школа. ценности
Евангелисты —
покровители старшеклассников
школа. ценности
Евангелисты —
покровители старшеклассников
Перед старшей школой традиционно стоит задача профилизации обучения. Воспитательные смыслы могут отступать на второй план или… нужно найти место и для них? Как сохранять баланс внутри этого противоречия, рассказывают руководители Гимназии святителя Василия Великого.
Елена Хавченко
директор Гимназии святителя Василия Великого
Тип образовательной организации — гимназия

Форма собственности — негосударственная образовательная организация

Директор — Елена Хавченко

Количество обучающихся — 402 человека

Местонахождение — Московская область, http://www.vasiliada.ru/
Символы
Идея создать старшую школу как профильную развивалась с момента основания гимназии в 2006 году. Предполагалось, что в старших классах ученики будут выбирать один из четырех факультетов гимназии, названных первыми буквами греческого алфавита, — «Альфа», «Бета», «Гамма» и «Дельта».

Древний византийский крест и раннехристианские рыбы, лев, телец и орел — христианские символы и образы сопровождают гимназистов на протяжении обучения: в знаменах, форме, на торжественных мероприятиях они служат напоминанием для них о Христе и Евангелии. Свой евангелист-покровитель есть у каждого из профилей: святой апостол и евангелист Матфей — у факультета «Альфа», где углубленно изучают математику, английский и обществознание; Марк — у факультета «Бета» (политика и право), Лука — у факультета «Гамма» (естественные науки), Иоанн — у «Дельты».
«Почти десять лет назад система создавалась на основе опроса родителей, учителей, старшеклассников, — рассказывает Елена Хавченко, директор гимназии. — Фактических данных было немного, так что система строилась в некоторых случаях интуитивно. Для нас было важно предложить в рамках православной гимназии разные профили, чтобы старшеклассники оставались учиться в 10−11 классе, а не уходили в профильные школы.

Нужно было сделать такую старшую школу, которая осуществляла бы миссию гимназии — вырастить искренних патриотов России, которые чтят родную историю, являя достойный пример для подражания следующим поколениям гимназистов. Вне зависимости от того, какую профессию выберет наш выпускник, для нас важно, чтобы он оставался православным человеком».
100 маршрутов
Насколько сложившаяся система профилей (факультетов) соответствует запросу нынешнего поколения гимназистов и родителей? Не изменились ли представления родителей и выпускников о выборе вуза и профессии?

Чтобы получить объективную информацию на этот счет, в гимназии проанализировали почти 100 образовательных траекторий выпускников, выбор учебного заведения, факультета и профиля подготовки. О результатах рассказывает Иван Смирнов, к. б. н., заместитель директора по контролю качества образования:
«Чаще всего наши выпускники поступают в МГУ имени М. В. Ломоносова и МГИМО МИД РФ: 25% и 22% от общего числа опрошенных. Вторая закономерность: чаще всего выпускники продолжают обучение по направлению экономики (или бизнеса), что соответствует профилю «Альфы». Остальные профили представлены практически равномерно: 1/5 часть выпускников видит свое будущее в области политики и юриспруденции, 16% выбирают медицинские или технические вузы (факультет «Гамма»), а оставшиеся выпускники связывают свою работу с творческими специальностями (дизайн, искусствоведение, журналистика и пр.), что соответствует профилю «Дельта».
Вне зависимости от того, какую профессию выберет наш выпускник, для нас важно, чтобы он оставался православным человеком
На втором этапе исследования опросили также педагогов, выясняя их отношение к школьным традициям и укладу жизни, событиям общешкольной жизни, которые проектируются для школьников. Обработав данные двух этапов исследования, мы составили программу общешкольных мероприятий. Технология разработки такой программы включает несколько шагов, ее можно использовать и в других образовательных организациях.

Во-первых, анализируем, какие профили выбирают старшеклассники и в какие вузы идут выпускники. Во-вторых, выясняем, как воспринимают педагоги традиционные мероприятия и ценности образовательной организации. В-третьих, проектируем годовой цикл мероприятий, направленных как на профессиональное самоопределение старшеклассников, так и на воспитательные задачи образовательной организации».
Трудности пересборки
Исследование показало не только высокий академический результат выпускников, но и точки роста, перспективы развития.

«Система профилей работает с точки зрения обучения, но пока не позволяет реализовать все воспитательные задачи, которые ставит гимназия. Хотя бы потому, что профилизация начинается только с 10-го класса и явление факультетов не охватывает основную школу (5−9 классы). А значит, ограничены возможности общения между классами внутри факультетов, возможности участия во многих событиях школьной жизни», — продолжает Елена Хавченко.

Как показал опыт прошлых лет, профилизация ранее 10-го класса в отношении выбора академических дисциплин нецелесообразна. Но в ряде российских и зарубежных школ деление на «факультеты» или «дома» носит не только академический, но и воспитательный характер: развивает навыки общения вне класса, социальную активность, лидерские качества.
В этом учебном году в пилотном режиме программу реализовали в обновленном виде: концепция факультетов расширена на 5−9 классы. Каждый из этих классов выбрал для себя один из факультетов, школьники включились в круг факультетских событий, что должно привести к повышению осознанности выбора профиля, усилить продуктивное взаимодействие в разновозрастном коллективе.

Выбор делает класс, но административное регулирование процесса тоже возможно, чтобы обеспечить равномерное распределение учеников. По итогам учебного года можно изменить выбранный профиль: хорошо, если дети включатся в работу других факультетов и получат разнообразный социальный опыт. За участие факультета в образовательных, спортивных, творческих и общественных мероприятиях начисляются баллы.

С каждым из факультетов работает наставник, который обеспечивает мероприятия для данной группы детей. В рекреациях организуются гостиные — пространства, специально предназначенные для внутрифакультетских мероприятий, которые проходят еженедельно во время внеурочной деятельности.
Неизмеримое

Включив в систему факультетской работы среднюю школу, педагоги сделали еще одно нововведение: определили ключевые темы, над раскрытием которых работает каждый факультет, помогая в организации мероприятий для всей гимназии. Благотворительность, просвещение, служение и творчество — в соответствии с этими темами строится воспитательная работа с каждым факультетом:

  • образовательные события, содержательно соответствующие теме;
  • гости, известные своей деятельностью в соответствующих областях;
  • занятия с вузом — партнером факультета;
  • общегимназическое мероприятие как итог тематического модуля.
Иван Смирнов, заместитель директора гимназии, проводит открытый урок
Например, для тех, кто выбрал факультет «Альфа» (экономика и бизнес), с нашей точки зрения, ключевыми становятся дела милосердия и благотворительность. Часто родители видят своих детей продолжателями семейного дела, и здесь важно правильно расставить акценты: для чего православному человеку деньги? Классные часы и итоговая ежегодная ярмарка «Белый цветок» должны дать ответ на этот вопрос в теории и на практике.
Вторая четверть проникнута идеей служения: задача тех, кто выбрал факультет «Бета» и планирует заниматься политикой, — прежде всего служение Родине и ближним. Начинать опыт такого служения можно, предложив свою кандидатуру в состав ученического собрания. Итоговое мероприятие — выборы ученического собрания, которым предшествуют презентации программ кандидатов и дебаты. Все это учит корректному, честному и порядочному публичному обсуждению важных для общества вопросов и идей.

Развитие нравственных качеств, формирование мировоззрения — решая эти задачи, можно ожидать лишь отложенных результатов, которые невозможно измерить с помощью теста. Но лучшим критерием их достижения, надеются педагоги, будет сама жизнь выпускников.

Юлия ЛЮБИМЦЕВА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще