© 2021 Издательство журнала EdExpert
ШКОЛА. BLENDED

Школа без границ

Новый набирающий силу и катализированный пандемией тренд в секторе частных школ — смешанное обучение. Российско-британская школа «Алгоритм» практикует гибридный формат уже четверть века. На вопросы EdExpert отвечает ее учредитель Алексей Мисютин.
СПРАВКА
Алексей Мисютин



учредитель Российско-британской школы «Алгоритм»
Небольшой школьный проект может быть конкурентоспособным на образовательном рынке, занятом огромными образовательными Edtech-компаниями?
Наше ключевое преимущество — гибкость, способность быстро перестраиваться, «пересобирать» собственную практику, привнося педагогический и технологический эксперимент. Крупные платформы клиентоориентированы за счет usability, минимизации барьеров, мы же можем давать персонализированное обучение, что в формате цифровых проектов, с моей точки зрения, — один из факторов успеха. Мы знаем, что происходит с каждым из наших учеников, знаем его меняющиеся обстоятельства. Каждый раз, когда перед нами встает выбор, уходить ли за большими числами в масспродакт, мы решаем, что счастье и сила не в количестве нулей числа пользователей, а в том, что мы им даем и насколько хорошо их понимаем.
За неделю на нашу платформу заходят ученики, находящиеся в 40 разных странах
Одна из самых больших ценностей на рынке образования, которой трудно что-то противопоставить, — это опыт. «Алгоритм» — это семейный образовательный проект. В моей семье уже третье поколение занимается дистанционным образованием, я сам учился в дистанционном формате, начиная с 7−8-го класса. Так что все, что мы предлагаем людям, испытано на себе.

