школа. будущее

Крепость на ветру

Механизмы нравственного выбора в профессиональном общении
Использованная иллюстрация: vipman/Shutterstock.com
Максим Аникеев
кандидат пед. наук, методист Университетской гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова, разработчик образовательных систем
Откуда взять новое
Проектируя новую школу, мы стараемся найти нетривиальную идею, чтобы воплотить ее в миссии, главном образовательном результате, образовательной программе, пространстве и символах. Но где мы ищем идеи и насколько становимся заложниками собственного опыта школьной жизни? Как выйти из плена образов школы прошлого столетия?

Опыт школьного образования — первый осознанный опыт столкновения с общественным институтом в жизни человека, коллективного участия в осмысленной деятельности. Образ школы в каждом из нас отражен в бессознательном практическом опыте, потому сложно воспринимать критически привычный школьный уклад, цели образования, способ организации пространства — формируется обыденное представление о том, что школа должна быть организована так, как в нашем детстве, и ничего лучшего мы не можем придумать.
Влияние идеи монологичной школы-фабрики прошлой эпохи вполне ощутимо сейчас и приводит к ряду ярких противоречий
Для большинства родителей школьный период жизни в его классических формах — нечто непреложное, обязательное для нормального развития ребенка, и новое поколение учителей после педвуза, бывает, реализует не современные модели образования, а фронтальный урок в классе. Новые знания не всегда соединяются с персональным жизненным опытом школьной жизни. Может быть, поэтому наибольшую гибкость показывают те учителя, которые пришли в школу из других профессий.
Монолит
Школьная среда и уклад выстраивались на протяжении нескольких столетий и сформировали культурный образец вхождения нового поколения во взрослую жизнь. Развитие индустриального общества в XX веке требовало подготовки грамотных людей, способных работать со сложными механизмами в условиях заводского и фабричного производства. Всеобуч гарантировал культурный минимум для работы в условиях массового производства и управления. Поэтому стандартное здание и ритмы жизни школы напоминают завод или фабрику: длинные коридоры с классами-цехами, рабочие смены-уроки отделяются звонками, пустынная пришкольная территория, индивидуальное расписание, которое задается общим ритмом жизни школы.

Современники этого уклада отчетливо улавливали аналогию. «Когда я говорю „учебное заведение“, то с этим понятием ассоциируется другое — производство. Аналогия с процессом производства в промышленности как будто делала более ясным характер школьной работы» (С. Т. Шацкий, 1989).

Идеал выпускника школы-завода — человек, готовый к высокотехнологичному производству в условиях индустриального общества, адаптированный к работе в большом коллективе, добросовестно выполняющий свои обязанности.

В воспоминаниях учившихся в 50-х годах XX века педагог — это всегда авторитетная фигура, проводник в мир фактов и знаний. Только через него можно было понять научно-популярные книги, трудные моменты учебника, разобраться в сложных формулах. Мнение учителя авторитетно и в человеческих отношениях. Фигура и роль его идеализированы, мнение непререкаемо, а общение выстраивается в форме монолога взрослого.
Влияние идеи монологичной школы-фабрики прошлой эпохи вполне ощутимо сейчас и приводит к ряду ярких противоречий. Например, попыткам подготовить человека к жизни в информационном обществе через возвращение производственного труда в школу. Обучить критическому мышлению посредством единого учебника, подготовить к жизни в условиях неопределенности с опорой на унифицированные правила и требования, создать инклюзивную школу высоких достижений. Ввести довольно жесткие ограничения в построении социальной, пространственной и образовательной среды школы, но воспитывать человека, свободно и ответственно распоряжающегося своей жизнью, который способен сделать осознанный вклад в развитие страны.

Цельная монологичная школа замкнута в себе: забор охраняет периметр, дальше контрольного пункта нельзя, внутри строгая ролевая иерархия, есть план, который задается в виде образовательной программы. Такая школа закрыта от окружающего мира, боится противоречий и неопределенности, потери контроля, боится ветров и сквозняков огромного мира, который окружает эту крепость.
Нешкольные школы
Попытки уйти от классического образа школы, найти новые смыслы для проектирования необычных моделей образования приводят к поиску в смежных областях — социальных практиках, общественных институтах и общностях, которые влияют на проектирование образовательной среды, на содержание обучения и воспитания, на пространственно-предметную составляющую школы, ритмы, правила и инструменты. Эту продуктивную связь школы и смежных областей хорошо раскрывают метафоры.

Офис, служба. С точки зрения организации пространства и смыслов такая школа тяготеет к идее офисного уклада, к подготовке к работе в условиях корпоративного сообщества. Метафора офисной работы просматривается в дизайнерских решениях, современном оборудовании, в деловой форме одежды.

Активность детей регламентирована правилами и распорядком работы в группах и классах, существуют положения о работе, поощрениях и взысканиях. С другой стороны, поддерживаются здоровые амбиции, стимулируется желание конкурировать, быть первым, успеть реализовать возможности.

Идеал выпускника — человек, способный работать в условиях корпоративной культуры, готовый встраиваться в работу проектного офиса, направленный на коммуникацию в команде, на творческую работу над общими задачами, обладающий критическим мышлением (школы ОАО «РЖД»).

Театр. Школа-театр много внимания уделяет формированию эмоционально-творческого начала учеников. Через проживание отношений, понимание своих эмоций, управление своим телом ученик чувствует сопричастность к школьной жизни. Учебная деятельность воспринимается как сфера развития личности школьника наравне с творчеством, социальной сферой и др. Эмоционально-художественный способ организации пространства школы, работа с публичным выступлением дают навыки самопрезентации, рефлексии, управления речью («Класс-Центр», Сергей Казарновский).

Идеал выпускника — человек, понимающий себя в мире, открыто его исследующий, понимающий культуру как процесс присвоения общечеловеческого опыта.
Результаты образования всегда оценивались по вербальной презентации. Все, что касается отношений со временем, пространством школы, переживанием, телесностью, созданием культурных символов, постепенно образованием утрачивалось. Сейчас заметно движение в обратном направлении
В школе-парке нет привычных классов. Обучение проходит в открытых студиях, где объединяются дети разных возрастов и разного уровня знаний. Ребенок вправе выбирать студию и степень участия в ее работе, менять свою позицию в обучении от активного участия до наблюдения.

Принципиальное отличие школы-парка заключается и в отсутствии образовательных программ. Если при традиционном обучении ученик должен за период времени усвоить определенное содержание образования, то в школе-парке цели иные. Знания, которые он получает в открытой студии, используются не для сдачи экзамена или получения высокой оценки, а для создания и расширения своего конкретного видения мира (М. А. Балабан, 2001).

Идеал ученика — человек демократического общества, умеющий выбирать и нести ответственность за свой выбор, самостоятельный, активный и строящий свою программу развития, умеющий работать в разных коллективах и помогать другим («Перемена: школа-парк», https://www.peremenapark.ru).

Школа-путешествие. Ребенок расширяет свое представление о мире, меняя местоположение, вживаясь в разные культуры и места. Путешествие дает опыт сравнения собственной истории и культуры со способами жизни других народов. Воспринимая новое физическое, социальное и культурное пространство, ребенок учится понимать собственные физические, социальные и духовные потребности. В основе подхода здесь задача обеспечить целостный опыт ребенка, который складывается в исследовании новых пространств и культур.

Идеал ученика — человек, понимающий свою культуру и культуру других народов, накопивший реальный опыт деятельности и общения в разных местах, открытый к общению и активный в освоении человеческих пространств (Международная школа в движении Анны Бену, Перелетная школа, http://www.unifamily.ru/education/school).
Школа-комьюнити — особый тип образовательного учреждения, тесно связанного с жизнью локального сообщества, где невозможно разделить обучение и воспитание как отдельную практику.

Образование растворяется в жизненных событиях, ведущими становятся межличностные отношения и общие ценности, которые утверждаются в совместной деятельности детей и взрослых. Главным в жизни школы-комьюнити становится общее событие, в котором участвуют дети и взрослые, при этом они не ограничены рамками школьных занятий или форматом официальных ролей, что усиливает объединение взрослой и детской культур, выражается в составлении общих планов, расписания, в организации событий или принятии общих решений.

Образовательное событие в школе-комьюнити становится жизненным событием, через которое ребенок получает новый опыт, знание о себе и мире, собственном способе решения жизненных задач. В школу такого типа ребенок может приходить с жизненным запросом, далеким от образования, в том числе на реабилитацию опыта трудной жизненной ситуации.

Идеал выпускника — человек, способный осуществлять собственный жизненный план, опираясь на партнерские отношения с людьми, реализовать уникальный способ жизни, который приносит ощущение продуктивности и полноты бытия (Raddery School, Schotland, семейная школа поселка Орион, Калужская область, https://orionfuture.org/).

Школа-армия. Специфический уклад военизированного, но не военного образовательного учреждения имеет несколько ярких примет:

 — форма одежды и символика, разрабатываемая каждым учреждением с учетом его специфики (морская, казачья, сухопутные, ракетные войска, спасатели и др.);

 — особая организация пространства школы и двора: специализированные учебные кабинеты, например предпрофессиональной военной подготовки, школьный тир, музей (с учебным самолетом «Альбатрос» в Волжской кадетской школе, тремя танками в Новосибирской кадетской школе-интернате и др.);

 — дополнительные образовательные программы, ориентированные на военную подготовку, практические полевые занятия, смотры, поверки, строевые тренировки, ритуалы в общении, принятые в военной среде;

 — идеологические отсылки к историческому прошлому, в том числе и опыту воспитания в Российской империи (Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ», https://pansion.mil.ru/Ob_uchrezhdenii/Istoriya).
Идеал ученика — гражданин-патриот, светски образованный, человек с отличной физической и спортивной подготовкой, прочными нравственными убеждениями.

Концепция школы как среды обитания актуализирует ряд смыслов и образов: бытование, тропа, маршрут, границы, путешествие, экспедиция, исследование — все, что подталкивает ребенка к активному познанию и преобразованию условий собственной жизни. В современной реальности она реализуется в виде идей школы-университета, школы-поезда, школы-экспедиции.

Эта концепция задает просторные рамки, позволяющие воплотить в образовании многие конструктивные идеи: экологичность и включенность в природу, направленность на локальное сообщество, выстраивание собственных маршрутов, в том числе и образовательных, соединенность с естественными потребностями человека в свободе, открытие и исследование, восприятие предметного мира как экспериментариума, лаборатории (М. В. Аникеев, 2017).

Идеал выпускника — человек, осознающий свои потребности, способный находить ресурсы и поддержку для их реализации.

Перечисленные модели можно назвать полураскрытыми в направлении социальной жизни, самоценности детства и образовательной практики. Они учитывают задачи развития и жизни ребенка, которые выходят за границы школьного образования, дополняя базовую идею школы, решающей задачу подготовки ребенка к будущей взрослой жизни.
Незавершенное произведение
Каким будет проектирование школ в будущем? Будут ли это открытые школы и, если так, не потеряют ли они в такой трансформации свою школьную суть?

Есть несколько ответов на эти вопросы и, следовательно, несколько подходов к проектированию:

1. Отказ от школы, развитие внешкольного образования, например семейного обучения. Образовательная практика переносится в виртуальный мир онлайн-платформы, или ответственность за организацию обучения и воспитания ложится на плечи родителей. Возможно, создается система занятий с репетиторами и многие другие формы.

2. «Прогрессорский подход» — создание инновационных практик в образовании, которые воплощают какую-либо педагогическую идею или тренд (персонализация обучения, индивидуальные образовательные маршруты, формирование предметной грамотности и soft skills, академические результаты и самоопределение в жизни и т. д.).

3. «Незавершенная школа» и совместный поиск взрослыми и детьми смыслов образования через диалог разных укладов и смыслов.

Идею школы как незавершенного произведения предложил историк и социолог Михаил Рожанский на конференции «Переборка школы: от архитектуры к сообществу».

Размышляя над смыслами школьного образования, сложно обойти стороной европейскую модель школы, которая за долгие века развития книжной культуры сложилась как школа риторическая, словоцентричная. Результаты образования всегда оценивались по вербальной презентации. Поэтому все, что касается отношений со временем, пространством школы, переживанием, телесностью, созданием культурных предметов и символов, постепенно образованием утрачивалось.

Сейчас заметно движение в обратном направлении. Появляются новые инструменты проектирования школы, устанавливается равноправие вербального и внеязыкового. На этом пути понадобится новая грамотность педагога и ребенка в школе. Она предполагает:

 — Умение создавать договоренности и правила школьной жизни при активном участии детей в проектировании школьного социального и предметного пространства. Это означает, например, создавать переговорные площадки, давать детям исследовать границы, управлять пространством и средой, влиять на ритмы школьной жизни и расписание, решать вопросы свободы и обусловленности активности ребенка в школе.

 — Формирование насыщенной сенсорной среды, вызывающей эмоциональный отклика у ребенка, задействующей ориентационные механизмы, удивление, вопрошание. Цвета, формы, проактивность предметного мира должны пробуждать любопытство и желание взаимодействовать со средой, что меняет взгляд на роль принципа наглядности в обучении.

 — Формирование символичного школьного пространства. Предметный мир должен давать простор для воображения ребенка, создавать эффект пульсирующего пространства со сказочными метафорами, культурными символами. Необходимы артефакты, неопознанные пространства, продуманный микромир локаций, баланс между стабильным и трансформируемым в ответ на разные потребности ребенка.

 — Восприятие школы как части персональной истории ученика, материального памятника развития ребенка.

Отпечаток-след на стене, фото выпускников, оформленный лично участок стены — эти знаки воспринимает человек, возвращаясь в школу через много лет, чтобы понять изменения, которые с ним произошли. Так предметы и пространство школы помогают решать экзистенциально-смысловые задачи жизни.

 — В учебной деятельности предметы и локальности могут использоваться как средство обучения, демонстрации, моделирования или создания схем и опор учебной деятельности. Это дает возможность присваивать способы действия и способы мышления.

 — Расширение границ школы с социальной и природной средой, возвращение ребенку возможности обживать пространства, реабилитация телесного опыта проживания школьной жизни, понимание равной ценности образовательного и практического жизненного опыта ребенка в школьной среде.

Идея школы как незаконченного произведения открывает перспективу следующего возможного шага в развитии школьного образования, допускает встречу разных моделей школьного уклада, раскрывая монологичный образ школы — школы прошлых эпох.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more