школа. проект

Боль и смыслы проектной работы с детьми

Заметки педагогов-практиков
школа. проект
Боль и смыслы проектной работы с детьми
Заметки педагогов-практиков
В основе ФГОС третьего поколения лежит системно-деятельностный подход. Один из основных инструментов в рамках этого подхода — проект. Но организация проектной деятельности ставит перед педагогами и администраторами образовательных организаций целый ряд вопросов, главный из которых — как создать в школе устойчивую и работающую систему проектной деятельности.
  • Анна Дронзик
    руководитель проектной деятельности в ГБОУ «Школа имени Маршала В. И. Чуйкова», учитель математики, председатель оргкомитета конференции «Силаэдр»
  • Ольга Старунова
    руководитель проектной деятельности в ГБОУ «Школа имени Маршала В. И. Чуйкова», учитель информатики, автор классов «Силаэдр»
  • Александра Пипейкина
    преподаватель русского языка в «Силаэдре», руководитель проектной работы, журналист
Три проблемы
В декабре 2022 года в Школе им. Маршала В. И. Чуйкова состоялась IV конференция проектных и исследовательских работ школьников «Силаэдр». На конференции руководители проектной деятельности в математических классах «Силаэдр» Ольга Старунова и Анна Дронзик провели хелп-сессию для ведущих проектной деятельности в школах России. Эта встреча позволила людям, которые включены в создание системы проектной деятельности в своих образовательных организациях, поделиться друг с другом как своей болью, так и способами разрешения проблем. По итогам сессии было выделено три проблемные области: мотивация обучающихся, их самоопределение, то есть выбор направления и темы проекта, а также создание системы проектной работы в школе.
Угасающая мотивация
Мотивация как психофизиологический феномен формируется тогда, когда мы ожидаем подкрепления нашего действия. В случае с проектной деятельностью это и внешнее подкрепление (внимание, поощрение со стороны социального окружения), и внутреннее (радость от достижения результата и удовольствие от процесса). Если ученик или его наставник поставили нереалистичную цель или проект по другим причинам оказался неуспешным, естественно, что приходит разочарование и, как следствие, отсутствие мотивации в работе над следующим проектом.
Школы, где успешно ведется работа над проектами, можно разделить на две категории: тех, кто перенес в Россию практики, заимствованные за границей, и тех, кто опирался на университетский советский подход
«Остывающие дети — это моя боль, — говорит Александр Попович, руководитель классов „Силаэдр. — Например, они попробовали работать над какой-то математической проблемой, но не смогли ее одолеть. Потом решили, что напишут новую игру GTA, и поняли, что это тоже сложно. Потратив много сил, но не получив результата, люди начинают гаснуть. Если человек такой один, он просто выпадает из процесса. А если их несколько, они начинают создавать контркультуру».

Но даже если проект получился успешным, все же может возникнуть проблема недостатка внешней мотивации. Контрольные работы или экзамены всегда имеют четкие критерии оценки результата и прямое влияние на судьбу ученика, тогда как проектная деятельность нередко воспринимается учениками, особенно старшеклассниками, как нечто дополнительное, необязательное, тем более что во многих школах и педагоги относятся к ней подобным образом.
Как отмечает Ксения Федосова, преподаватель филологии, антропологии и этнографии в школе № 1561 г. Москвы, нередко в школах проектом называется презентация, иногда полностью скачанная из интернета. Это значит, что уходит еще много времени на то, чтобы объяснить детям, что это направленная на получение результата деятельность, некоторое изменение мира, а не просто презентация.

«Я стараюсь вырабатывать критерии для оценки проектов, ужасно с этим мучаюсь, — объясняет Ксения Федосова. — Детям важно, чтобы подходы учителей не были формальными, чтобы они давали обратную связь, а не пугали. Дети не должны чувствовать себя беззащитными перед педагогами, особенно те, кто с трудом воспринимает этот формат. С ними я прорабатываю формы апелляции. Мне нужно, чтобы дети увидели, что здесь мы на равных, мы коллеги, которые смотрят на проект или исследование».

В силу возрастных особенностей инициативы у подростков, как правило, хватает ненадолго. И задача руководителя поддерживать интерес, помогать преодолеть трудности, разбить большую задачу на несколько мелких. Это непростая работа, особенно если у самого наставника возникают проблемы с мотивацией.
Проблема выбора
Самоопределение в разрезе проектной деятельности учеников — это в первую очередь выбор области интересов для индивидуальной или групповой работы. Более частный вопрос — выбор темы. Для некоторых руководителей изменение темы проекта в процессе работы неприемлемо, другие допускают такое развитие событий, рассматривая это как возможность для ученика более точно определить сферу собственного интереса.

По мнению Анны Бабиной, методиста, автора телеграм-канала Digital Tools for Creative Education, экс-методиста Всероссийской проектной конференции «Старт в инновации«, трудности, которые испытывают дети при выборе темы, это скорее ресурс для организации проектной деятельности, чем проблема. Чтобы определить сферу своих интересов, учащиеся могут пройти тест компетенций, посетить ярмарку рекрутинга проектных лидеров — посмотреть темы, предлагаемые наставниками, узнать новое о себе и попробовать себя в реальном деле.


Что такое проект в школе?

Индивидуальная или групповая работа школьников в предметной области в соответствии с персональным треком под руководством взрослого. В процессе проектной работы ребята знакомятся с основными понятиями исследования (гипотеза, эксперимент, доказательство, проведение опыта и т. д.), а также этапами работы над проектом (определение цели, формулировка задач, составление плана, тайминг, разработка и внедрение). Результат проектной деятельности — продукт, новое знание или событие.
Илья Воронцов, учитель информатики, один из идеологов летней школы «Слон», так рассказывает о своем опыте: «Мы занимаемся теоретической биологией и информатикой, и к нам приезжают мотивированные ученики. Но получается, что школьник не сам формулирует тему, а выбирает из того, что ему предложено. С этим пунктом у меня есть личная боль, мне все время кажется, что школьнику не хватает выбора и свободы действия, куратор практически ведет его за ручку. С другой стороны, это эффективно, потому что позволяет сделать достойный проект, который соответствует высоким критериям оценивания«.

Интересен подход к самоопределению учащихся в компании «КРОК», которую на нашей хелп-сессии представляла Надежда Янушкевич, руководитель направления «Развитие школьного IT-образования» этой компании. Заниматься к ним приходят дети, которые увлекаются программированием, веб-дизайном и хотят познакомиться с работой большой IT-компании. Конкретную тему проекта они формулируют уже на основе запросов на решение реально существующих проблем индустрии.
Во время работы летней IT-школы в КРОКе, на встречах и хакатонах дети исследуют разные направления работы в рамках создания программных продуктов — от написания кода на промышленных языках программирования до внедрения или даже пилотирования продукта. Подобная работа со школьниками, но за пределами учебного процесса и не в школе очень способствует самоопределению.

Мы в «Силаэдре» тоже видим, что школьники испытывают трудности при выборе направления работы. Чтобы помочь им, особенно тем, кто недавно начал обучение в математических классах, мы организуем проекты одного дня на разные темы. Это позволяет детям познакомиться с различными сферами деятельности, возможно, выбрать наставника для будущего серьезного проекта.
Работающая система
По современным образовательным стандартам ученики 10−11-х классов должны пройти аттестацию по предмету «Индивидуальный проект». Поэтому школы вынуждены встраивать индивидуальную работу над проектами в классно-урочную систему, что неизбежно осложняет образовательный процесс, рождает противоречия.

Школы, где успешно ведется работа над проектами, можно условно разделить на две категории: тех, кто перенес в Россию практики, заимствованные за границей, и тех, кто опирался на университетский советский подход к научным исследованиям. И те и другие готовы делиться своим опытом с коллегами.
Проектная работа школьника в рамках геодезического исследования. 3D-модели многогранников как опора для математического расчета. Конференция ISEF, 2022.
Татьяна Шутова, координатор методического развития и проектов по исследовательской и проектной деятельности в Лицее НИУ ВШЭ, полагает, что нужно искать альтернативу классическому научному консультированию при организации работы над индивидуальными проектами. Нужны люди, чьей основной деятельностью будет сопровождение проектов школьников. Это особенно актуально в отношении таких больших организаций, как Лицей НИУ ВШЭ, где учатся 750 десятиклассников.

Алексей Обухов, руководитель проектной деятельности в Лицее Вернадского (Донской гимназии), делится опытом развития проектной деятельности в «Хорошколе». Там работа над проектами началась с создания open space — свободного времени и пространства, в котором дети могли встречаться с тьюторами, наставниками, делать то, что они хотят. А может, и вовсе ничего не делать…
Разумеется, эта система вызвала шквал родительских вопросов, однако показала в итоге свою эффективность. На первом фестивале по результатам проектной деятельности «Что я натворил?» дети представили свои проекты. При этом ученик мог выбирать список критериев, по которым оценивался его проект. Эта идея оказалась продуктивной, ее внедрили в двух других школах Москвы.

О том, как выстраивается работа над проектами в ОАНО «Школа «Летово», рассказала Елена Зеленина, методист-координатор по проектной работе, канд. пед. наук. Ученики здесь создали специальный орган самоуправления — проектный комитет. Учителя наблюдают за работой комитета, могут по запросу детей предоставить необходимую информацию или принять участие в обсуждении, но голос их совещательный.
Проблема в том, что ценность проекта измеряется по-разному в рамках международного и российского подходов. Ученики «Летово», которые с 5-го по 9-й класс учатся по системе международного бакалавриата, приходят в 10-й класс с мыслью о том, что в проекте важно прежде всего личностное изменение, рефлексия, работа над собой. Они задают вопрос: «Что получаю я, выполняя этот проект?» Но в 10−11-м классе они уже учатся по российской системе и должны задумываться не только о личном развитии, но и о социальной значимости своей работы.

«Приходит ко мне молодой человек, — рассказывает Елена Зеленина, — и говорит, что хочет составить генеалогическое древо семьи. «Для кого это актуально?» — спрашиваю я. «Для моей мамы«, — отвечает он. Это здорово, но наш проект предполагает, что актуально должно быть еще для кого-то. Медленно, но верно, разными методами мы приводим ученика к пониманию того, что мало сделать древо своей семьи, нужно сделать инструкцию. Пройди этот путь сам и опиши его, чтобы другие люди могли это повторить».
Бывают и обратные ситуации, когда люди хотят сделать что-то полезное, социально значимое, но им самим это не очень интересно. Тогда тоже ведутся долгие разговоры, во время которых ученик открывает для себя, чем на самом деле хочет заниматься.

Владлен Тиморин, член Ученого совета НИУ ВШЭ, д-р физ.-мат. наук, руководитель проектных смен в «Сириусе», председатель жюри секции «Математика» ежегодной конференции проектных и исследовательских работ школьников «Силаэдр», участвует в проектной работе со школьниками, совмещая эту деятельность с основной научной работой в научно-исследовательском центре. Пока, рассказывает Тиморин, существует проблема поиска научных руководителей даже для краткосрочной работы, например в проектных школах «Сириуса».

«Мне кажется, что здесь нужно искать опору в сообществе. Люди, успешные в других сферах деятельности, могут быть готовы какое-то время уделять работе с мотивированными ребятами. Дело в том, что здесь искать человека на зарплату сложно: тот уровень квалификации специалиста, который нужен для ведения исследований и проектов, школа себе позволить не может просто потому, что они на рынке всегда будут зарабатывать больше. Но, как мы видим по опыту, многие готовы вкладываться в образование просто из-за того, что верят, как и я, что это важно».
Изучая мнения и практики руководителей проектной деятельности из разных школ как частного, так и госсектора, мы видим, насколько сложна задача универсализации этой работы. Универсальны пока лишь трудности, с которыми сталкиваются педагоги. Но встречаясь, мы обмениваемся опытом и находками, поддерживаем поиск лучших решений и задор для того, чтобы продолжать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще