люди. инноваторы

Российское образование меняют женщины

люди. инноваторы
Российское образование меняют женщины
Использованная иллюстрация: Lightspring/Shutterstock.com
Ей всегда 35. Она ценит независимость, не боится рисковать и открыта новому. Она самостоятельна, амбициозна, желает успеха не только себе, но и коллегам. Это — характерные черты инноватора в образовании нашего времени. Этот инноватор — женщина. Ее портрет создали специалисты Инобра ВШЭ на основе исследований последних восьми лет.
  • Анастасия Андреева
    стажер-исследователь Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ
  • Диана Королева
    заведующая Лабораторией инноваций в образовании НИУ ВШЭ
  • Софья Кишкина
    студентка НИУ ВШЭ
Методики и выборка
Какие черты выделяют людей, способных менять облик российского образования? Таким вопросом задались эксперты Института образования НИУ ВШЭ и взяли в качестве базы для исследования обширную аудиторию Конкурса инноваций в образовании (КИвО) — крупнейшей отраслевой площадки для инноваторов, которая за девять лет своего существования объединила около 14 тысяч человек из всех регионов России. Ежегодно на конкурс представляется 500-1000 проектов.
  • Диана Королева
    куратор конкурса и руководитель Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ
    Материал исследования — это результаты цикла исследовательских проектов Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ с 2014 по 2021 год. Это уникальная концентрация индивидуальных разработчиков и небольших команд, задействованных в разработке инновационных проектов для системы образования.
С помощью каких методик были получены результаты? Организаторы использовали социально-демографический опросник (так называемую паспортичку), ценностный опросник Шварца, шкалу «Причины основания бизнеса», разработанную в рамках «Панельного исследования динамики предпринимательства» Мичиганского университета, и опросник FINCODA.
Ценности
Средний возраст инноватора — 35 лет — не меняется, что говорит о постоянном обновлении сообщества, ведь, если бы в нем оставались одни и те же люди, аудитория бы «взрослела». Количество женщин в конкурсе всегда примерно на 30% больше количества мужчин, эта пропорция остается стабильной из года в год.

Инновациями в образовании чаще занимаются специалисты, работающие в системе образования: 60% проектов предлагают учителя дошкольных и общеобразовательных организаций, педагоги СПО и вузов, научные сотрудники, руководители образовательных организаций. Доля проектов внешних инноваторов — предпринимателей, сотрудников некоммерческих организаций, школьников и студентов — составляет 40%.
Инновациям нужна свобода. Увы, их очень просто задушить правилами и нормативами
В иерархии ценностей исследуемого нами типажа важнейшее место занимает самостоятельность (ранг 1 из 10 базовых ценностей, средняя центрированная оценка = 0,95). Высокий запрос инноваторов на самостоятельность свидетельствует о том, что они независимы от мнения других и стремятся контролировать происходящее, полагаясь на собственные умения и возможности.

Ценности универсализма и благожелательности стоят на 2-м и 3-м месте в ранге из 10 базовых ценностей (средняя центрированная оценка = 0,72 и 0,62 соответственно). Это указывает на то, что инноваторы в образовании хотят направлять свою активность на улучшение жизни окружающих, стремятся выходить за пределы своего «я», то есть нацелены на заботу об общем благосостоянии и интересах других. При этом респонденты хотят помогать как своему ближайшему окружению — членам семьи, коллегам (благожелательность), так и более широкому социальному кругу (универсализм).
Ценность открытости новому, активной жизненной позиции (риск/новизна) для опрошенных участников конкурса не очень высока, но значительно выше, чем для выборки по России в целом (0,02 против -0,8 соответственно). Другими словами, ценность активной жизненной позиции для исследуемой группы не находится в топе, но, в отличие от значения этой ценности для среднего россиянина, не характеризуется и отрицательной выраженностью. Таким образом, участники опроса готовы включаться в инновационную активность, которая, как правило, связана с неопределенностью и риском.

Большинство инноваторов ориентированы на то, чтобы осваивать одновременно очень разные навыки в разных сферах: в проектировании образовательного опыта (53%), управлении ресурсами своего проекта (57%), управлении командой и лидерстве (49%), ведении социальных сетей (46%), лоббизме (42%), в сфере методик креативного мышления (51%), навыков и знаний о комьюнити-менеджменте (42%) и коммуникации с партнерами, профессиональным сообществом и госорганами (GR, PR).
Значение для практики
Авторы исследования полагают, что понимание образа современного инноватора открывает управленцам и стейкхолдерам дополнительные возможности для трансформации системы через низовую инициативу.

Получившийся портрет адресован как раз тем, кто «сверху» — руководит образовательной политикой, разрабатывает технологии и программы. Чтобы найти хорошую низовую инициативу, важно знать, где и как ее можно встретить и чем поддержать. Несколько советов от экспертов лаборатории для тех, кто принимает решения:
1
Сотрудники образовательных организаций не только готовы принимать изменения сверху, но и сами способны генерировать инновации. Зачастую их идеи гибче и перспективнее больших и громоздких программ, которые спускаются образовательным организациям сверху.

Это ресурс для разнообразия инновационных решений, поскольку государственное реформирование, учитывая его масштаб, не всегда приспособлено к локальному контексту, не всегда достаточно ориентировано на потребителя. Инноваторы могут эффективно реализовать и централизованные программы развития, выступая в качестве агентов изменений.
2
Бизнес и другие внешние акторы тоже могут предложить образованию много интересного, стать источником развития системы образования, если проводить грамотную управленческую политику.

А именно: нужно сформулировать для них насущные запросы системы образования и организовать площадки сбора и отбора инновационных проектов (маркетплейсы). Поощрять сотрудничество внешних и внутренних акторов можно за счет отдельных грантов и конкурсов, через создание в образовательных организациях консультационных советов и проектных офисов с участием внешних инноваторов и тому подобное.
3
Статус и дружелюбная среда для инноваторов не менее важны, чем финансовая поддержка. То есть финансирование инноваций — основной, но не единственный способ поддержки проектов и инноваторов.

Нужно рассказывать про низовые инновации и их авторов на ресурсах министерств, образовательных организаций, в СМИ — это повысит статус конкретного преподавателя и профессии в целом. Также важно создавать среду для самореализации: давать время и специально отведенное пространство для развития инициативы до состояния готового продукта (например, расширяя линейку инновационных площадок).
4
Инновациям нужна свобода. Увы, их очень просто задушить правилами и нормативами. Ценностные установки инноваторов (готовность брать на себя ответственность и риски) позволяют им вовлекаться в сложную и неблагодарную, но важную для системы инновационную активность. Чтобы не лишать этих людей пространства для творчества, необходимо оставлять возможность самостоятельного выбора образовательных стратегий — путей достижения образовательных результатов, заложенных ФГОС. А организация проектных конкурсов и инновационных площадок предоставит педагогам возможность ошибаться и рисковать для апробации и докрутки инновационной идеи.
***
Результаты исследования уже нашли отражение в научных трудах, среди которых работы, посвященные иссле­дованию ландшафта образовательных инноваций и разбору ценностей и мотивации акторов образовательных инноваций, а также другие публика­ции, вышедшие в журнале «Вопросы образования», сериях «Современная аналитика образования», «Факты обра­зования» и других изданиях.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще