Покорить космос в школе

Новая система предпрофильного образования
«Роскосмос» не только пионер в исследовании околоземного пространства, но и первопроходец в области предпрофильного образования. В госкорпорации нашли способ подготовки кадров с самого раннего возраста и запустили проект «Космические классы». Теперь казавшаяся ранее практически невыполнимой мечта многих детей связать свою жизнь с космосом стала доступной реальностью.
«Космические классы» привносят в мир образования новую парадигму — возможность получить знания и опыт в сфере космонавтики с самого детства. Проект доступен для учеников с 5-го по 11-й класс. Дети знакомятся не только с учебным материалом, но и получают возможность посетить ведущие организации ракетно-космической отрасли, решают реальные задачи на «космических сменах» и могут пообщаться со специалистами отрасли. Это позволяет им погрузиться в атмосферу настоящей работы в космосе и почувствовать себя частью отрасли.
Получается практически бесшовный переход от заинтересованного ребенка к специалисту с высочайшими компетенциями
«Главная задача проекта „Космические классы“ — создание уникальной системы предпрофильного образования школьников, — говорит директор административного департамента госкорпорации „Роскосмос“ Дмитрий Шишкин. — Предметы, которые изучают дети в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования, направлены на качественную подготовку в инженерно-техническом профиле, а проектная деятельность связана с реальными задачами, что усиливает их практическую направленность. Выигрывают все: и индустрия, в которую идет приток хорошо подготовленного молодого поколения со свежими взглядами, и школьники, которые с юных лет посвящают себя важному и интересному делу».
Как работает «Космический класс»
Запуск проекта начался с разработки методологического обеспечения, включающего комплекс из 48 дисциплин. Каждая из них имеет свою образовательную программу, поурочный план с конспектами лекций, методологию проведения практических занятий и проектной деятельности.

Далее следует важнейший этап — подготовка и повышение квалификации педагогов, которые будут вовлечены в проект. Учителя проходят обучение и мастер-классы со специалистами ракетно-космической отрасли и могут рассчитывать на их непрерывную поддержку на протяжении всей работы в онлайн-формате.

Есть несколько образовательных модулей. Базовый (для 5−6-х классов) в целом формирует представление об инженерно-технической сфере деятельности и космической отрасли. Дети учатся конструированию и моделированию, им дают возможность попробовать себя в самых простых профильных компетенциях.
Проект «Космические классы» стартовал в 2020 году в семи регионах России. На тот момент в нем участвовали 288 школьников. В 2023 году «Космические классы» реализуются в 31 регионе, а количество учащихся составило 5443 человека в 212 классах. За 3,5 года существования проекта в нем приняли участие 7,5 тысячи школьников. У проекта 26 вузов-партнеров и две партнерские научные организации.
Стандартный модуль рассчитан на 7−9-й классы. Эта образовательная программа включает в себя изучение специализированных дисциплин, например физики космоса, основ робототехники, прикладной небесной механики, аэрокосмической инженерии. Здесь школьники выбирают дальнейшую специализацию уже более детально и предметно.

Углубленный модуль (для 10−11-х классов) готовит выпускников со специфическими знаниями, нацеленных на получение образования современного инновационного профессионала с соответствующими знаниями и мышлением. Тут школьники изучают, например, теорию гироскопических систем, асимптотические методы нелинейной механики, сопротивление материалов, околоземную космическую среду.

Разумеется, выпускник с таким уровнем подготовки без труда поступит в ведущие опорные вузы «Роскосмоса», а затем пойдет работать на профильные предприятия, где сразу же сможет вести диалог на равных с опытными коллегами. Получается практически бесшовный переход от заинтересованного ребенка к специалисту с высочайшими компетенциями.
С детства к звездам
В школе № 13 в Великом Новгороде интерес к космосу был с момента ее основания в 1961 году, когда Юрий Гагарин совершил свой исторический полет. Тут есть космический зал, открытый еще в 1977 году. Школьники, члены совета космического зала, проводят экскурсии для всех желающих.

В 2021 году команда учеников 13-й школы представила проект «Открытая Галактика 13−19−61» и выиграла грант в размере 100 000 рублей. На эти деньги создали новые онлайн-экскурсии с элементами дополненной реальности. Теперь в космическом зале звучат настоящие голоса пионеров советской космонавтики, в том числе уникальные распакованные архивы записей Константина Циолковского 1935 года, а также переговоры перед стартом ракеты в 1961 году. Также тут показывают видео полета и приземления Юрия Гагарина.
После запуска проекта «Космический класс» в школе появился космический учебный кабинет. Оснастить кабинет помогла госкорпорация «Роскосмос». Тут есть даже симулятор полета и стыковки космического корабля, конструкторы и макеты космических аппаратов.

«„Космический класс“ стартовал в школе 1 сентября 2023 года. Участники проекта — 29 пятиклассников 11−12 лет, — рассказывает директор школы № 13 Ирина Семенова. — Учебно-методические материалы составлены с учетом основных дисциплин и возрастных особенностей детей. Все педагоги „Космических классов“ — учителя высшей категории, которые повышали свою квалификацию в образовательных интенсивах „Роскосмоса“».
Дети начинают изучение космоса с фундаментальных принципов наук. Предметы, которые они проходят, не только позволяют получать специфические знания в раннем возрасте, но и развивают способность к анализу сложных данных и критическое мышление. Не всем взрослым под силу пройти курсы, которые в «Космическом классе» рассчитаны на первый год обучения: «Математика в космосе», «Основы моделирования», «Человек и космос», «История отечественной космонавтики и авиации», «Основы картографии Вселенной», «Геометрическое моделирование».

«Особый интерес, несмотря на достаточную сложность, у ребят вызывает курс „Основы моделирования“, — рассказывает Ирина Семенова. — Детям нравится, что этот предмет предполагает практические занятия с конструкторами и позволяет проявлять свои творческие и технические способности».

Поддерживают вдохновение к изучению тайн Вселенной и постоянные встречи с летчиками-космонавтами. В школе уже проводили открытые уроки знаменитые исследователи космоса герои России Андрей Борисенко, Олег Артемьев и Антон Шкаплеров.
За рамки школьной программы
Исследуют космос и в школе № 547 Санкт-Петербурга. Численность «Космических классов» — 175 человек. Обучение проводится и на тематических уроках, и на внеурочных занятиях, и в системе дополнительного образования для всех желающих, которых сегодня 2130.

Младшие школьники знакомятся с историей космонавтики, участвуют в космических блицвикторинах и играх-путешествиях. Обучение основной и средней школы предполагает более серьезные курсы, проектную деятельность и моделирование.

«Некоторые темы космических уроков опережают школьную программу, например по математике, физике, химии и биологии, — говорит директор школы № 547 Анна Малая. — Поэтому учащимся нужно прикладывать дополнительные усилия, чтобы усвоить новую информацию. Самые трудные материалы связаны с математическими и физическими расчетами, программированием и моделированием космических явлений. Намного легче дается практическая деятельность: проектирование, ракетомоделирование и конструирование».
Уровень выпускников школ, принимающих участие в реализации проекта, сопоставим со степенью знаний студентов первых курсов профильных вузов
Космические уроки ведут профессионалы, непрерывно повышающие свою квалификацию. Также большую помощь в организации и проведении занятий оказывают студенты профильных вузов, например Военмеха (Балтийский государственный технический университет «Военмех») и ГУАП (Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения).

Активная познавательная деятельность по космической тематике в школе повышает успеваемость по основным предметам и способствует лучшим результатам на выпускных экзаменах.

«Хотя „Космические классы“ по программе „Роскосмоса“ мы открыли только в этом учебном году, дополнительным образованием космической и инженерной направленности, в том числе интегрированным в основную образовательную программу, мы занимаемся более восьми лет, — говорит Анна Малая. — Школа традиционно участвует и побеждает во Всероссийской олимпиаде по астрономии и физике, в профильном форуме „КосмоСтарт“; ученики получают возможность выйти на связь с Международной космической станцией. За последние восемь лет ряды ракетно-космической отрасли пополнили 12 выпускников нашей школы после окончания ГУАП и Военмеха».
Присоединиться к проекту
«Космические классы» — это возможность развития кадрового потенциала ракетно-космической отрасли. Уровень выпускников школ, принимающих участие в реализации проекта, прошедших узкоспециальную подготовку, сопоставим со степенью знаний студентов первых курсов профильных вузов. И дальнейшее обучение им дается намного легче, так как выбор профессии был осознанным. Разумеется, это будет способствовать совершенствованию и развитию индустрии.

Кроме того, специалисты, изучающие отрасль с раннего возраста, быстрее адаптируются к работе, они очень высоко мотивированы, ведь сами выбрали свой путь и потратили массу усилий для реализации мечты. К тому же они с юных лет осваивают современное оборудование, разбираются в космических технологиях и инновационной продукции.
Для руководителей школ, которые хотят запустить в своем образовательном учреждении проект «Космические классы», есть определенный алгоритм действий. Начать необходимо с официального письма в адрес госкорпорации «Роскосмос» и заключения соглашения. Таким образом школа попадает в профориентационную и образовательную экосистему «Роскосмоса». Школе передают учебно-методические комплексы и консультируют на всех этапах запуска проекта. Несмотря на то что учебный год стартовал, «Роскосмос» продолжает принимать заявки на запуск «Космических классов».

«Особенность ракетно-космической отрасли — постоянное развитие и движение вверх, — говорит Дмитрий Шишкин. — А каждому сотруднику отрасли необходимо как приобретать новые компетенции, так и получать их на кончиках пальцев. Возможность школьников приобщиться к ракетно-космической отрасли в раннем возрасте дает им широкий выбор направлений развития: ученый, инженер и космонавт».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще