люди. управление

Быть начальником для самого себя

«Я задумал эту книгу два года назад как сборник важных для меня историй, уроков и ценностей, которые помогли сформулировать мои профессиональные принципы. Эти принципы легли в основу управления и помогли добиться значимых результатов», — рассказывает автор книги «Заметки директора школы» Михаил Митин, экс-директор школы «Покровский квартал», педагог.

А мы публикуем главу из этой книги

  • Михаил Митин
    экс-директор школы «Покровский квартал», педагог
Начался новый учебный год, а сразу за ним второй этап дистанционного обучения. К декабрю дети и педагоги настолько устали, что родители обозлились и стали писать многочисленные обращения с просьбой вернуть детей на очное обучение не только в школу и департамент образования, но и мэру, правительству, в Антимонопольную службу, в Министерство просвещения и даже президенту.

Ко мне в кабинет пришли коллеги из школьной пресс-службы и сказали, что сотрудники департамента образования порекомендовали директорам записать видеообращение об организации дистанционного обучения, чтобы снять напряжение родителей. И у нас с ними состоялся такой диалог:

 — Ну что, когда будем записывать? — начали коллеги.

 — Напомните, какая главная задача? — спросил я.

 — Снять напряжение.

 — А вы уверены, что видео решит эту задачу? — продолжал я.

 — Не уверены.

 — Правильно. Оно еще больше разозлит родителей. Потому что многое из того, что мы заявляем в наших видео, мы не всегда в силах выполнить.

 — Но ведь в департаменте сказали… — не останавливались коллеги.

 — Сфокусируйтесь на задаче. Способов ее выполнения может быть много. Что действительно нужно родителям, чтобы снять напряжение?

 — Им нужно выговориться.

 — Отлично! И какой формат для этого будет уместнее?

 — Может быть, проведем прямой эфир с ответами на вопросы?

 — Вот, это другое дело. В среду в 18:30.
Период дистанционного обучения подсветил много слабых сторон как педагогов и руководителей, так и системы в целом. Ситуация менялась стремительно, приходилось переобуваться на ходу и искать новые эффективные решения. Главной задачей департамента было успокоить родителей, которые писали и подрывали репутацию города. Поскольку времени на выработку системных решений было немного, сотрудники департамента, как горячие пирожки, выдавали временные решения, которые постоянно менялись: отменяем каникулы/оставляем каникулы, переходим на шестидневку/не переходим, меняем расписание и учебный план/не меняем. Все понимали эти решения по-разному, и те, кто их реализовывал, не задумываясь, получали еще больше негативных отзывов от родителей, а потом еще и по шапке от департамента за неэффективную реализацию.

На самом деле такая ситуация существует уже давно, просто в пандемию она проявилась особенно ярко. Есть директора, которые являются функционерами и беспрекословно (иногда бездумно) исполняют все поручения департамента. А есть истинные руководители, которые сначала думают, прикидывают разные варианты, учитывают особенности школы, а после этого принимают наиболее подходящее решение, но не потому, что в противном случае их будут ругать, а потому, что это их решение и они готовы нести за него ответственность.
Согласно опросу рекрутингового портала Superjob.ru, 49% российских работников не считают нужным исполнять абсолютно все приказы начальства. При этом некоторые из них не готовы нарушать нормы закона, а некоторые — свои собственные принципы. В том, что необходимо выполнять все поручения начальства, какими бы они ни были, убеждены 2% россиян.
Питер Друкер, Эффективный руководитель, Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019 г.







Урок 9


Несмотря на строгую иерархию, жесткие границы, четкие функциональные обязанности и наличие непосредственного руководителя, каждый работник может быть начальником самому себе. Для этого важно согласовывать каждое действие со своими глубинными ценностями и задавать себе вопрос: «Почему то, что я сейчас делаю, важно для меня, моей работы, моего окружения?» Это не только облегчает работу, но и повышает ее эффективность.
В 2018 году я вернулся в систему московского образования после четырех лет отсутствия. В перерыве между школами я готовился к соревнованиям, учился в университете коучинга, погружался в вопросы высшего образования, занимался организацией всероссийского конкурса для педагогов и консультировал родителей и предпринимателей. В 2017 году я впервые познакомился со стратегией развития московского образования до 2025 года, целью которой было распаковать новые смыслы образования и изменить его. Эти идеи резонировали с моими ценностями, и я сразу понял, что хочу стать частью этой системы, чтобы внести свой вклад. Данная концепция стала одной из причин моего возвращения в московскую систему образования.

Питер Друкер, гуру в области менеджмента, много лет назад писал: «Люди, которые занимаются умственным трудом, — удивительные люди, потому что они считают себя профессионалами и являются ими, в то же время они работают в большой компании и вносят вклад в нее, ничего не производя, и, помимо финансовой отдачи, они нуждаются в признании собственной значимости. В постиндустриальную эпоху такие люди составляют большую часть работающего населения, и работать с ними стало одновременно и проще, и труднее. Это люди, которые зачастую имеют свою точку зрения, свои взгляды, и это мешает выполнять функции компании».
В какой-то момент я осознал, что, несмотря на наличие вышестоящих руководителей, у меня нет начальников. Я никогда не был ретранслятором чужих идей, а всегда думал своей головой. Каждую спущенную сверху идею или приказ я пропускал через свой ценностный фильтр, старался ответить для себя на вопросы: «Зачем мне это делать? Для чего это нужно на самом деле? Как это может помочь ребятам и учителям нашей школы?» — и старался найти в поручениях объективную пользу. После этого я уже не выполнял чей-то приказ, а искренне старался улучшить образовательный процесс. В общении с коллегами я никогда не использовал аргумент: «Так сказал департамент», — я всегда говорил, почему это важно именно для нашей школы и наших учеников.

А что делать, если поручение вышестоящих инстанций противоречит вашим ценностям? Тут каждый решает сам. Где-то можно пойти на компромисс, а где-то нет. Когда департамент намекнул о необходимости вакцинации сотрудников, я посчитал нужным предоставить выбор коллегам, ведь прививание экспериментальной вакциной от нового вируса — личное дело каждого. В общем, когда ценности кардинальным образом расходились, я некоторое время наблюдал за происходящим и если понимал, что подобные поручения становились нормой и саботировать их невозможно, я уходил.
Нассим Талеб в своей книге «Антихрупкость» рассказывает, как на последнем месте работы он в первый же день написал заявление об уходе и положил его в сейф. Любой человек должен ставить свои глубинные ценности выше всех правил системы, и если они нарушены, то он должен достать из сейфа свое заявление. Большинство людей смиряются с позицией исполнителя, нарушая свои принципы и идя против себя. Так происходит и с учителями, которые трепещут перед директором и его угрозами санкций со стороны департамента и делают то, что им говорят. Так происходит и с родителями, которые полностью доверяют учителям и заставляют детей выполнять объемные и зачастую бесполезные домашние задания. Простой вопрос: «Какая в этом польза?» — может расставить многое по своим местам. Если ответ найдется, это добавит мотивации, а если нет, то появится отличная возможность вернуть ответственность тому, кто поставил задачу, и попросить его прояснить и детализировать ее.
Если продолжать функционировать и слепо выполнять все поручения сверху, то в какой-то момент это превращается в привычку и возможность отделить себя от системы сильно затрудняется. Конечно, должность подсвечивает личность и открывает новые перспективы, но если должность сливается с человеком, то ее потеря означает потерю себя. А должность, в отличие от личности — это всегда явление временное. Поэтому пусть самым главным и требовательным начальником останетесь вы сами.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more