Директор офиса счастья

Как создавать подлинную событийность школьной жизни и почему детей на самом деле надо перестать воспитывать? Рассказывает Алексей Емельянов, призер III Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2023» (II место), руководитель дирекции мероприятий и праздников школы «Поколение» (г. Волгоград)
Алексей Емельянов
призер III Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2023» (II место), руководитель дирекции мероприятий и праздников школы «Поколение» (г. Волгоград)
Что-то отдавать
—  Учитель физкультуры, организатор событий, заместитель директора… Расскажите о своем профессиональном самоопределении, которое в итоге привело вас в школу и к участию в конкурсе.
— Все вышло случайно и не случайно. Отучившись в Волгоградском государственном педуниверситете, где я подрабатывал художественным руководителем студенческого клуба, играл в КВН, как-то естественно я продолжил заниматься подобным — организацией мероприятий. Свадьбы, праздники, дни рождения, выпускные. Каждые выходные пару лет.

И вот сидим мы как-то с супругой (а я недавно женился к тому моменту), и она спрашивает: «Леш, а что ты делаешь с понедельника по четверг? Надо же, чтобы стабильность была, какая-то профессия». Зарабатывать получалось и так, и вполне успешно я пробовал себя в разных сферах, но мне не нравилось. То есть дело было не в деньгах, а в том, что, я уверен, нельзя все время от жизни брать, нужно что-то и отдавать.
Невозможно воспитать детей, которые растут в семьях. Их и воспитывает семья, родители. Максимум, что мы можем, так это воспитать себя. И если детям понравится, как это выглядит, то они станут такими же, как мы
На одном из выпускных я встретился с директором школы № 19 города Волгограда и попросился на работу. Он удивился, но меня принял, а потом позвонила знакомая, которая работала в школе «Поколение», и сказала, что очень нужен учитель физкультуры на несколько часов в неделю. У меня эти часы были, и я пришел в «Поколение». Александра Михайловна, исполнительный директор, оказалась знакомой еще со времен студенческих мероприятий.

Как-то на одном мероприятии, проходя мимо микшерного пульта, не удержался, покрутил фейдер, посоветовал, как лучше отстроить звук. И так событие за событием, урок за уроком, и через некоторое время мне предложили освободившуюся должность педагога-организатора. Я не был особенно уверен в себе, но отказываться не стал. Большого педагогического опыта у меня не было, только флешбэки из студенческой жизни, и я начал пробовать, опираясь на опыт руководства студклубом. Пробовали так и сяк, смотрели, что нравится людям, и постепенно проделали путь от местечковых праздников к большим событиям, имеющим образовательный смысл.
Бесконечный эндорфин
— Директор офиса счастья — так неофициально называют вашу должность в школе «Поколение». Расскажите, чем занят офис, как создаются события? И где источник неиссякаемого креатива?
— Недавно во время подготовки одного события, связанного с конкурсом, я понял, что сейчас процесс проектирования выглядит как-то так: команда — педагоги и дети-старшеклассники — собирается, накидывает идеи, мы фиксируем их при помощи SCRUM-технологии, распределяем, у кого какие спринт-задачи. Точнее, ребята сами разбирают задачи и идут их выполнять, а это позволяет мне решать другие задачи. Или вообще из этого процесса выйти. Сценарий сделали, текст сделали, то сделали… А я за это время, скажем, флаг закрепил. Даже немного обидно: вроде никому и не нужен, а с другой стороны, хорошо, что все работает без меня, процессы отлажены. Отладились за прошедшие 14 лет.

Но на начальных порах команды и офиса, конечно, не было, я был единственным автором мероприятий, праздников, событий. Я старожил и горжусь тем, что все, что у нас есть сейчас по части событийности и воспитательной работы, придумывалось и рождалось вместе со мной на моих глазах. Постепенно собралась команда. Пришла Светлана Зайкина, академический директор школы, со своими идеями, славно вписалась в коллектив, дети ее приняли. Официально в отделе воспитательной работы в школе сейчас человека три, а де-факто, наверное, 15, и часть из них дети, и даже некоторые из родителей.
Как может выглядеть школьное событие? Представьте, первый день зимы — и тут мы с объявлением: все приходим в понедельник 1 декабря с шарфом. Укутаем школу — приготовим ее к зиме! И вот 180 детей (это было давно, нас тогда было немного), человек двадцать педагогов укутывают школу. То есть можно сказать, что начиналось все с симпатичных шуток, хотя это были вовсе не простые события в организационном плане.

Образовательное событие — это, конечно, не только веселые приколы с шарфом. В какой-то момент мы обратились к истории школы: что мы о ней знаем? Так совпало, что тогда начали строительство пристройки к школе. Стали копать, в десяти метрах от основного здания нашли кирпичную кладку: оказывается, здесь был госпиталь! Тут, конечно, подключились историки, из этого выросло внутреннее общешкольное событие. У нашего здания появилась история, и мы получили важный импульс: хотелось больше таких событий.

В прошлом учебном году мы выстроили событийность вокруг идеи исследования себя: что такое быть учеником, учителем школы «Поколение»? По сути, мы вырабатывали собственный культурный код, формировали идентичность. Этот год так и назвали — «Код школы «Поколение». И в итоге определили, кто мы: мы — сообщество счастливых людей. Кто-то предложил, и мы решили каждое событие этого года в виде молекул эндорфина разбросать по школьным стенам, выстроить логику от 1 сентября до последнего звонка. Пришла учительница химии, указала нам: действие эндорфина конечно! Но мы решили: а пусть у нас будет бесконечно.
Что же касается источника творчества, то тут надо понимать, что школа у нас сумасшедшая в хорошем смысле слова: учителя много ездят по другим образовательным организациям, обмениваются опытом. И никогда нет такого, что кто-то побывал, например, на конференции… и молчит. У нас не так: «Представляете себе, я там видела вот такое!» А другие: «А я — вот это!» И тут все: «Слушайте, а давайте у нас так сделаем!» И если мы видим, что это новое событие, что называется, зашло, то оно остается с нами жить постоянно. Так что мой лозунг в конкурсном ролике («Новый праздник один раз в год!») соответствует реальности.

Со временем мы буквально обросли воспитывающей средой, которая хранит память о прошедших событиях: стены увешаны приколами, мотиваторами, арт-объектами. Это следы прошедших событий, совместных дел педагогов, детей, родителей.

Со временем мы буквально обросли воспитывающей средой, которая хранит память о прошедших событиях: стены увешаны приколами, мотиваторами, в коридорах выставлены арт-объекты — дело рук педагогов, детей, родителей.
Перестать воспитывать
— Как организовать настоящую событийность в школе и реализовать при этом смыслы воспитательной работы?
— Недавно я участвовал в работе арт-кластера «Таврида», и примерно об этом мы разговаривали там с заместителями директоров и советниками по воспитанию из школ разных регионов. В тот момент я понял: надо признать, что мы как школа перестали воспитывать детей. Невозможно воспитать детей, которые растут в семьях. Их и воспитывает семья, родители. Максимум, что мы можем, так это воспитать себя. И если детям понравится, как это выглядит, то они станут такими же, как мы.

Очень простой бытовой пример. У нас недавно появилось новое здание и новая большая территория с лавочками и столиками. И вот 1 сентября все по привычке ютятся в здании кафе. Я предлагаю: «Давайте пойдем на улицу». Коллеги взяли подносы, вышли на улицу. На следующий день там уже мест не было: все занято детьми. То есть нет смысла говорить им: «Идите на улицу». Не пойдут. Но совсем другое дело, если они увидели, что ты пошел.
Все это возможно, если есть неформальное открытое взаимодействие между людьми. Наверное, поэтому мы все в школе знаем друг друга. Кажется, я испытываю беспокойство, когда вижу в школе неизвестных мне детей. Подхожу знакомиться, спрашиваю, откуда они. И вижу, насколько это необычно для ребенка на первых порах, что вот так запросто можно с учителем постоять, поговорить, спросить, как дела.

Или вот еще про нынешнее 1 сентября. Все как у всех: в 9 утра праздничная линейка. Потом родители на работу, дети на уроки. А после обеда — большой родительский пикник. Люди с пледами сидят, отдыхают, концерт послушали, потанцевали. И уже шесть часов, а никто не уходит — хорошо, давно друг с другом не виделись, родителям все интересно, у них много вопросов, и это все легко, с улыбкой!

Учителей тоже не забыли. Специально выделенная команда их встречает. Во-первых, объятия, шуточные пророчества на год («Тебя ждет фееричный открытый урок. И повышение зарплаты! Но это не точно»). Доска, на которой приглашение «Напишите три слова об лете». Грамматическая неправильность заставляет остановиться, улыбнуться, вспомнить свои каникулы. И как, спрашивается, могут люди, которых «наобнимали», удивили, с радостью встретили, идти и уныло работать?
Обратная сторона микрофона
— Что стало главным впечатлением от участия в конкурсе «Вклад учителя»?
— Во-первых, это, наверное, отсутствие конкуренции, хотя, казалось бы, как это может быть, если речь идет о конкурсе. На первой встрече в финале нам объявили темы для работы в парах, но вместо работы в парах тут же образовался большой коворкинг, притом что каждый отдельный участник мог спокойно справиться с задачей.

А вообще, я клянусь, мы забыли, что мы в финале. Все начали просто делиться педагогическими практиками, приемами, что как у кого в школе делается. Я многое запомнил, приехал и сделал. Уверен, и остальные поступили так же. Мы учились друг у друга, заряжались друг от друга. Как это назвать? Это не дружба, это не конкуренция, это нить профессионального взаимодействия.
«Вклад учителя» мне показал обратную сторону микрофона. Я на конкурсе уже в третий раз, но до этого только помогал коллегам готовиться к участию, а теперь посмотрел на процесс помощи с другой стороны, переосмыслил многое.

Обычно конкурс предполагает, что учитель остается один на один со своими задачами, но не в этом случае. Здесь он органично порождает командную работу. Точнее сказать, у нас в школе «Вклад учителя» породил целое сообщество внутри нашего сообщества, которое этот конкурс вдохновляет. Это сообщество начинает работать, как только ежегодно стартует конкурс. И это какая-то волшебная команда: если вам для съемок ролика вдруг понадобится, например, статуя Аполлона в полный рост, то она у вас будет — найдут и принесут.

Но я слукавлю, если скажу, что не хотел занять первое место. Хотел, конечно. Но еще лучше было бы, если бы педагог, с которым я работал в команде, занял первое место или попал в тройку победителей. Это вернуло бы меня в переживание счастья от победы, например, моей школьной команды КВН «Поколение», которая когда-то добилась своего первого места в своем последнем сезоне, после того как много лет занимала второе. Глядя на это, как бы становишься бессмертным, бесконечно продолжаясь в ком-то. Это снова о том, что нельзя только брать, надо отдавать, тогда все будет возвращаться в куда больших объемах.



Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА
EdExpert — официальный информационный партнер конкурса «Вклад учителя — 2023»

Алексей Емельянов записал учительский хит «Делай вещи». EdExpert рекомендует
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще