В ЦИФРЕ. ДОШКОЛКА
Гаджеты в песочнице. Нужны ли дошкольникам технологии?
Кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с обучающей программой. Основы программирования, развитие речи или эмоционального интеллекта — что угодно, достаточно лишь немного упростить контент. Но дошкольник — это не просто маленький человек, а другой — с точки зрения возможностей мозга и приоритетов развития.
Елена Игнатьева
Эксперт в области дошкольного образования, основатель международного детского сада «Kids' Estate», призер конкурса «Деловая женщина 2015» в номинации «Безупречная репутация»
Место технологий
Ведущий вид деятельности у дошкольников — игра, которая постоянно эволюционирует, основной способ познания — имитация или подражание, основа знаний — собственный опыт.

Важно также не забывать про возрастную сензитивность, основы изучения которой заложил в 30-е годы XX века Лев Выготский. Сензитивные периоды отражают биологические и психофизические закономерности развития человека. Это периоды максимальных возможностей для развития определенных свойств психики и моделей поведения, а также восприимчивости к приобретению определенных навыков. За сто лет человек биологически не изменился, закономерности его развития остаются все теми же. Дошкольное детство — по-прежнему наиболее благоприятное время для сенсорного и речевого развития, усвоения порядка, тренировки движений и социальных навыков.

Мне нравится образ дошкольного детства как большой игровой площадки, где есть песочница, сенсорный и творческий уголки, горки, спортивные комплексы, качели, детские тренажеры и многое другое. Здесь дети общаются, договариваются, решают разные, все время новые задачи в зоне их актуального развития, из области познания, творчества, социального взаимодействия, физического развития.
Взрослый на этой площадке — НАБЛЮДАТЕЛЬ — МОДЕРАТОР — ФАСИЛИТАТОР, который помогает исследовать среду, наладить взаимодействие с ней, освоить новые модели поведения. Он учит детей распознавать эмоции и разрешать конфликты. Только взрослый способен перевести ребенка из зоны актуального в зону ближайшего развития. И, наконец, взрослые служат детям моделями для подражания.

Образ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ — метафора идеальной среды для экологичного и эффективного образования, ее сущностная характеристика — изменчивость, отсутствие застывших форм благодаря всегда естественной, незапрограммированной реакции участников процесса. А раз так, от ребенка требуется высокий уровень адаптации, совершенствование ее механизмов.

Существует разрыв между предложением рынка технологий и тем, что нужно и полезно ребенку-дошкольнику. В основном предлагаются почти те же решения, что и детям постарше и даже взрослым, только в слегка упрощенном виде. Считается, что так можно освоить полезные навыки. Но, как правило, навыки эти узкие и неактуальные для маленьких детей, если смотреть на развитие ребенка с научно-обоснованных позиций. Эффективность подхода «наедине с гаджетом» — полная иллюзия: даже условно разнообразный контент искусственной среды никогда не сравнится с многообразием постоянно меняющейся естественной среды нашей детской площадки.
Эта программа подходит как для начинающего, так и для опытного специалиста. Процедура диагностики стандартизируется, ошибки при обработке данных сводятся к минимуму. Удобно, что в программе есть ссылки на используемые методики.
Лидия Мельникова, психолог
И все же место технологиям в жизни дошкольников можно найти, но только при условии, что без них невозможно или с ними лучше. Как правило, это связано с задачами в области коррекционной работы с детьми. В остальных случаях технологии должны остаться за пределами площадки и находиться в руках взрослого, который использует их для решения определенных задач.

Первая задача взрослого — рассмотреть все оттенки и нюансы психологической реальности ребенка и определить, насколько его индивидуальные характеристики соотносятся с возрастной нормой. Это делается посредством наблюдений или проведения обследования, что вместе формирует процесс диагностики.
По итогам обследования система формирует актуальный профиль психофизического развития ребенка с цветными диаграммами, а также заключение. При ручной обработке результатов вероятность ошибки достигает 20%. Компьютерное тестирование повышает точность диагностики, освобождает специалиста от рутины.
Ирина Еремина, логопед
Диагностика — многоступенчатый процесс, включающий наблюдение, сбор данных, их обработку и интерпретацию результатов. В идеале диагностика должна проводиться регулярно, с периодичностью два раза в год. Однако в реальности мало кто из педагогов широкой практики уверенно владеет необходимым инструментарием.

Неверно пытаться анализировать области развития, которые в том или ином возрасте неактуальны, потому что мозг ребенка к ним не готов. Если наша цель — целостное развитие ребенка, то задача диагностики — определить все параметры его развития, описать их, собрать по ним информацию и выделить те из них, которые требуют особого внимания. Последние мы называем «красными маркерами». Выделив их, важно понять причины проблем и сформировать направления работы с ребенком.

Своевременная коррекция при ранней диагностике помогает избежать многих проблем в школьный период и повышает успешность ребенка в школе, позволяет сократить общие затраты семей и государства на коррекционную работу и последующую адаптацию.

Итак, результаты диагностики нужны педагогам для реализации индивидуального подхода к ребенку, а сам процесс диагностики может быть максимально формализован, автоматизирован.
Доступная диагностика
Система Smart School Pro оперативно диагностирует особенности психофизического развития на основании заданий, которые предлагаются ребенку, а также протоколов наблюдения педагогов.

Данные обрабатываются, сравниваются с нормотипичным профилем, который используется в качестве бенчмарка, делается вывод об уровне развития ребенка в пределах каждой из линий. Результаты системы максимально точны и определенны. Это не вывод в формате «соответствует — не соответствует», а точное определение уровня («низкий — средний — высокий») с учетом возраста.
И все же место технологиям в жизни дошкольников можно найти, но только при условии, что без них невозможно или с ними лучше

Диагностика проводится по 15 параметрам, или линиям развития дошкольника:

  • Мышление
  • Память
  • Внимание
  • Восприятие
  • Воображение
  • Речевые навыки
  • Общая осведомленность
  • Учебная мотивация
  • Произвольность
  • Коммуникативные навыки
  • Игровые навыки
  • Бытовые навыки
  • Эмоциональный интеллект
  • Тонкая моторика
  • Общая моторика
Без любого из этих параметров картина развития ребенка станет неполной. При этом важно понимать, что не для всех возрастов актуальны все перечисленные параметры. Чем старше ребенок, тем больше критериев анализируется.
Следить за динамикой
Еще одна область аналитики, где уместны и необходимы технологии, — мониторинг образовательного процесса.

Сейчас ведется множество споров, можно ли оценивать успехи маленького ребенка. Убеждена, что мы можем и должны следить как за динамикой развития детей, так и за качеством образовательного процесса. Вопрос должен быть переведен в плоскость, как это сделать правильно. Поэтому очень важно правильно сформулировать задачи, которые ставятся перед мониторингом.

Традиционно выделяют пять областей образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, включающих когнитивное, речевое, социально-коммуникативное, творческое и физическое развитие. В зависимости от программы, образовательных принципов и подходов можно разработать протоколы наблюдений за ребенком по каждой из областей. Сравнивая результаты ребенка с целевыми показателями программ, зная его индивидуальные особенности и возможности, определенные в ходе диагностики психофизического развития, мы вплотную приближаемся к реализации задачи индивидуализации образовательного процесса.
Диагностика экономит время сотрудников. Работа педагогов становится более понятной и заметной для родителей, благодаря чему между ними складываются доверительные отношения.
Галия Абдуллина, психолог
Образовательные технологии Smart School Pro позволяют собирать, анализировать, интерпретировать информацию, отображать ее в удобном виде, например, в виде графических изображений. Система автоматически формирует и сохраняет заключения по каждому ребенку. Таким образом, формируется целостное видение уровня развития ребенка.

Мониторинг образовательного процесса также дает возможность в удобном формате увидеть данные по группе детей, что позволяет оценить результаты работы педагогов и воспитателей, сравнить эффективность различных подходов и программ. Таким образом, аналитика и информация позволят нам делать более обоснованный выбор педагогических стратегий, оптимальных для конкретного ребенка или группы.
Agile-подход
Еще одна область применения технологий в образовании — создание единого информационного пространства образовательного учреждения, в том числе дошкольного.

Когда образование становится персонифицированным, оно перестает быть шаблонным. Тогда учреждение выбирает agile-подход к организации процессов в школе и ДОУ, чтобы достичь слаженности, четкости и скоординированности действий всех субъектов образования. Для этого нужны современные средства коммуникации и по-новому налаженное взаимодействие как внутри ДОУ, так и в системе «школа/ДОУ — семья». На смену неэффективным общим чатам должна прийти дружелюбная среда прозрачной и персонифицированной коммуникации.
Диагностика Smart School Pro дает полную и доступную в любое время информацию о развитии каждого ребенка. Это увеличивает результативность работы педагога с группой.
Марина Юркова, воспитатель
Технологии — это инструмент для взрослого, для использования вне условной детской площадки, а не внутри нее. Маленьким детям и без гаджетов есть чем заняться, а взрослым, решающим маркетинговые задачи, не нужно создавать иллюзию действий в интересах детей. Оставим детям их детство.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more