Итак, во-первых, опыт, во-вторых, максимально высокая планка качества. В-третьих, открытость к экспериментированию и совершенствованию методологии. Мы сами, наша команда преподавателей, постоянно перестраиваемся, обучаемся. Задавая такую ролевую структуру, добиваемся того, чтобы учащиеся, которые приходят из классической очной пятидневки, комфортно входили в альтернативный формат обучения, принимали на себя ответственность вовлечения. Знания важно не дать — важно, чтобы их получили. Заставлять учиться — как биться головой о стену, поэтому мы стараемся подобрать ключ так, чтобы ученик сам начал получать знания: похвалить или пожурить, кому-то дать дополнительные занятия, а кому-то, наоборот — большую свободу. В итоге выпускники показывают не только очень хорошую школьную статистику, но и входят в топ у себя в университетах, а это ведущие российские и мировые университеты.
Ваша школа — альтернатива традиционной системе обучения?
С одной стороны, есть рамка, которую нам задает государство: по любому предмету, который входит в российскую школьную программу, ученик нашей школы получает необходимый зачет и знания, соответствующие ФГОС, и подтверждают уровень компетенций в формате ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. С другой стороны, проект появился в 1995 году именно как ответ на задачу подготовки абитуриента к поступлению в топовые университеты с очень высокими академическими требованиями. Как совместить классическую пятидневку и сверхинтенсивную подготовку к поступлению? Ясно, что нужны альтернативные классической школе программы обучения и перестройка преподавания: концентрация на профильных предметах, высвобождение дополнительного временного ресурса, другой тип учителя.
Сейчас у нас широкая линейка программ для всех классов, каждый год в школе учится около 1000 детей с 1-го по 11-й класс, 70% из них — из Москвы и МО, 30% — их других городов и стран. Алгоритм — это школа в кармане: не важно, где ребенок оказался, школа всегда рядом. За неделю на нашу платформу заходят ученики, находящиеся в 40 разных странах. Для большинства детей, обучающихся по российской программе, «Алгоритм» — основная образовательная организация, где они учатся постоянно, около 10−15% детей занимаются у нас дополнительно. Например, осваивают британскую программу, продолжая учиться в своих школах. Чем старше учащиеся, тем больше вероятность, что они переходят к нам полностью. Но у нас нет такой задачи, наоборот, даже интереснее, когда дети из разных школ.
Все программы выстроены так, чтобы возможны были многие комбинации: учиться только по британской программе, по программе российской школы, можно совмещать. Что бы ни придумали наши родители, учащиеся — все возможно в пределах здравого смысла. Британский трек стартовал позже российского: в 2014 году был первый набор, а сейчас уже четыре выпуска, по которым можно судить о результативности программы. Методика преподавания по британской программе существенно отличается от российской в отношении формата заданий, требований, глубины изучения материала, что серьезно расширяет спектр возможностей ребенка. Лучшее время для эксперимента и поиска себя — на этапе средней школы. В старших классах надо выбрать приоритетный сценарий, чтобы не быть в ситуации погони за двумя зайцами.
В каком соотношении онлайн- и офлайн-форматы в обучении?
Есть полностью онлайн-программы разной интенсивности, но всегда это занятия в режиме live в небольших группах. Мы не практикуем такой поход, когда онлайн означает видеолекцию преподавателя и чат, к которым подключены 100−150 учащихся. Мы боремся с распространенным представлением о том, что онлайн-образование не может быть качественным, объясняем, почему обучение в таком формате требует усилий со стороны семьи, ребенка, в чем состоят трудозатраты и как формируется цена. Представление о том, что онлайн-образование должно быть очень дешевым (но при этом результативным — это же технологии!), не обоснованно.
Как ваши учителя адаптировались к онлайну?
У нас 25 лет опыта в дистанционном образовании, и ежедневно проходит по 200 живых групповых занятий. Мы отбираем преподавателей, и особенно тщательно тех, которые ведут занятия с группами онлайн. Во-вторых, мы их обучаем работе в собственной студии, откуда и проводятся занятия. Преподавание в живом режиме требует больших энергозатрат, вовлеченности педагога, более качественной подготовки к занятию. Преподаватель должен быть абсолютно мобилизован, проактивен, потому что время концентрации внимания онлайн-аудитории еще меньше, чем в офлайне. Несколько информационных систем обеспечивают постоянный мониторинг, 15−20% всех занятий отсматриваются в режиме live. Всегда есть сторонний взгляд — супервизия со стороны методистов, старших преподавателей. Преподаватель никогда не выходит на ключевые треки, если мы не убедились в том, что он может работать в этом режиме.
У каждого ученика индивидуальная траектория движения в образовании? Как выбирают программы?
Мы не верим в универсальный продукт, один формат для всех. Бэкграунд учащихся, их профиль, цели и задачи очень разные. Для любого трека у нас есть энное количество вариантов обучения. В некоторых случаях ребенка нужно перевести на другой трек, или поменять частоту занятий, или добавить офлайна, индивидуальных занятий. Так хороший портной создает индивидуальные лекала для клиента по его меркам, чтобы сшить костюм bespoke. В нашем случае это куратор, менеджер индивидуального образовательного проекта каждого ребенка, который отвечает за то, чтобы принять нового ученика, понять его цель и задачи, спроектировать оптимальную образовательную траекторию.
Вы отбираете детей?
Первый шаг — это всегда диагностика, чтобы определить уровень знаний, успеваемости, второй — собеседование с семьей. Нам важно разобраться в нюансах: какая мотивация, цель, задачи, есть ли противоречия в постановке цели у родителей и ребенка, как и где он учился. С каждой семьей мы в среднем общаемся 3,5 часа прежде, чем берем ребенка на пробный период.

К началу сентября 70% программ уже в листе ожидания. Приходится отказывать, потому что мы берем ответственность за то, что доведем ребенка до результата. Мы хорошо понимаем: старшеклассники, которые приходят в нашу британскую программу, — это абитуриенты одного из 30−40 ведущих университетов мира (Oxford, Maastricht, Bath, Delft, Manchester, Warwick).
  • три выпускника поступили в Оксфорд
  • 70% выпускников британской программы сдают экзамены на 5 и 5+ (в среднем на 20% выше, чем у ведущих специализированных школ в Англии)
  • каждый 4-й выпускник российской программы сдает один из ЕГЭ на 90+
  • из 178 выпускников 2020 года 10 набрали за три экзамена 270+ баллов (каждый экзамен не менее 90 баллов), 7 — по 100 баллов.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: