система. lego

Игра — это несерьезно?

Бренд LEGO ассоциируется, наверное, прежде всего с постоянством. Более 40 лет с помощью образовательных решений этой компании готовят будущих профессионалов по всему миру.

Конструкторы LEGO — это всегда что-то хорошо знакомое и каждый раз новое. Разработчики LEGO Education верят, что сегодня настало время для очередных глобальных перемен.
Целостность
Прежде чем появляется новинка от LEGO Education, компания проводит масштабное эмпирическое исследование на большой международной выборке, анализируются данные других профильных организаций и групп. Например, именно такое исследование, посвященное оценке эффективности обучения через игру, проводилось LEGO Foundation в последние пять лет.

В конце августа 2021 года состоялась презентация нового решения LEGO® Education SPIKE™ Старт в России, а также Системы обучения LEGO на основе линейки взаимосвязанных и дополняющих друг друга решений. Новая система позволяет перестроить образование так, чтобы оно стало более результативным в быстро меняющихся условиях обучения.

Со ссылкой на исследование Эсбен Старк, президент LEGO Education, представил вниманию профессионального сообщества новый подход и рассказал о тенденциях, которые появляются в мировом и российском образовании прямо сейчас.
Нужны перемены — не отдельные, точечные, на уровне внедрения тех или иных инструментов, а фундаментальное последовательное переосмысление дизайна образовательного процесса
«По оценке Education Commission, к 2030 году около половины современных детей и молодых людей в мире (более 800 млн) не будут в достаточной степени обладать навыками и компетенциями, востребованными на глобальном рынке труда, не будут конкурентоспособны», — отмечает в своем выступлении Эсбен Старк.

Речь идет, прежде всего, о навыках XXI века, к которым относят способность решать сложные задачи, критическое мышление, креативность, способность работать в режиме сотрудничества, устойчивость. Базовые предметные знания, конечно, по-прежнему необходимы, но все же именно гибкие навыки, а также понимание STEAM-концепций составят самый востребованный набор компетенций в недалеком будущем.
О том, что традиционные подходы в обучении не вполне соответствуют новому комплексу задач, говорят уже не первый год. Образовательные системы разных стран начали отвечать на вызов еще до пандемии.

Исследовательская группа LEGO Foundation фиксирует закономерность: в последние десятилетия педагоги во всем мире переместили фокус на STEAM-предметы. Их важность продолжает расти по мере технического прогресса, структурных и содержательных изменений на рынке труда. COVID-19 увеличил темпы автоматизации и использования технологий в производстве, что привело к увеличению спроса на сотрудников с высоким уровнем владения STEAM и метапредметными навыками, которые позволяют им легко адаптироваться к быстро меняющимся условиям.
Перенос фокуса на STEAM в обучении привел к диспропорции: педагоги стали ориентироваться все больше на измеримый академический результат. Так происходит, например, в школах США, Англии, Австралии, где обучение, ориентированное на формальный результат, начинается очень рано, а время, отводимое на игру, сокращается уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. В странах Юго-Восточной и Восточной Азии, напротив, стремятся выстроить более «ребенкоцентричные» практики так, чтобы образовательный процесс был целостным.

Конечно, результат в виде прочных предметных знаний и компетенций должен быть. Но не в ущерб задаче целостного развития всех сфер личности ребенка:
  • Когнитивных навыков — способности концентрироваться, гибко мыслить, справляясь с комплексными задачами и создавая эффективные стратегии поиска решений.
  • Эмоционального интеллекта — умения понимать эмоции, управлять ими, а также сохранять мотивацию и уверенность в себе в ситуации трудностей.
  • Социальных навыков — способности к сотрудничеству, общению и пониманию других точек зрения.
  • Физической сферы — двигательной активности, сенсорно-моторных навыков, ориентирования в пространстве и поддержания здоровья.
  • Креативных навыков — способности генерировать идеи, выражать и реализовывать их.

Если такой пятикомпонентный «фундамент» сформирован, тогда человек получает импульс к дальнейшему саморазвитию, к тому, чтобы реализовать концепцию lifelong learning по отношению к собственной жизни.
Неравенство
«Все это означает, что нужны перемены — не отдельные, точечные, на уровне внедрения тех или иных инструментов, а фундаментальное последовательное переосмысление дизайна образовательного процесса, оснований, на которых выстраивается обучение», — продолжает Эсбен Старк.

Необходимы такие форматы обучения, чтобы дети получали осмысленный, лично значимый для них образовательный опыт. Такой опыт появляется, когда ученик берет на себя ответственность за образование, проявляет субъектность, становится автором. И с другой стороны, нужен такой формат, который обеспечивал бы равные возможности для детей из разных социокультурных групп, из семей в разной социальной ситуации.
Кризис, связанный с пандемией, сделал необходимость перемен еще более очевидной: усилилось уже сложившееся неравенство образовательных возможностей. Когда 1,5 миллиона учеников вернулись после дистанционного формата к очному или гибридному обучению, стало ясно, что потребуется не только восстанавливать навыки и заполнять пробелы в знаниях. Нужно будет позаботиться об эмоциональном благополучии детей, создать ощущение общности, причастности каждого ученика к осмысленной совместной работе в группе.

Согласно данным Education Week, большинство педагогов полагает, что в долгосрочной перспективе пандемия серьезно скажется на психическом здоровье обучающихся. Среди последствий — невозможность сконцентрироваться, тревога, отсутствие друзей, а для детей младшего возраста — неспособность формулировать свои мысли.
Правильные ошибки
Житейское представление о том, что игра — это нечто отдельное от обучения, то, что ему противостоит как «несерьезное», все еще распространено, и даже в педагогической среде. На самом деле именно игра может стать новой точкой сборки образовательного процесса, тем средством, которое позволит сделать преподавание и обучение более эффективными. Такое предположение использовали в качестве гипотезы для последнего пятилетнего исследования LEGO Foundation. Гипотеза подтвердилась, результаты недавно опубликованы.

Один из основных выводов: игра помогает преодолеть разрыв между учениками с большой разницей в уровне подготовки, академической успеваемости, у которых могут быть неравные возможности доступа к образовательным ресурсам и разная социально-экономическая ситуация семьи.
С появлением «LEGO® Education SPIKE™ Старт» создана комплексная интегрированная Система обучения LEGO, направленная на практическое освоение дисциплин STEAM в игре
Почему так? Дело в том, что обучение, построенное на игре, обретает для ребенка личный смысл, а значит, растет вовлеченность ученика в процесс образования. А это позволяет меньшими усилиями освоить гораздо больше, чем содержание основ наук, — самоконтроль, способность к кооперации, креативность. Иными словам, игра имеет ключевое значение в формировании гибких навыков.

Когда обучение происходит в управляемой, организованной игре, в практико-ориентированном обучении, уроки мотивируют исследовательскую активность ребенка, а неизбежные ошибки приобретают смысл. Они перестают быть ошибками в традиционном понимании.

Игра разнообразна: структурированная и упорядоченная, под руководством педагога или свободная, открывающая пространство максимально возможной инициативы ребенка, где роль взрослого — помочь проанализировать результаты, обеспечить доступ к ресурсам. Каков оптимальный баланс между разными типами игры — тема будущих исследований, но сейчас ясно, что в любом случае активизируется исследовательская деятельность ученика, побуждается интерес к экспериментированию и совершенствованию собственных достижений.
Таким образом складывается естественная среда для открытий, для объединения идей, где ученики чувствуют в себе силы для исследования и эксперимента, не опасаясь, что могут дать неправильный ответ или не найти решение, которое является единственно верным.

Игровое обучение тесно связано с рядом других педагогических подходов, например проектно-ориентированным. Согласно результатам исследования, проведенного Lucas Education Research в США, дети, прошедшие программы проектно-ориентированного обучения, значительно превосходят по своим знаниям и возможностям тех, кто занимался по стандартной программе.

Иными словами, внедрение игровых проектных практико-ориентированных подходов — необходимое условие достижения не только академических результатов образования, но и целостного социально-эмоционального развития.
К системе
Работа над созданием целостной образовательной системы началась давно. Первое поколение роботов MINDSTORMS, с которыми нередко ассоциируется сама идея освоения робототехники в дополнительном образовании, появилось в 1998 году. Затем была разработана платформа WeDo, которая позволяет уже в начальной школе попробовать исследовательскую работу, дать детям представление о программировании и об инженерном проектировании.

За последние годы компания разработала решения для других возрастных категорий, создав комплексную последовательную Систему обучения LEGO. Решение LEGO® Education SPIKE™ Prime для учеников 5−7-х классов сочетает яркие конструктивные элементы LEGO, простые в использовании электронные компоненты и интуитивный язык программирования на основе Scratch. SPIKE Prime — это инструмент развития у учеников критического мышления и умения решать комплексные задачи независимо от уровня их академической подготовки и успеваемости.
Набор LEGO Education SPIKE Старт и учебные материалы, рассчитанные на 50 часов занятий, сочетают простое, интуитивно понятное программирование, адаптированное под возраст учеников, при помощи программируемого хаба, моторов, датчиков цвета и световой матрицы для воплощения STEAM-концепций в жизнь с использованием приложения SPIKE. Каждый учебный курс SPIKE Старт соответствует требованиям:

Актуальная и соответствующая возрасту тематика уроков: приключения, развлечения, путешествия, игры, изобретения.

Методически обоснованная структура курса, включающая вводный урок, несколько практических занятий с руководствами по их проведению, а также один проект с открытым решением.

5 учебных курсов, которые состоят из 7−8 уроков по 45 минут.

Более 30 минут дополнительных занятий, направленных на развитие языковых и математических компетенций.

Каждый учебный курс содержит 6−10 часов образовательного контента, направленного на формирование устойчивых метапредметных компетенций.
Набор LEGO® BricQ Motion Старт для учеников начальной школы погружает детей в изучение физических законов окружающего мира в контексте темы здорового образа жизни. LEGO® Education BricQ Motion Prime позволяет учащимся 5−7-х классов углубить понимание базовых физических концепций через практические задания в контексте темы спорта, которые не требуют программирования.

Еще один компонент целостной системы — методическое сопровождение и поддержка учителей. Организация обучения на основе игрового опыта требует от педагогов дополнительных усилий, умений. Поэтому была создана персонализированная платформа для развития ключевых профессиональных компетенций учителей, использующих в своей работе LEGO Education.

И, наконец, новинка этого года LEGO Education SPIKE Старт — конструктор и метапредметная образовательная практика для учеников начальной школы на основе решения игровых задач и сторителлинга.
С появлением LEGO Education SPIKE Старт создана комплексная интегрированная Система обучения LEGO, направленная на практическое освоение дисциплин STEAM в игре. Она помогает детям понять абстрактные концепции и сделать их более осязаемыми: ученики переходят от простых исследований к решению более сложных задач, и все эти задачи взяты из жизни, из каждодневной реальности, которая окружает ребенка.

Поскольку новая система — это линейка связанных между собой решений, компонентов, которые оптимально сочетаются друг с другом, упрощается задача тех педагогов и руководителей в образовании, которые хотят организовать STEAM-обучение как на уровне отдельных классов, так и на уровне школы и города. Система обучения LEGO сделана так, чтобы ее было легко масштабировать.

Удобные персонализированные сервисы для профессионального развития педагогов позволяют легко интегрировать ее в учебный процесс на любом уровне образования и масштаба: единовременно или последовательно, путем постепенного внедрения элементов.
***
На одном из своих выступлений Эсбен Старк представил зрителям концептуального робота Эллиса, созданного из элементов четырех конструкторов LEGO Education и запрограммированного выполнять безупречные танцевальные движения.

Такая модель — наглядная демонстрация огромных возможностей, которые дают образовательные решения LEGO Education, если использовать их вместе. Не менее сложные и интересные проекты при определенном уровне усилий доступны любой группе учеников и учителей, которые вводят в образовательный процесс обучение через игру.
Если речь идет о практико-ориентированном обучении, не обойтись без личного опыта и пробы. Наш корреспондент Светлана Соколова приняла участие в мастер-классе LEGO Education в Москве и собственноручно собрала модель из набора LEGO Education SPIKE Старт:

«Задача была собрать по инструкции модель, затем с помощью приложения на планшете подключить звук, использовать цвет. В общем, анимировать. В этом смысле у SPIKE Старт новые возможности — есть цветовая матрица, яркое устройство вывода, которое нравится детям.

Чтобы управлять конструктором, необходимо скачать и установить на компьютер или планшет приложение SPIKE. Оно совместимо с операционными системами Windows 10, ChromeOS, macOS, iOS и Android, но не с телефоном. Программировать можно в двух режимах: блочно-графическом и блочно-текстовом (Scratch). Так легче перейти от графических языков к текстовым.

Отметим, что инструкция здесь не означает простое руководство в несколько действий, которое позволяет собрать несложную модель. Это, скорее, опора для того, чтобы научить детей работать с электроникой, рассказать им что-то новое о программировании, о переменных данных или причинно-следственных связях.

Пластина для сборки — белая, как чистый холст, а детали моделей разноцветные. Это будит творческий импульс, даже если программирование не то, что вас особенно увлекает.

Собираешь модель, выполняешь несколько заданий и незаметно для себя уже фантазируешь, экспериментируешь. Это происходит как бы само собой. Важно, что элементы разных конструкторов совмещаются друг с другом, формируется единая образовательная среда. Идея объединить разные конструкторы должна детям понравиться, ведь это возможность придумывать собственные нетиповые проекты».
Подготовлено при поддержке LEGO Education
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще