Кейсы. регион

Находки Крайнего Севера

Образование за полярным кругом
КЕЙСЫ. РЕГИОН
Находки Крайнего Севера
Образование за полярным кругом
Дистанционное образование, развитые информационные технологии, большой выбор вариантов дополнительного образования, пешая доступность школы, полноценные классы — это все то, чего зачастую лишены дети — ученики школ Таймырского Долгано-Ненецкого района.

Как устроено школьное образование в условиях Крайнего Севера: команда проекта «Перемена» делится своим опытом работы с учителями и директорами школ Дудинки, Хатанги и близлежащих поселков.
  • Елена Каденкова
    эксперт проекта «Перемена. Начинается с тебя»
Интеграция ресурсов
Есть два обстоятельства, которые делают эту территорию уникальной, — география и национальный контекст. Поговорим о том, как строится система школьного образования с учетом этих особенностей.

Территориальная удаленность, нестабильный интернет и телефонная связь в поселках означают информационную изоляцию. Подчеркивая это, жители района называют всю остальную Россию «материком», несмотря на очевидную географическую несуразность этого термина, а Норильск (182 тысячи человек) — «мегаполисом». Эта оторванность вместе с суровыми климатическими условиями: годовым перепадом температур в 78° С, сильными ветрами, возможностью отрицательных температур в любые месяцы года, включая лето, закалили местных жителей, приучили их помогать друг другу и надеяться в большей степени только на себя, не ожидая помощи извне. Школьная система образования — не исключение: здесь сформированы уникальные практики интеграции ресурсов школ.
В наших условиях обеспечить решение задач, стоящих перед школой, можно, только объединяя ресурсы разных образовательных учреждений. Конкуренция между школами, присущая обычно организациям в других регионах России, для нас неприемлема. Мы сознательно искореняли ее.
Татьяна Друппова, заместитель главы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по вопросам образования и культуры, начальник управления образования администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
Наглядным примером такой интеграции ресурсов служит проект «Универс», реализованный в школах города Дудинка (административный центр Таймырского Долгано-Ненецкого района с населением 20,8 тысячи человек). Цель проекта — подготовить высокомотивированных детей к поступлению в вузы совместными усилиями нескольких школ города. Ученики 9−11 классов, прошедшие специальный конкурс, объединяются в группы в зависимости от предмета и уровня освоения материала. В каждой школе выбирается сильный педагог-предметник, который готовит к поступлению и сдаче ЕГЭ всех детей города вне зависимости от того, в какой школе они учатся. Работа педагога оплачивается за счет фонда стимулирующих выплат образовательной организации, в которой он работает, даже в случае, если в его группу не попал ни один ребенок из его школы. Проект благополучно существовал несколько лет, но в 2020 году был приостановлен ввиду ограничительных мер, связанных с пандемией.
«Закрепить» педагогов
Вторым примером успешной интеграции служит модель организации педагогического наставничества над молодыми педагогами Дудинки. На территории нет педагогического вуза, есть только Таймырский колледж, где готовят воспитателей дошкольных организаций, учителей начальных классов и учителей физической культуры. Поэтому многие учителя-предметники средней и старшей школы приезжают из других регионов: с юга Красноярского края, из Хакасии, Республики Марий Эл, Алтайского края. Как правило, это молодые педагоги, выпускники вузов, которых привлекают условия социальной поддержки при трудоустройстве на Таймыре: служебное жилье, подъемные, достойный уровень заработной платы.
Был период, когда в одночасье приехало очень много молодежи, и нам нужно было выстроить систему наставничества, чтобы молодые педагоги успешно адаптировались к своей профессиональной роли, «закрепить» их на рабочих местах. Так и появилась идея создания школы молодого педагога.
Наталья Дейкун, директор информационного методического центра муниципального района
Тогда была создана система подготовки педагогов с участием высококвалифицированных учителей-предметников из городских школ. Силами этих педагогов вместе с методистами ИМЦ разрабатывается и реализуется теоретическая часть программы подготовки специалистов, а в рамках практической части за каждым из молодых педагогов закрепляется опытный учитель по его же предмету для отработки профессиональных навыков. Если в школе нет другого педагога по этому предмету из-за объема требуемых часов или кадрового дефицита, то наставник для него выбирается из другой школы. Молодой педагог при помощи наставника разрабатывает планы уроков, получает обратную связь относительно своей работы и может посещать уроки наставника. Многие пары-тандемы продолжали работать и после окончания основной программы школы молодого педагога уже в рамках городских методических объединений. Отметим, что все педагоги проводили занятия в школе и играли роль наставников безвозмездно. Но была организована система нематериальной поддержки: поощрение грамотами, общественное признание, помощь в участии в конкурсах.
Территориальная удаленность вместе с суровыми климатическими условиями закалили местных жителей, приучили их помогать друг другу и надеяться в большей степени на себя. Школьная система образования — не исключение: здесь сформированы уникальные практики интеграции ресурсов школ
В основном развитием профессиональных компетенций педагогов Таймыра занимается Красноярский институт повышения квалификации. Количество и разнообразие программ позволяют выбрать те курсы, которые необходимы, но есть и некоторые сложности. Как правило, для организации очного обучения, чтобы из института приехал педагог на территорию, нужно сформировать группу в 25 человек. Учитывая, что школы на территории небольшие, такие группы из числа учителей-предметников, например географии или биологии, собрать достаточно сложно. Сейчас появилось много дистанционных курсов, но все же их эффективность ниже, а педагоги туда идут менее охотно. Кроме того, многие программы также требуют дополнительной адаптации с учетом регионального контекста и специфики организации работы на территории, что не всегда учитывается, а некоторые программы (например, по родным языкам малочисленных народов) часто и вовсе отсутствуют. Чтобы обеспечить качественное обучение педагогического и управленческого состава, разрабатываются собственные программы и привлекаются сторонние организации при поддержке Фонда президентских грантов или благодаря территориальным программам, реализуемым местным бизнесом, таким как, например, «Перемена. Начинается с тебя» (проект развития школьного образования на территориях деятельности компании «Норникель» вошел в сборник лучших практик, рекомендованных к тиражированию по результатам открытого конкурса ООН).
Онлайн по другим причинам
Немного особняком стоят поселковые школы, где из-за еще большей территориальной удаленности и информационной оторванности существует профессиональный голод; для педагогов этих школ регулярный обмен опытом с коллегами невозможен. Чтобы поддержать сельских педагогов, муниципалитет организует выезды сотрудников ИМЦ в поселковые школы с семинарами, мастер-классами, посещением уроков. Когда же поселковые педагоги приезжают на курсовые мероприятия в Дудинку, они ходят на уроки в городские школы, обмениваясь практическим опытом с коллегами.
В некоторых поселках школы настолько маленькие, что количество часов по отдельному предмету не может обеспечить достойный заработок педагогу, так что учителя, не готовые совмещать преподавание нескольких предметов, просто отказываются туда ехать работать. Вместе с тем у родителей серьезный запрос, чтобы дети учились рядом с домом, получали образование в своем поселке. Уже начиная с 2011 года, еще до появления большого количества онлайн-решений, в районе частично практиковали дистанционную форму обучения с использованием ресурсов «Телешколы». Пилотным проектом стала работа в селе Потапово (население 334 человека, по данным на 2010 год), где таким образом организовали обучение химии, а затем такая система обучения была выстроена по некоторым предметам в поселке Усть-Порт (338 человек, по данным на 2010 год), Волочанке (530 человек, по данным на 2010 год), Хантайском Озере (354 человека, по данным на 2010 год). Для этого педагог из Дудинки трудоустраивался по совместительству в сельскую школу, периодически приезжал туда, чтобы познакомиться с детьми и провести вводное занятие, а потом работал дистанционно. Безусловно, дистанционное и очно-заочное образование не может быть настолько же эффективным, как очное, но это компромиссное решение помогает организовать работу маленьких школ, а детям — получать полноценное образование рядом с родителями.
Кочевник
Важная особенность территории — богатый национальный состав, включающий в том числе представителей коренных и малочисленных народов Севера, многие из которых продолжают вести традиционный кочевой образ жизни. Всего на территории Таймырского Долгано-Ненецкого района сейчас обучаются 4869 школьников, из которых чуть меньше половины (47%) — представители коренных и малочисленных народов Севера, ведущих как оседлый (в поселках), так и традиционный кочевой образ жизни. Национальный состав обучающихся такой: примерно 47% — долганы, 43% — ненцы, 7,6% — нганасаны, 1% — эвенки, 1% — энцы (данные предоставлены управлением образования).

Для 692 детей из семей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный кочевой или полукочевой образ жизни, в Дудинке и некоторых поселках, расположенных недалеко от основных кочевий, организованы школы-интернаты с круглосуточным пребыванием. Во многих подобных организациях воспитатели и педагоги сами выпускники этих интернатов, хорошо понимающие специфику обучения и воспитания детей в отрыве от семьи и дома. Они стараются создать максимально комфортные условия для развития каждого школьника.
Мы стараемся создать домашние условия в нашем интернате. У проживающих в интернате детей есть возможность украсить комнату и помещения общего пользования так, как им хочется, мы даже мебель стараемся покупать не такую, как обычно бывает в казенных учреждениях, а более домашнюю.
Олеся Прокуратова, заместитель директора по УВР школы-интерната поселка Караул (население 801 человек, по данным на 2010 год)
Чтобы ученики не чувствовали себя «не такими, как все», обучение в школе-интернате поселка Караул, например, проходит в смешанных классах, где вместе с ними учатся и поселковые дети. По возможности здесь периодически организуются крупные праздники и даже выезды на рыбалку и шашлыки, где ребята ловят рыбу, готовят на костре под присмотром воспитателей. В Караульском интернате создан и свой орган самоуправления — совет школы, состоящий из активных старшеклассников, который решает сразу несколько задач. Именно здесь, в совете, сначала школьники рассматривают и решают все проблемные и конфликтные ситуации, составляют программы праздников, готовят декорации и костюмы, выбирают формы проведения некоторых занятий в рамках воспитательной работы и даже разрабатывают вместе с воспитателями игры и методические материалы для таких занятий.

В школе-интернате Дудинки и поселка Хатанга (2645 человек, по данным 2010 года) сформированы кочевые родительские комитеты. Это организации, помогающие наладить связь между школами и кочевьями. Благодаря работе комитета школа может узнать, откуда забирать детей после каникул, передать важную информацию родителям или попросить о помощи в организации национальных праздников.
Серьезные вызовы, стоящие перед школами круглосуточного пребывания, — разный стартовый уровень первоклассников и невысокая мотивация учеников средней и старшей школы, чьи родители хотят, чтобы дети помогали им в ведении традиционного образа жизни в стойбищах и кочевьях. В каждой школе эти задачи решают по-разному, в зависимости от специфики поселка и запросов родителей.

В поселке Носок (1692 человека, по данным на 2010 год), например, организована школа будущего первоклассника, которая проводится весной и приурочена ко Дню оленевода. В течение одной-двух недель дошкольники знакомятся со школой, участвуют в различных мероприятиях, проходят необходимое тестирование и короткие вводные уроки по разным предметам. Это помогает учителю заранее познакомиться с детьми и сформировать программу для них уже с учетом их уровня подготовки, посоветовать родителям пособия, которые помогут в случае необходимости ребенку «догнать» своих одноклассников, а будущим первоклашкам — узнать немного больше про школу, чтобы подготовиться и более уверенно себя чувствовать в сентябре уже в немного знакомой обстановке.

Для тех учеников средней школы, чьи родители не хотят отдавать детей в интернат, организован отряд «Кочевник».
Мы понимаем важность освоения детьми основной общеобразовательной программы, вместе с тем признаем желание родителей сохранить традиционный уклад жизни и воспитывать детей самостоятельно. Очно-заочная форма помогает нам выстроить обучение с учетом индивидуальных запросов учеников.
Денис Силкин, заместитель директора по УВР СОШ поселка Носок, руководитель разновозрастной группы «Кочевник»
Сейчас по такой системе занимаются 18 детей 5−8 классов, для каждого из которых учителями интерната сформирован индивидуальный образовательный маршрут. Ученики получают необходимые книги и материалы, занимаются самостоятельно, а раз в месяц приезжают в школу вместе с родителями, сдают сделанные задания, консультируются по предмету, если испытывают сложности, и получают новые материалы. Проект реализуется при грантовой поддержке благотворительной программы «Мир новых возможностей» компании «Норникель».

Национальный контекст также накладывает отпечаток на преподавание родного языка. В настоящий момент практически нет учебников по предметам «Родной язык» и «Родная литература», включенных в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации ФГОС и имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, за исключением учебников по ненецкому языку. Для того чтобы решить проблему с учебниками, учителя — носители языков и методисты ИМЦ разрабатывают учебно-методические комплексы для факультативных занятий по изучению языков и культуры коренных народов Таймыра: ненецкого, энецкого, эвенкийского, долганского и нганасанского.
С 2011 года, еще до появления большого количества онлайн-решений, в районе частично практиковали дистанционную форму обучения с использованием ресурсов «Телешколы»
В учреждениях дошкольного образования обучение родным языкам проходит по методу языкового гнезда: формируется развивающая языковая среда, в которой воспитатель общается с детьми на родном языке; дизайн пространства, где занимается группа, отсылает к национальной культуре, используются традиционные игрушки. Чтобы языковая среда поддерживалась и дома, проводятся дополнительные занятия с родителями; организуются национальные праздники с приглашением старейшин и носителей языка.

Крайний Север — удивительное место, где не работают привычные подходы и законы, большинство вопросов решается личным общением, а представители разных народов не просто мирно уживаются друг с другом, но и формируют уникальную мультикультурную среду.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще