школа. стратегия

Навыки для счастья и успеха

Какие навыки определяют жизненный успех и по какому пути должен пройти ребенок, чтобы их обрести, рассказывает Алла Аргунова, основатель образовательного холдинга «Путь к успеху» и фонда «Предпринимательство детям», директор школы «Путь к успеху».
  • Алла Аргунова
    основатель образовательного холдинга «Путь к успеху» и фонда «Предпринимательство детям», директор школы «Путь к успеху»
Правильные пропорции
Если спросить у человека, чего он хочет, то с большой вероятностью услышим в ответ: быть успешным и счастливым. Британская классификация 4К (коммуникативность, креативность, критическое мышление, кооперация), коэффициент успеха, список навыков ежегодного Всемирного экономического форума в Давосе — люди во всем мире пытаются понять, какие навыки определяют счастье и успех, при помощи разнообразных систем измерения и подходов.

Знаменитое исследование Стэнфордского университета показывает, что жизненный успех только на 25% определяется уровнем развития академических навыков и на 75% зависит от наличия гибких. Иными словами, даже владея академическими знаниями, человек не сможет их применить, если не развита проактивность, способность брать на себя ответственность, если нет достаточных коммуникативных навыков. Очевидно, что развивать навыки необходимо еще в школе — тем выше вероятность, что к моменту взрослости мы получим достаточный фундамент для благополучной жизненной реализации.
Образовательный холдинг «Путь к успеху» включает сеть общеобразовательных школ, ориентированных на развитие у детей предпринимательских навыков, корпоративный университет для обучения педагогов, а также систему образовательных событий и акселераторов для развития предпринимательских способностей у детей с 6 лет, в том числе Евразийский международный чемпионат по детскому предпринимательству.

Для развития этого образовательного проекта создан фонд содействия и поддержки детской частной инициативы «Предпринимательство детям».
Прежде всего, определим, что такое навык. Это способность деятельности, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Подчеркнем, что это именно способность действовать, а не только понимание, как что-то делается. Кроме того, здесь важна идея повторяемости как основы формирования автоматизма.

Что такое успешная личность? Баланс каких компонентов определяет жизненный успех? (см. рис. 1). Во-первых, необходимы читательская, финансовая, естественно-научная, математическая грамотность и глобальные компетенции — это преимущественно те знания, которые мы приобретаем в течение жизни в соответствующих областях, они становятся нашими умениями.
Во-вторых, это навыки мышления, то, насколько развито креативное и аналитическое мышление, способность генерировать идеи, анализировать большой объем данных. Это системное мышление, то есть способность систематизировать данные, выстраивать взаимосвязанную систему элементов. Это также критическое мышление, особое значение которого в информационную эпоху очевидно. И, наконец, самое важное — это стратегическое мышление, которое определяется сформированностью предыдущих аспектов. Обладая аналитическим, системным, критическим и креативным мышлением, человек, по сути, может прогнозировать будущее, формировать его новые модели.

В-третьих, личностные качества: внимание, память, самообладание, настойчивость, ответственность, уверенность, которые в меньшей степени поддаются тренировке, чем развитие, например, навыков мышления или социальных навыков.
Четвертая группа — социальные навыки — включает эмоциональный интеллект, коммуникативность, умение работать в команде. Что такое эмоциональный интеллект (1)? Это умение распознавать собственные эмоции, управлять ими, принимать решения, находясь в высокотоновом состоянии. Это позволяет формировать вокруг себя соответствующее социальное окружение, а следовательно, количество продуктивных решений будет больше, мы будем более успешны, а с глобальной точки зрения способствуем развитию общества, его стремлению к высоким целям.

Коммуникативность (2) — это понимание законов общения, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет, способность следовать правилам коммуникации. Важный компонент коммуникативной компетентности — управление эмоциональной токсичностью окружения, открывающее путь к управлению конфликтом и ведению успешных переговоров.
Следующий навык, работа в команде (3), предполагает в первую очередь понимание ролей в группе, и это не только роль лидера, но и другие, например в составе проектных групп. Важно уметь совмещать эти роли в рамках разных задач. Следующий шаг — умение делегировать задачи. Не секрет, что часто проще сделать самому, чем объяснить другому, но работу в команде это не усилит. Чем более мы способны грамотно делегировать, тем более слаженной и быстрой будет работа группы.

Работа в команде — это также управление мотивацией, собственной и людей вокруг. На практике это означает, что, сталкиваясь с препятствиями по мере движения к цели, мы способны удерживать эмоциональное равновесие, выстраивать организованные взаимосвязи и ясное распределение функционала. Иными словами, навык работы в команде — это, по сути, управление достижением успеха.
Навыки управления
Следующая группа навыков — это навыки управления, которые включают целеполагание (1), планирование (2) и управление проектами (3).

Первый шаг к целеполаганию — научиться мечтать. Это тоже умение, которому надо учиться. Когда мечта есть, важно расставить приоритеты, а затем разбить большую цель на подцели, без чего мечта рискует остаться мечтой. Затем важно уметь визуализировать и конкретизировать цель, определяя, по каким критериям оценить ее достижение. После этого этапа вероятность достижения мечты уже очень велика.

Научившись ставить цели, надо освоить планирование движения к ним (2), что потребует анализа ресурсов и расстановки приоритетов. Важно понимать, с помощью чего мы достигнем цели, какие ресурсы есть — компетентностные, временные, материальные. Затем необходимо простроить путь движения к цели и определить, что будет результатом каждого шага и каковы критерии оценки результативности этих шагов. Смысл планирования — научиться эффективно достигать целей, то есть максимизировать результат при минимальных ресурсах.
Жизненный успех только на 25% определяется уровнем развития академических навыков и на 75% зависит от наличия гибких
Управление проектами (3). Научившись ставить цели и планировать движение к ним, можно задуматься о проекте. Таким проектом может стать собственная личность на пути саморазвития. Первым делом мы исследуем собственные сильные и слабые стороны (ресурсы), усиливаем сильные — именно это принесет больше пользы при меньших затратах сил. Узнавая себя, мы открываем возможность определить истинную цель, отсекая ложные, а на следующем этапе создать в соответствии со своей целью команду либо включиться в работу уже существующей.
Главный ресурс
Основные ресурсы экономики — это, как известно, земля, труд, капитал и информация, но главное в этом ряду — предпринимательская способность. Именно она определяет использование всех остальных экономических ресурсов и в первую очередь предполагает создание инноваций (1) на основании умения видеть узкие места и точки роста проекта, умения генерировать решения для устранения этих узких мест или создания новой пользы.

Оптимальное использование ресурсов как часть предпринимательской способности (2) означает, что мы понимаем их стоимость и определяем приоритеты их использования в контексте достижения цели. Способность брать ответственность и идти на риск (3) означает умение с минимальным риском достигать высоких результатов. Оно связано в первую очередь со способностью управлять собой, воспринимать самого себя в качестве причины событий и, более того, вести к цели собственное окружение.

Последний навык в группе предпринимательских способностей — способность принимать правильные решения (4), которая составляется из умения оценивать качество информации, отличать факты от домыслов, главное от второстепенного, систематизировать данные так, чтобы управлять ими. Именно это позволит принимать стратегически верные жизненные и профессиональные решения.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще