школа. индивидуализация

Отзывчивая школа:
индивидуализация по запросу

школа. индивидуализация
Отзывчивая школа:
индивидуализация по запросу
Старшая школа в «Умке» — это свобода и возможность выбирать, а учитель — тот, кто поможет вынести такое бремя.
СПРАВКА
Наталья Юдаева

тьютор, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 83 г. Новосибирска
Тип образовательной организации — общеобразовательная школа

Форма собственности — государственная бюджетная организация

Директор — Елена Корниенко

Количество обучающихся — 987 человек (400 — очно)

Местонахождение — г. Новосибирск, http://umka.pw/
Масштаб
МБОУ СОШ № 83 г. Новосибирска выросла из «Умки» — отделения развивающего обучения муниципальной школы № 202, на базе которой с 1998 года работала федеральная экспериментальная площадка. В 2014 году «Умка» получила собственное здание и статус муниципальной школы. Большую роль в судьбе школы всегда играла родительская организация НГОО ЦРП «Умка XXI век». Она занимается поддержкой тьюторства, идей и проектов преподавателей, талантливых учеников, просвещением родительского сообщества. «Умка» возникла как инициатива снизу, и важная часть ее культуры — включенность родителей в образовательную среду.
Старшая школа — это микросообщество, ключевая ценность которого — внимание к личности, коммуникация, обогащение среды по запросу ученика
В 2014 году вызовом для нового статуса стало масштабирование. Из небольшой сплоченной группы семей и преподавателей, работающих в камерной обстановке, «Умка» превратилась в растущее сообщество в большом новом пространстве. Пространство оказалось коридорно-кабинетным, а сообщество — отчасти пришедшим по месту жительства и незнакомым с принципами свободной педагогики. Мы пережили многие сложности: рост команды учителей и постоянные изменения в составе этой команды, увеличение количества учеников, новые форматы обучения (очный, очно-заочный и заочный, дистанционное обучение). Школа справилась с задачей масштабирования и стала другой. Возникли новые способы работы, отношения, правила, эффекты, которые мы постоянно анализируем и время от времени описываем.
Запрос — ответ

Старшая школа — результат труда всей команды преподавателей с 1-го по 9-й класс, ее выпускники — наши «венцы творения». Кого мы теряем при переходе из средней школы в старшую?

  • Самых мотивированных. К сожалению для нас и к счастью для самих учеников, такие выбирают специализированные школы для одаренных детей или конкурентную среду гимназий и лицеев с высоким статусом. Как правило, это будущие математики, программисты и химики. У нас нет профильных классов, и для «естественно-научных» и «математических» детей наша образовательная среда слишком неконкурентна и разреженна.
  • Тех, кто не хочет тратить время на изучение предметов, которые не пригодятся в будущем. Такие уходят, как правило, в СПО.
  • Тех, чья субъектность не сформировалась и кто не готов нести ответственность за результаты своего образования. Такие уходят в школы, где лидерство, целеполагание, результаты остаются в зоне ответственности учителей и администрации.

Те же, кто поступает в 10-й класс, получают от нас «предложение». Главное в нем — это:

  • субъектная позиция ученика относительно своего образования;
  • доверительные отношения родителей, ребенка/ученика и тьютора;
  • индивидуальная образовательная траектория ученика;
  • отклик команды преподавателей на запрос ученика и учеников — на запрос учителей.

На собеседовании будущий десятиклассник сообщает тьютору о планах на будущее и описывает, как представляет роль школы в реализации этих планов. Эта беседа позволяет команде решить, как работать индивидуально с учеником, в целом с классом и с сообществом 9−11-х классов, какие образовательные ресурсы есть в школе, а какие придется привлечь извне, как следить за движением ученика по выбранной траектории, что делать, если движение отклонилось от плана.
Старшая школа — это микросообщество, ключевая ценность которого — внимание к личности, коммуникация, обогащение среды по запросу ученика. Обогащение образовательной среды происходит как за счет внутренних ресурсов, так и в постоянном поиске внешних сред, готовых принять заинтересованных старшеклассников: людей и организации, которые предлагают свои проекты или включают в свою работу заинтересованных детей.

На практике это выглядит так. Если ученик понял, что ему ничего не нужно от школы, то и требования школы минимальные и легко выполнимые. Но со временем в ситуации условной свободы ученик все реже приходит на уроки, выполняет все меньше заданий и с высокой вероятностью покидает школу к концу 10-го класса. Чаще всего так случается с новенькими или теми, кто не определился с приоритетами и берет еще два года для маневра. Новенькие редко задерживаются в старшей школе, потому что самоопределение — это не то, с чем они умеют работать, а контроль и санкции — не то, что умеют наши преподаватели.
Если ученик понял, что у него есть цель, он движется к ней в своем темпе и привлекает школьные ресурсы. Тьютор и предметники помогают ему отправиться в «Сириус», подготовить проекты для ВШЭ, других вузов и научных организаций, участвовать в конференциях, готовиться к олимпиадам. Предметники готовят образовательное содержание уроков и факультативов, исходя из запросов сообщества учеников: проводят интенсивы, погружения, работают с проектами. Гарантий и обещаний высоких баллов на экзаменах, побед на олимпиадах они не дают, но интерес к интеллектуальной работе и удовольствие от нее формируют основательно. В этой работе складывается высокая культура коммуникации, эмпатия, интерес к командной работе. Поэтому периодически случаются и олимпиадные победы, и высокие результаты ЕГЭ.

Как видим, предложение «откликающейся» старшей школы специфическое: «Мы ничего не сможем сделать за вас. И не сможем вас запугивать и заставлять работать. Но с удовольствием присоединимся к вашему интересу и будем искать возможности подкрепить его знаниями и опытом». Как правило, такая совместная работа приносит приятные плоды в виде академического признания другими образовательными или профессиональными средами.
Свобода и субъектность
Кто остается с нами? Какой запрос к образованию оставшиеся удовлетворяют в старшей школе? Мы провели экспресс-опрос среди учеников и родителей и выяснили, что остаются те, кто умеет или хочет научиться самостоятельно ставить цели, задачи и планировать свою жизнь, распоряжаться своим временем. Ценности старшей школы — это свобода и возможность выбирать. Они не могут сформироваться в среде, где подавляется субъектность ученика. Так что и те, кому нужна свобода для самостоятельного образовательного действия, и те, кому нужна свобода от чрезмерных требований и формальных учебных действий, находят ее в старшей школе.

Ребенок выбирает: возможность углубиться в нужный предмет с компетентными учителями на уроках, факультативах и выездных школах или сделать то же самое в другом заведении, изучая ненужные для будущего предметы на базовом уровне, если учителя по нужному предмету в школе не нашлось или взаимопонимание не сложилось. Не менее важная возможность — это время для самоопределения, если выбор еще не сделан. У нас нет профильных классов, но предметники и тьюторы стараются сонастроиться с учениками, чтобы предлагать деятельность и форматы школьной и внешкольной образовательной среды, в которых интерес может окрепнуть и превратиться в практику, навык, экспертность.
Как правило, учеников, которые способны самостоятельно действовать и не боятся неопределенности, меньшинство. Большая часть, напротив, не умеет пользоваться свободой и боится ее неожиданных эффектов — необходимости преодолевать лень и выстраивать собственную работу. Спокойствие, которое обеспечивает структурированная образовательная среда профильных классов гимназий, или низкие требования средней общеобразовательной школы такие ученики предпочитают нашей старшей школе.

В результате долгой работы мы получаем выпускников, которые способны к рефлексии, коммуникации, эмпатии, умеют сообщать о своих потребностях, самостоятельно действовать и отвечать за последствия выбора. Даже если не все они сдают ЕГЭ на высокие баллы или становятся призерами олимпиад, мы гордимся тем, что они знают, что им нужно и как этого достичь. С другой стороны, нам нужно учиться удовлетворять потребность в мягком контроле и поддержке тех, кто пока не способен к самостоятельности.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще