© 2021 Издательство журнала EdExpert
вузы. зарубеж

Цифровой рубикон

Зарубежное образование после COVID
ВУЗЫ. ЗАРУБЕЖ
Цифровой рубикон
Зарубежное образование после COVID
Когда разразилась пандемия, многие иностранные студенты не смогли продолжить очное обучение в университетах за границей. Вузы по всему миру быстро перешли на онлайн-обучение.

Что изменилось в коммуникации студентов между собой и с преподавателями, как дистант повлиял на жизнь учащихся и каким может быть образование после коронавируса?
Ирина Голотова
основатель проекта Univibes.org
Конфликт и соперничество
Первый случай COVID-19 был зафиксирован в декабре 2019 года, а уже в январе 2020 года ВОЗ объявила происходящее чрезвычайной ситуацией. Вирус быстро распространялся, побуждая правительства стран мира принимать меры — закрывать границы, контролировать точки въезда и выезда. Это повлекло не только высокие экономические издержки, но и изменения в системе образования.

Еще до событий 2020 года складывалось представление о том, что традиционная модель высшего образования в XXI веке войдет в состояние глобальной трансформации. Но закрытие кампусов по санитарным соображениям потребовало быстрого перехода к дистанционному обучению. Началось точечное внедрение новых образовательных технологий и цифровых инструментов в образовательный процесс.
Около одной трети (31%) будущих студентов рассмотрели бы возможность получения степени полностью онлайн, если бы это означало меньшую плату за обучение
Высшее образование значительно отстает от других отраслей экономики, от бизнеса в переходе к цифровой парадигме. Так, в колледжах США лишь менее 5% бюджета выделяется на поддержку и развитие IT-инфраструктуры. По данным Министерства образования США, около трети американских колледжей имели некоторый опыт ведения онлайн-курсов до пандемии. В остальных образовательных организациях процесс обучения не сильно изменился за сотни лет, ограничиваясь традиционными лекциями на базе кампуса.

События 2020 года ускорили цифровую трансформацию высшего образования. Ряд известных учебных заведений, таких как Принстонский университет, Колледж Уильямса, Колледж Спелмана и Американский университет, существенно снизили стоимость обучения по своим онлайн-программам. Схожая практика и в других странах. В итоге дистанционное обучение стало основным форматом образования по всему миру. По данным QS, к концу 2020 года 55% студентов учились за границей полностью онлайн, 21% — преимущественно онлайн, но с небольшим количеством очных занятий.
Но, несмотря на почти повсеместный карантин, дистанционная учеба не лишает студентов возможности переехать: большинство стран не прекращали выдавать студенческие визы.

Осень 2020 года стала переломным моментом, когда студенты, преподаватели и лидеры государств стали одинаково тщательно изучать и сравнивать форматы образования — традиционный и цифровой. Этот момент, вероятно, запомнится как критическая точка между временем «до» и «после». Традиционное обучение, предполагающее получение степени в кампусе, столкнулось с цифровым, которое раньше было больше ориентировано на взрослых людей, которые хотят получить дополнительные навыки для карьеры.
Глазами студентов
В апрельском опросе QS UK International Student Survey (ISS) собраны ответы 105 083 иностранных студентов из 191 страны — учащихся университетов Великобритании либо тех, кто собирается поступать в эти вузы в следующем году.

На вопрос об эффективности онлайн-обучения в университете участники исследования в основном дали положительный ответ. Чуть более половины (52%) опрошенных считают, что их университет был либо «чрезвычайно», либо «очень» эффективным в организации онлайн-обучения на протяжении всей пандемии. Лишь 8% студентов полагают, что онлайн-обучение было совершенно неэффективным.

Могут ли онлайн-программы заменить классические? Около одной трети (31%) будущих студентов заявили, что рассмотрели бы возможность получения степени полностью онлайн, если бы это означало меньшую плату за обучение.
Несмотря на высокий уровень удовлетворенности онлайн-лекциями, 65% опрошенных предпочитают очное обучение, и только 23% выбрали бы онлайн. Одна из причин выбора в пользу очного обучения в том, что иностранным студентам труднее задавать вопросы в формате онлайн-занятия, чем вживую. Впрочем, эта проблема решается, если есть окно чата, что, по мнению 59% студентов, принципиально важно для успеха онлайн-лекции.

Тем не менее исследование показало, что 57% студентов по-прежнему предпочли бы личное общение с лектором. Только 14% участников опроса отметили, что им было легче задавать вопросы на онлайн-лекции.

В целом живые лекции намного популярнее, чем предварительно записанные. Только 28% студентов предпочли последний вариант. Скорее всего, это связано с ценностью личного взаимодействия с преподавателями и возможностью проявлять активность.
Но для некоторых иностранных студентов, оставшихся в родной стране, разница во времени означает невозможность присутствовать на живых онлайн-лекциях. 55% учащихся пришлось посещать онлайн-занятия ночью.

Недавний опрос специалистов в сфере высшего образования, проведенный QS, показал, что 55% университетов ввели гибкие расписания, позволяющие студентам, обучающимся удаленно, посещать лекции в удобные часы. Многие другие университеты надеются решить эту проблему в будущем.

Знакомство с другими студентами невероятно ценно. Учеба с друзьями, обсуждение трудных тем курса помогают лучше понять материал и получить всесторонний университетский опыт. Однако 57% опрошенных иностранных студентов отмечают, что им труднее общаться с другими студентами в интернете по сравнению с общением вживую.

Это может измениться в будущем, когда все больше привыкнут к онлайн-обучению. Вероятно, со временем преподаватели будут по-другому структурировать лекции, развивать игровые форматы, предполагающие коммуникацию.
Чего ждать
Как отмечает Ольга Стрижкина, консультант образовательного агентства Univibes, «ведущие университеты запустили дистанционную форму обучения наравне с очной и заочной задолго до пандемии, поэтому они не столкнулись с техническими сложностями, чего нельзя сказать о небольших и частных университетах».

Так, Кембриджский университет еще в мае 2020 года объявил, что все лекции в следующем учебном году будут проходить онлайн. Практика быстро распространилась по всей стране. Однако, помимо технических сложностей, есть и другая проблема. Пандемия повлияла на поступление иностранных студентов. Больше всего пострадали языковые лагеря и школы, требующие туристические и краткосрочные студенческие визы. По данным universityworldnews.com, к январю 2021 года, к дедлайну подачи заявлений, количество потенциальных абитуриентов британских вузов из стран ЕС сократилось на 40%, до 26 тысяч, по сравнению с 43 тысячами в прошлом году. Но есть и другая тенденция: количество заявлений из стран, не входящих в ЕС, увеличилось на 17%.
Подобная ситуация не только в странах Европы. По недавним данным, количество иностранных студентов в колледжах и университетах США начало расти в 2021 году. Но прошлой осенью в связи с пандемией был резкий спад.

Так, число новых иностранных студентов осенью 2021 года увеличилось на 68% по сравнению с прошлой. Общее количество иностранных студентов выросло на 4% более чем в 860 вузах США. Увеличение количества последовало за сокращением числа новых иностранных студентов на 46% и сокращением общего числа иностранных студентов на 15% в 2020—2021 учебном году.

Мелисса Торрес, президент и генеральный директор Форума по образованию за рубежом американской профессиональной ассоциации, говорит, что многие колледжи этой осенью снова будут отправлять студентов обучаться за границей по выбранным направлениям.

«Отчет Open Doors отрезвляет, но не удивляет, — отмечает Торрес. — Сейчас, взаимодействуя с иностранными коллегами, я вижу, что наконец-то появился свет в конце тоннеля».
Перепись Open Doors для иностранных учащихся, ежегодно проводимая IIE при финансовой поддержке Государственного департамента США.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще