технология. бизнес-подход

EdDev — прорыв в эволюции образования

Новая бизнес-технология Education Development помогает налаживать образовательные процессы на всех уровнях — от регионов до конкретных школ и семей.
Александр Кондаков
Ученый, государственный и общественный деятель. Лауреат премии Президента РФ в области образования (2004), премии Правительства РФ в области образования (2009). В 2008 году получил медаль «За заслуги перед Отечеством» II степени.

С 1998-го по 2001 год был заместителем министра общего и профессионального образования России.

С 2001-го по 2012 год был генеральным директором государственного издательства «Просвещение», с 2013-го — председатель совета директоров ООО «Дрофа».

Руководил разработкой нового поколения ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Соавтор концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Возглавляет компанию «Мобильное электронное образование» с 2014 года.
Конвергентная среда
Технологии развиваются стремительно, и это сказывается на всех сферах нашей жизни. Система образования не осталась в стороне. С конца 1990-х до начала 2010-х школы, колледжи, вузы осваивали хай-тек. Компьютеры, принтеры, проекторы и прочее заметно усовершенствовали образовательный процесс.

Очередной прорыв случился после 2010 года, тогда в России, как и во всем мире, зародился и стал бурно развиваться новый рынок Education Technology. Сейчас у EdTech самые высокие темпы развития среди высокотехнологичных бизнесов. EdTech охватывает отдельные элементы системы образования, связанные с тестированием, проектной деятельностью, цифровые лаборатории, образовательные платформы и многое другое.

В России за последнее десятилетие появилось много крупных компаний EdTech, одна из наиболее заметных — «Мобильное электронное образование» (МЭО), — более 20 лет работает на рынке цифрового образования.

Большинство компаний рынка EdTech идут по пути оцифровки и перекладывания в виртуальный формат существующего содержания, форм и методов организации образовательного процесса. Компания «МЭО» использует иную стратегию: разрабатывает, апробирует и внедряет в практику результаты масштабных исследований системы образования в контексте развития общества и технологий, меняющихся запросов семей, общества, бизнеса и государства.
МЭО — человекоцентричная образовательная платформа, направленная на решение разноплановых образовательных задач
Современная образовательная платформа — не просто набор сервисов и контента, а полноценная конвергентная социокультурная образовательная среда, объединяющая виртуальное и реальное пространство, где все элементы взаимосвязаны и системно обеспечивают решение задач формирования и развития личности обучающегося. Этот принцип и лежит в основе создания и развития платформы МЭО — человекоцентричной и направленной на решение разноплановых образовательных задач, а также нового направления развития бизнеса — Education Development, или EdDev, наукоемкого и технологичного бизнеса по созданию образовательных сервисов, услуг и контента. EdDev включает разработку, вывод на рынок и непрерывную актуализацию образовательных продуктов, а также постоянное сопровождение пользователей в соответствии с их запросами.

«На этапе создания EdDev мы пришли к пониманию целостности конвергентной сетевой среды формирования и развития личности, которая лежит в основе современной дидактики, — говорит Александр Кондаков, генеральный директор компании „Мобильное электронное образование“. — Это знаковый переход, образно говоря, изобретение печатного станка и появление книги, а после — формирование светского образования». Но уже на ином, современном уровне, с объединением контента, услуг и сервисов, механизмов управления, мониторинга и оценки во взаимодействии всех участников образовательных отношений.

EdDev позволяет, прежде всего, сбалансированно распределять ресурсы образовательной организации. Самый дефицитный ресурс — рабочее время педагога и руководителя. Подготовка отчетной документации отнимает у школ практически все ресурсы, и на решение реальных важных вопросов повышения качества образования их не хватает. Большинство учителей и директоров школ хотели бы добиться высоких образовательных результатов обучающихся, но нет максимально благоприятных условий для этого. Инструменты EdDev позволяют разрешить это противоречие, автоматизируя все вспомогательные процессы.
«Система образования сегодня во многом ориентирована на достижение плановых показателей, — говорит Александр Кондаков. — Оценивается не конечный качественный образовательный результат — успешный гражданин России, а количество проведенных мероприятий, число детей, которые получают бесплатное питание, учителей, прошедших курсы повышения квалификации, и пр. Технология EdDev на уровне образовательной организации поддерживает формирование управленческих команд, способных достичь качественных образовательных результатов на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и основных индикаторов, определенных Минпросвещения России и Рособрнадзором».
Индивидуальные траектории
Методология EdDev разработана в 2020 году, когда компания «МЭО» начала глубоко заниматься управлением качеством образования в широком контексте. Пилотный проект был реализован в одной из крупнейших областей России, которая на тот момент находилась в образовательном рейтинге в конце четвертого десятка среди 85 регионов. После внедрения EdDev эта область третий год держится в первой пятерке.

Компания «МЭО» начала работать также с муниципальными системами образования, обеспечивая многостороннюю поддержку по исполнению всех рекомендаций, спускаемых вышестоящими организациями. Параллельно специалисты компании стремятся выявить запрос или проблему каждой школы и выработать индивидуальный трек ее разрешения. В одном из пилотных регионов специалисты МЭО столкнулись с тем, что во всех образовательных организациях на бумаге были разработаны программы перехода школ с низкими образовательными результатами в эффективный режим функционирования. Эта программа должна быть уникальным документом для каждой школы, основанным на конкретных показателях — проблемах и ресурсах для их решения. На деле выяснилось, что все 126 программ представляли собой один и тот же текст, заимствованный из интернета. Мало того, в одной образовательной организации, показывающей стабильно низкие результаты, работали четыре кандидата наук и один доктор наук. Казалось бы, при таком сильном кадровом составе школа должна занимать верхние строчки рейтингов, как минимум самостоятельно составлять программы развития. Но, как показали результаты обследования, это было невозможно из-за слабой управленческой команды.
Стало очевидно, что для каждой школы необходимо разрабатывать индивидуальную траекторию сопровождения и поддержки. В качестве ответа на этот вызов командой МЭО был разработан авторский инструмент — Программа индивидуальной оценки ресурсов образовательной организации с опорой на ее сильные стороны. Например, если в школе развита проектная составляющая и есть сильный педагогический состав, то можно повысить образовательные результаты обучающихся с помощью дополнительных практико-ориентированных занятий и т. д. Программы индивидуальной оценки ресурсов школ, разработанные командой МЭО, уже три года успешно используются в разных регионах страны.
Муниципалитет и олимпиады
EdDev МЭО — сложная и многокомпонентная платформа, позволяющая учитывать потребности конкретных субъектов. В одном из районов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на основе технологии EdDev компания «МЭО» смогла полностью реализовать функционал муниципального методического центра (ММЦ). Сначала она начала работать со школами, показывающими стабильно низкие образовательные результаты, потом реализовала проект «Механизмы управления качеством образования». В результате за два года МЭО выполнила весь круг задач, которые находятся в компетенции ММЦ. Как правило, муниципалитетам финансирование на ММЦ найти не всегда просто, а сотрудничество с МЭО обходится в разы дешевле.

Специалисты МЭО способны быстро решать разнообразные педагогические, дидактические, предметно-методические задачи. Так, команда МЭО способствовала становлению межрегиональной сети учителей разных профилей, показывающих высокие результаты. И когда необходимо помочь конкретной школе, очень выручает обширная база данных высокопрофессиональных педагогов-предметников. Например, в одном регионе надо было поднять уровень олимпиадного движения. Местным педагогам нужна была поддержка. А в активе у МЭО есть учителя, которые обучают победителей российских и международных олимпиад. В ходе цикла обучающих сессий тренеры познакомили педагогов школ с особенностями, формами и методами своей работы, организовали и провели тестирование детей, на основе которого были разработаны соответствующие рекомендации. В результате за три года в регионе не только появились свои чемпионы, но и в общем рейтинге регион из шестого десятка переместился в начало третьего.
Бесшовный переход
На платформах EdDev, объединяющих всех участников образовательных отношений, семья изначально вовлечена в процессы коммуникации, обучения и воспитания своего ребенка. Однако не секрет, что современные родители не всегда доверяют детскому саду и школе. Часто в выборе образовательного маршрута для своего ребенка они опираются на YouTube и другие интернет-ресурсы, порой сомнительного качества.

Исследуя проблемы современного дошкольного детства, команда МЭО столкнулась с тем, что существующая система дошкольного образования строится и развивается на основе методологии 60-х годов прошлого века. А дети только за последнее десятилетие сильно поменялись под влиянием кардинальных изменений социокультурной среды как в психологическом, в личностном плане, так и с точки зрения физиологии.

«Влияние технологий на современное детство требует принципиально новых методик и подходов к воспитанию и развитию личности современного дошкольника, — говорит Александр Кондаков. — Мы провели исследование психологической готовности детей подготовительных групп к школе на примере четырех регионов, исследовали детей подготовительных групп 18 детских садов. В результате получили идентичный проблемный результат: готовы к школе 30−35% детей, индикатор готовности детей к школе в среднем не превышает 60%, 25% к следующей ступени образования не готовы. Это касается логического интеллекта, произвольности, развития речи и многих других параметров».

МЭО уже несколько лет решает проблемы, которые в большинстве регионов еще даже не осмыслены. Например, создание бесшовного перехода от детского сада к школе. Этот проект три года уже идет в Перми. Когда специалисты компании совместно с пермскими коллегами погрузились в решение этого вопроса, сформировалось новое направление деятельности компании.
На этапе создания EdDev мы пришли к понимаю целостности среды формирования и развития личности человека, которая лежит в основе формирования современной дидактики
Сначала специалисты МЭО собрали вместе заведующих и воспитателей детских садов, завучей, учителей и директоров начальной школы, родителей дошкольников и первоклассников. Были организованы и проведены стратегические сессии с целью выявления ключевых проблем и поиска путей их решения. У специалистов этих образовательных организаций накопились взаимные претензии и нерешенные вопросы: выяснилось, что педагоги детских садов не понимают, какие выпускники нужны школе, а школьные учителя жалуются, что из дошкольных образовательных организаций в школу приходят разные по уровню готовности дети и весь год первого класса посвящен исключительно выравниванию знаний обучающихся.

В результате педагоги и воспитатели, поработав в единой команде, создали план совместной деятельности по организации бесшовного перехода ребенка из детского сада в школу, а компания «МЭО» обеспечила поддержку в качестве модератора и наставника.

Ключевая задача этого проекта связана с созданием преемственной образовательной программы дошкольного и начального общего образования на современной методологической, научно-методической и технологической основе. В итоге программа получилась, и ее начали успешно использовать другие регионы.

На практике решение задачи бесшовного перехода выглядит следующим образом. Педагогические и управленческие работники школ и детских садов, а также родители регистрируются на платформе. Формируется сетевое сообщество на уровне группы детского сада и класса школы. Так начинается процесс образования в сетевой среде во взаимодействии всех участников образовательного процесса. Уже на этом этапе педагог и обучающиеся получают возможность использовать самые современные образовательные инструменты и сервисы. Это могут быть, например, тесты с вариантами ответов или нестандартные междисциплинарные проекты. Их выбор зависит от конкретных запросов, потребностей и особенностей обучающихся.
Дети по мере взросления получают все более сложные задания сообразно психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Однако готовить к школе необходимо не только ребенка, но и всю семью. Платформы EdDev предусматривают и это.

«Не только ребенок может быть не готов к школе — и сама школа, как ни парадоксально, тоже может быть не готова к ребенку, — рассказывает Александр Кондаков. — Мы объединили детские сады и школы, чтобы решить этот вопрос, и помогаем достичь сопоставимого уровня готовности детей, занимаемся подготовкой не только родителей к появлению в семье первоклассника, но и школ. Один ребенок в 6−7 лет готов стать первоклассником, а другой еще нет. Создание психологического комфорта, учет психофизиологических особенностей конкретного ребенка снимает очень многие проблемы. Здесь необходима командная работа всего коллектива образовательной организации».
Вдохновение вместо конфликта
МЭО не только оказывает поддержку школам в организации образовательного процесса, но и помогает разрабатывать необходимую документацию.

Зачастую команда МЭО начинает работать в регионе с муниципалитетами, затем с конкретными образовательными организациями. МЭО разрабатывает совместные подходы и программы для решения всех стоящих перед партнерами задач. Например, по вопросам выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, создания системы мониторингов и индикаторов качества образования, формирования функциональной грамотности у обучающихся, повышения квалификации педагогов и управленческих кадров и т. д.

Для каждого конкретного проекта — регионального, муниципального, уровня образовательной организации — МЭО создает индивидуальную систему взаимодействия, поддержки и сопровождения.

«Мы приходим к клиентам не с готовым продуктом, сначала изучаем запросы, а затем проектируем способы их преодоления, — говорит Александр Кондаков. — Собственно, из этого подхода и вырос EdDev как новое направление наукоемкого бизнеса в сфере образования. МЭО предлагает системное управленческое решение всех задач, которые сегодня стоят перед образовательной организацией, муниципалитетом или регионом».

Например, в Сургуте перед МЭО стояла непростая задача — организовать процесс образования в школе, где 80% учащихся — дети трудовых мигрантов, большинство из которых не говорит по-русски. Это был серьезный вызов — сделать так, чтобы этническое происхождение стало не источником конфликта, а вдохновением для эффективного взаимодействия.

Необходимо было помочь школе решить проблему культурного разнообразия и разноуровневой подготовки обучающихся. В каждом классе учились дети, не только не говорящие по-русски, но и исповедующие разные религии: православие, ислам, иудаизм.
Не только ребенок может быть не готов к школе — и сама школа, как ни парадоксально, тоже может быть не готова к ребенку
В школу, которая находится на окраине города, первые автобусы привозят детей в 7:30, а последние — в 11:00. Родители многих учащихся приезжают в Сургут на работу, семьи живут в дачных домиках, где порой даже нет воды. Дети умываются в школе, в столовой забирают с собой хлеб для родителей. В классах — дети разных национальностей и социальных групп.

«Мы с коллегами долго обсуждали целевой раздел образовательной программы школы, важны были и результаты ЕГЭ, все обучающиеся должны сдать ЕГЭ хотя бы на три, а в таких условиях это труднодостижимая задача, — рассказывает Александр Кондаков. — Эта уникальная школа в итоге стала очагом мира и сотрудничества, взаимодействия и взаимоуважения. Педагоги формировали команды из детей, хорошо и плохо говорящих на русском языке, с разным уровнем подготовки по учебным предметам. Ведь в процессе совместной деятельности ребенок не замыкается в себе, он находится в команде, взаимодействует с одноклассниками и взрослыми, все участники группы быстро находят общий язык».

В результате уже через четыре месяца дети свободно начали говорить на русском. Они перестали видеть различия между собой и другими детьми и начали чувствовать уважение к себе со стороны одноклассников и взрослых. Это же относится и к семьям. Школьное сообщество сформировалось как педагогически эффективная инклюзивная среда, в которой уникальность каждого ценится как залог общего успеха.
Модули для педагогов
Еще одно базовое направление деятельности МЭО — организация непрерывного образования педагога в актуальном пространстве современной дидактики.

«На основе маркетинговых исследований мы формируем продуктовое предложение, быстро реагируя на запросы потребителя, — говорит Александр Кондаков. — Сейчас существует огромный спрос со стороны учителей на курсы повышения квалификации. Часто это короткие модули, быстро позволяющие педагогу решить ту или иную задачу».

Один из самых популярных курсов — «Цифровая трансформация образовательной организации», который в МЭО разработали по заказу одного из субъектов Российской Федерации. На протяжении 252 часов руководители школ исследуют современное сетевое сообщество, узнают о правилах безопасного поведения и коммуникации в интернете, знакомятся с особенностями организации и управления образовательным процессом в открытой сетевой среде.

Большим спросом пользуются короткие курсы по формированию функциональной грамотности обучающихся. Педагоги начальной и средней школы могут пройти шестичасовой модуль по конкретному предмету. Есть узкоспецифические практические курсы, например по методике работы в современной сетевой образовательной среде, для учителей биологии, физики и других дисциплин, а также по формированию функциональной грамотности во взаимодействии учителей разных предметов.
Нравственность на уроке физики
Исключительную важность для МЭО имеют вопросы ценностей, воспитания, духовности и нравственности. Много внимания компания уделяет изучению современной этики, в том числе в онлайн-взаимодействии, в разработке сложных проектов, связанных с IT и робототехникой. Пока не было интернета, никто не сталкивался с тем, что последствия действий одного педагога или одного ребенка могут сказаться не только на ближайшем окружении, но и на муниципалитете, регионе или даже стране в целом. Не случайно этика сегодня один из ведущих предметов, который преподается в лучших IT-университетах.

«Как-то мне задали вопрос: какая может быть духовность и нравственность на уроке физики в моем понимании? — вспоминает Александр Кондаков. — Я напомнил о публичном покаянии Андрея Сахарова на Съезде народных депутатов СССР за участие в разработке водородной бомбы, об ответственности ученого за результаты своей деятельности. Подобного рода вещи пронизывают весь образовательный контент МЭО. Авторам — разработчикам контента дается специальная целевая установка. Наши клиенты — учителя, дети, семьи — даже не осознают, что в процессе работы на платформе у всех формируется система ценностей, которая на наших глазах очень быстро трансформируется. Она и есть серьезная основа не только успешности, но и безопасности каждого человека. Это умение общаться и взаимодействовать со всеми людьми, не создавая для себя и для них никаких рисков».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще