятся студентами МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ. Многие выбирают профессию врача и учатся в Первом Сеченовском, Пироговском университетах. В этом году несколько выпускников поступили на бюджетные отделения в МГИМО, чем мы очень гордимся, — рассказывают педагоги.
Мир как текст
Заместитель директора по НМР Елена Рудик работала в другой школе и наблюдала со стороны, что происходит в «Личности»: там учился в 10-м классе ее сын, дальнейшее поступление которого на бюджетные отделения сразу МГУ и НИУ ВШЭ Елена считает заслугой школы.

 — Все, что я видела там: и внеклассные мероприятия, и учебная деятельность, производило ошеломительное впечатление своей «настоящностью», уровнем организации процессов, вниманием к индивидуальным достижениям ребенка.

Первым делом, в которое включилась новый завуч, был проект, посвященный развитию читательской культуры «Про-движение книги». В чем суть? Берем книгу (от Валентина Каверина до Умберто Эко) как основу для организации метапредметной, проектно-исследовательской деятельности. Ребенок при поддержке тьютора формулирует исследовательскую задачу с позиций одной из областей знания: математики, истории, биологии, и тьютор индивидуально работает с ребенком в течение двух месяцев.
Сегодня этот локальный проект для учеников одной школы вырос в сетевой всероссийского масштаба с участием нескольких десятков школ от Волгограда до Читы. Книга и читательские компетенции — в основе образовательного процесса школы, а развивать функциональную грамотность здесь начали задолго до того, как стали широко обсуждаться результаты PISA.

Каждый год педагоги «Личности» представляют свой опыт на международных всероссийских конференциях: 75 публикаций в научно-методических изданиях, рецензируемых ВАК, сборниках статей конференций; мастер-классы по развитию креативного, критического мышления, которое лежит в основе функциональной грамотности, приемы работы с текстом на уроках истории, математики, биологии.
Развитие читательской культуры — не единственное направление работы. Театральные, туристические, спортивные проекты, сотрудничество по линии ЮНЕСКО, включающее детей в изучение культурного и природного наследия, — все это расширяет рамки общения, социализирует.

Статус школы как базовой площадки НИУ ВШЭ тоже дает много возможностей и детям, и родителям, и учителям. Академия старшеклассников с погружением в отдельные предметы, олимпиадное движение «Высшая проба», чемпионат сочинений, онлайн-собрания для родителей, курсы повышения квалификации и олимпиады для педагогов «Профи-край», в которых преподаватели участвуют ежегодно — и побеждают.

Такого рода внеурочной и учебной работы в школе много, но главное, что важен ребенок в проекте, а не проект ради проекта. Как и инновация — для лучшего результата, а не ради самой инновации.
Научно-методическое чутье
Многие инновационные идеи в этой школе реализуются раньше, чем в среднем по стране. Дистанционное обучение — с 2010 года, индивидуальные учебные планы старшеклассников — более десяти лет, история сетевого взаимодействия в школе начинается с ее открытия.

 — Мы ясно осознаем свою административную задачу: идти вперед, опережать практику, — отмечает Елена Рудик. — Наверное, частное образование интересно не тогда, когда стоит вровень с имеющейся практикой, проявленными тенденциями, а когда реализует эту главную возможность — двигаться вперед. Зону ближайшего развития для себя и его направления мы определяем сами, в чем видим отличительную особенность нашей организации.
Частное образование интересно не тогда, когда стоит вровень с имеющейся практикой, а когда реализует главную возможность — двигаться вперед
Мы неоднократно становились региональной площадкой по теме методического сопровождения деятельностного подхода, и уже тогда для нас это была скорее констатация факта, уровня нашего актуального развития. В 2017 году школа стала ресурсно-методическим центром НИУ ВШЭ по направлению «Смешанное обучение» и работала по этой теме два года. Выбор темы обоснован тем, что именно смешанное обучение позволяет осуществлять персонализированный подход к детям. Например, мы проводим уроки в модели «ротация станций», которые позволяют организовать деятельность индивидуально.

Надо сказать, что мы пришли в НИУ ВШЭ уже достаточно подготовленными, опытными в организации смешанного обучения, мы были интересны коллегам. Одновременно такое сотрудничество помогает нам быть на несколько шагов впереди.
Проверкой качества нашей научно-методической работы стал вынужденный переход на дистант, затратный с точки зрения количества усилий педагогов, но в целом безболезненный. С первых дней онлайна через использование Google-форм мы организовали живое общение и сопровождение педагогов. В Google-таблицах задали параметры мониторинга работы педагога: приемы, практические кейсы, вопросы. Педагог каждый день заполнял эти позиции, мы анализировали таблицы и оказывали методическую помощь. Обратная связь была мгновенной. Нам удалось уйти от необходимости создавать множество неэффективных чатов. Jamboard, другие интерактивные доски — мы сразу использовали все необходимые цифровые инструменты, чтобы избежать эффекта говорящей головы на экране и организовать в цифровом пространстве полноценный учебный процесс. На методическом совете оперативно разработали основы работы в Zoom — это единственный инструмент, который был для нас новым.

Так что инноватика для нас часть повседневности. Когда ввели ФГОС, мы поняли, что уже действуем в рамках, задаваемых этим стандартом; сейчас говорят о новом ФГОС, и мы понимаем, что и в этом направлении шаги уже нами сделаны.
Отряд избранных
При обилии интересных научно-методических идей удается избежать эффекта лоскутного одеяла, сохранить целостность образовательного процесса.

 — Все зависит от лидера, правильно выстроенной системы методической работы, а также индивидуальной системы сопровождения педагогов, — поясняет Снежана Федоренко, заместитель директора по УВР.

 — В методическую работу мы погружаемся на каникулах, когда не работаем с детьми и родителями. Завуч здесь выступает как тьютор, координатор, помощник. Педагоги видят, что не отнимается время от учебного процесса, все оптимально организовано, видят, что система эффективна, и принимают ее. В методической работе только так: увлечь, смотивировать, заинтересовать.

Для нас очень важно, чтобы все педсоветы, методсоветы проходили в деятельностном ключе. Если мы изучаем формирующее оценивание, то организуем соответствующую работу педагогов в группах. Если осваиваем технологию Agile в eduScrum, то проводим педсовет в этой технологии, чтобы показать, как она работает.
Необходимо, чтобы учителя были ответственны за те решения, которые в школе реализуются, чтобы были включены в этот процесс и понимали свою роль в нем, да и вообще в работе школы. А это происходит только тогда, когда есть деятельность и делегирована ответственность каждому педагогу.

Субъектность детей в обучении невозможна без субъектности учителей, именно с этого надо начинать. Эта позиция не сложится в работе педагогов без предварительной работы с ними.

Поэтому в школе «Личность» тьюторы есть не только у ученика, но и у педагога: работает система индивидуального сопровождения. В начале каждого учебного года учитель и тьютор определяют точки роста, то есть результат года, к которому нужно идти, и инструменты, которые понадобятся. Таким образом, каждый педагог движется по своей траектории индивидуального развития в своем темпе.
Дальше — еженедельные встречи, на которых мы анализируем, что получилось, что не получилось, делаем промежуточный анализ (не назову это контроль). По группам работаем над направлениями научно-исследовательской работы школы: кто-то разрабатывает диагностику чтения с экрана, кто-то занимается смешанным обучением, кто-то конкретизирует стратегиальный подход.

Педагоги в частной школе в принципе высоко мотивированные люди, наши педагоги — это отряд избранных, в котором к каждому надо подходить индивидуально, понимая запросы, потребности, особенности.
За пределами кабинета
Рассматриваем школьную газету последних лет: живые голоса детей, мнения и достижения, плотный событийный ряд, сгущенное школьное время. Много публикаций посвящено самоуправлению, деятельности «парламента», статусам и премиям «Ученик года», «Класс года». Видно, что это важно, престижно.

 — Все, что происходит на уроке, должно продолжаться и вне его: проектная работа, вовлечение в познавательную деятельность во всех возможных формах. Поэтому мы много чего перепробовали, чтобы наполнить смыслом перемены: мини-квесты, печа-кучи, небольшие экспериментариумы. Поэтому важен проект «Образовательное пространство», где ребенок может участвовать в преобразовании школьного пространства, его обживании и оживлении, — рассказывает Наталья Алексеенко, заместитель директора по ВР.
— Те компетентности, которые мы формируем в учебном процессе, не могут не развиваться во внеурочной деятельности, иначе встанет вопрос о целостности и системности работы школы. Поэтому мы используем рейтинговую оценку активностей, на основании которой присваиваются статусы «Ученик года», «Класс года». Детей это мотивирует быть более инициативными, участвовать в большем числе событий.

В самоуправлении дети учатся коммуникации, ответственности и умению самостоятельного планирования. Когда ребята в роли администраторов становятся полноправными хозяевами школы и кабинета директора, они соприкасаются с ответственностью, осваивают новые социальные роли. Опыт инициативной группы, которая участвует в самоуправлении, распространяется и на остальных, меняет качество взаимодействия в детском коллективе. Происходит воспитание авторитетом старшеклассников. При нашем количестве учеников все друг друга знают, авторитет значим, и нормально, если старший корректно укажет на несоответствия младшему или, наоборот, подбодрит.
Глядя в будущее
Планов много. Есть желание и готовность открыть для города классы предуниверсария, хотелось бы вывести детсад из здания школы, — рассказывает директор.

 — Но складывается впечатление, что, несмотря на первоначальную инициативу, благодаря которой школа возникла, еще нет того уровня общественной зрелости, когда можно говорить об инвестициях в частное образование, тем более об идее эндаумента. Успешных, законченных проектов ГЧП, мягко говоря, немного.

Но отмечу лишь, что не вкладываться в образовательную инфраструктуру нельзя. Яркий пример: мы в этом году приняли на работу пятерых специалистов, из них только один из Новороссийска.
В любом случае нам неинтересно замыкаться в себе и работать только в рамках своей организации, а интересно выходить на уровень взаимодействия с сетевыми партнерами, не только с частными школами, но и с государственными, с самыми разными, в том числе из глубинки, — объясняет Елена Сычева. — Продолжаем дружить с частной школой «Президент», которая делится с нами находками, новшествами в московском образовании. Приятно смотреть, как движется семимильными шагами школа «Поколение» в Волгограде, с которой нас связывают годы дружбы и совместных проектов. Дружим и сотрудничаем со школами «Эрудит» и «Лидер» из Краснодара.

Являясь для кого-то, может быть, отправной точкой, мы стараемся учиться у коллег-партнеров, двигаться вперед, поддерживать друг друга. В этом смысл уникального и непростого сообщества частного образования, которое развивает инновационные идеи, и прежде всего такие, где ребенок в центре всего.
Беседу вела Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще