ФИНАНСЫ. ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ

Легко ли победителю?

Негосударственные детские сады и школы могут претендовать на финансовую поддержку от государства. Требований не так много: детский сад должен быть лицензирован, а школе, кроме лицензии, нужна государственная аккредитация. И тем не менее получить субсидии захотят не все.
Татьяна Зверева
Директор НОЧУ СОШ «Феникс» г. Москвы
Liberté, Égalité, Fraternité
«Частные школы и детские сады будут получать такое же финансирование на учащихся и воспитанников, как и государственные образовательные организации, с 1 сентября 2019 года», ― сообщил мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с руководителями частных образовательных организаций в конце августа.

Норма подушевого финансирования для негосударственных школ составит от 125 тысяч до 160 тысяч рублей в год, для негосударственных детских садов ― от 166 тысяч до 176 тысяч рублей в год.
  • Амет Володарский
    Омбудсмен в сфере образования при прези­дентском уполномоченном по защите прав предпринимателей
    Мне кажется, нужно разделить два вопроса. Прежде всего, констатируем победу частного образования в Москве, которая очень нелегко нам далась. Усилиями Иосифа Калины и Сергея Собянина удалось все-таки выровнять государственное и частное финансирование.

    Отдельная проблема, которую автор статьи затрагивает, ― это целевое назначение средств. Я думаю, деньги должны идти за ребенком без всяких условий, просто на развитие школы, которая может тратить их по своему усмотрению ― на учебники, на маркетинг, рекламу, продвижение, инфраструктуру.

    Но сегодня деньги выделяются не на развитие, а именно на заработную плату педагогическим работникам. Автор права: придется брать педагогов в штат. Но я в этом ничего плохого не вижу. Наоборот, это хорошо с точки зрения развития организации.

    Сами посудите: когда во всех классах, с 5-го по 11-й, большинство преподавателей совместители, а не штатные специалисты, это ведь нельзя назвать ситуацией устойчивого развития школы.
Казалось бы, прекрасная новость, если учесть, что еще недавно школа получала 63,1 тысячи рублей в год на ребенка. В дошкольном образовании финансировалась лишь образовательная деятельность, в то время как в государственных детских садах присмотр и уход за детьми тоже оплачивались. На ребенка дошкольного возраста в группе полного дня НОО приходилось от 30,1 тысячи до 41,2 тысячи рублей в зависимости от возраста ребенка, в группах кратковременного пребывания ― от 11 тысяч до 29,4 тысячи рублей.

Более десяти лет частные образовательные организации Москвы добивались выравнивания нормативов бюджетного финансирования, и, наконец, это случилось.

Прекратятся странности, которые случались при смене образовательной организации. Раньше, если ребенок в середине учебного года переходил из государственной школы в частную, сумма, которая на него выделена, волшебным образом уменьшалась в два раза. И наоборот: если ребенок переходил из частной школы в государственную, то откуда-то находилась сумма в два раза больше. Деньги не следовали за ребенком.
  • Любовь Духанина
    Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, председатель Российского общества «Знание», президент фонда «Национальные ресурсы образования»
    Бюджетные деньги ― это всегда особая ответственность. И всегда в Москве были школы, которые, например, отказывались получать деньги на питание детей в начальной школе от правительства Москвы, чтобы не заниматься отчетностью. Другие не проходят аккредитацию: мы бы и прошли, да только зачем, когда мы на эти деньги не претендуем. У нас всякий свободен выбирать.

    Впрочем, я считаю, что надо получать аккредитацию, и так скоро, как только возможно. Ведь это показатель качества, знак высоких достижений. И потом сейчас эта процедура упростилась. Во время нашей последней аккредитации потребовались только результаты независимых исследований ЕГЭ и ОГЭ.

    Просто иногда страшно что-то новое осваивать. Тогда стоит подождать, посмотреть, как делают другие.
Теперь в бюджете предусматривается один и тот же объем финансирования на каждого ребенка школьного возраста ― как для государственной, так и для негосударственной школы.

Дополнительное образование в ЧОО не финансировалось вовсе, хотя от 50% до 100% учащихся начальных классов получают дополнительное образование. Таким образом, нарушалось право частных образовательных организаций Москвы на равное финансовое обеспечение дошкольного и общего образования. Не исполнялись и нормы, предусмотренные пунктами 3 и 6 части 1 статьи 8 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

И все это не только в Москве, но и в регионах, где вопросы распределения денежного обеспечения решаются на местном уровне.
Интрига сохраняется
Понятно, что при увеличении денежного обеспечения и требований становится больше. Но чтобы именно таких, никто не ожидал.

Целевые показатели субсидирования были названы в начале сентября на совещании главы ДОНМ Иосифа Калины с руководителями негосударственных образовательных организаций. Один из показателей ― средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций не ниже среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Москве.

В 2019 году такой доход составил 75,7 тысячи рублей. Час работы учителя при полной учебной нагрузке 18 часов в неделю ― 1051 рубль. Но помилуйте, в частных школах иные зарплаты!

Педагоги в них работают часто на условиях внешнего совместительства, и часов у них значительно меньше.

Возьмем среднестатистическую частную школу в Москве, работающую более 15 лет. Ситуация такова: 120 учеников, по одному классу в параллели, на штатных должностях ― учителя начальной школы, потому что только им удается выдать необходимую нагрузку. Все остальные преподаватели ― внешние совместители. Нагрузка, предположим, учителя физики ― десять часов в неделю, учителя химии ― восемь часов в неделю, учителя музыки ― семь часов в неделю.

Чтобы обеспечить этих учителей часами на 75 000 рублей, школа должна догрузить химика математикой и музыкой? Получается, что и частные школы будут вынуждены создавать образовательные комплексы. Впрочем, непонятно, как это сделать, если учредители разные. А иначе эти школы окажутся неконкурентоспособными и закроются.
  • Семён Янкевич
    Кандидат юридических наук, директор Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
    Данное решение правительства Москвы указывает на большую заинтересованность в частном образовании и фактически создает равные возможности для государственных и негосударственных образовательных орга­низаций. Кроме того, доступ в частные школы теперь получают дети из малообеспеченных и многодетных семей.

    Но, конечно, критерии субсидирования должны учитывать специфику частных школ, которые могут отличаться от государственных, например по количеству учеников. Можно ввес­ти повышающие и понижающие коэффициенты, несколько групп показателей для разных школ.

    Да, субсидия — это целевые деньги. Но вы­равнивание заработной платы педагогов частных и государственных школ как главное условие получения субсидий — вопрос дискуссионный.
Теперь в цифрах. Например, в школе 50 педагогов и 120 детей. Средняя заработная плата раньше была 40 000 рублей. Теперь должна составлять 75 000 рублей. Фонд заработной платы был 2 000 000 рублей, стал ― 3 750 000 рублей. Налоги с заработной платы составляют 43,2%. Раньше школа платила налоги в размере 864 000 рублей, теперь должна платить 1 620 000 рублей, на 756 000 рублей больше. Субсидию за 120 детей раньше школа получала в размере 630 000 рублей в месяц, теперь будет получать в среднем 1 425 000 рублей в месяц, то есть на 795 000 рублей больше. Таким образом, город увеличил размер субсидии из расчета на 120 детей на сумму 39 000 рублей в месяц, то есть на 325 рублей

Как видим, получить деньги от государства несложно, вот только выполнить все условия субсидирования не так-то просто. Прежде чем решиться на такой шаг, стоит хорошо подумать, имеет ли это смысл для конкретной образовательной организации.

Так поступили коллеги в одном знакомом детском саду: посчитали, подумали, да и не стали подавать документы, несмотря на то, что прошли лицензирование, рассчитывая на субсидию.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more