среда. исследование

Архитектура развития

Проектирование современной образовательной среды
среда. исследование
Архитектура развития
Проектирование современной образовательной среды
Архитектурная мастерская Atrium в сотрудничестве с изданием «Проект Россия», одним из ведущих журналов по архитектуре, пространственному развитию, строительным технологиям и дизайну в России, представляют результат — книгу — исследование о проектировании современных образовательных пространств. Задача исследования — объяснить, как и почему эффективность обучения в школе зависит от ее физических характеристик и как именно можно улучшить свойства вновь создаваемых образовательных пространств.
Почти за 30 лет работы архитектурная мастерская Atrium разработала более 20 проектов образовательной среды, и каждый из них по-своему инновационен. В 2007 году построен интернат для детей-сирот в Кожухове, где впервые в России была реализована концепция «школа как город», которая во многом определила и реализовала новые подходы к созданию современных образовательных пространств. Из относительно недавних проектов — школа «Летово» совместно с голландским бюро Atelier PRO, образовательные центры Quantum и T-EACH в Астане, молодежный центр и Парк будущих поколений в Якутске и многие другие.

В процессе работы над этими проектами выработалась определенная методика проектирования, применение которой, как считают архитекторы, поможет создавать образовательную среду нового качества в школах по всей России и за ее пределами.
Таким образом, исследование «Архитектура развития», с одной стороны, аккумулирует множество уже существующих теоретических изысканий в этой сфере, как международных, так и российских. С другой стороны — обобщает многолетний практический опыт проектирования одного из ведущих российских бюро в области образовательной архитектуры. И наконец, благодаря участию большого пула экспертов — от педагогов, психологов и госслужащих до строителей, девелоперов и производителей технологий — оно учитывает и все прочие актуальные в современной российской реальности аспекты.
Основание
Для того чтобы создать необходимую основу проектирования образовательных пространств и выработать адекватную стратегию, необходимо определить главные принципы и характеристики, которыми должно обладать пространство современной школы. Команда мастерской Atrium формулирует для себя 10 таких принципов.
Архитектура — современная и способная вдохновлять
● Архитектура должна отражать свою эпоху и реагировать на современные проблемы.
● При этом пространство необходимо проектировать так, чтобы оно вдохновляло на новые идеи.
Уникальность и идентичность
● Важной частью проектирования является исторический и культурный анализ территории, который помогает раскрыть и усилить идентичность места.
● Уникальное архитектурное решение рождается за счет переосмысления локальных традиций и контекста.
Школа как город
● Подход к школьному зданию как к комплексу смысловых модулей генерирует визуально и функционально разнообразную среду.
● Использование в дизайне школьной территории элементов городской среды — площадей, бульваров, мостов, переходов — работает как урбанистический симулятор и учит детей самостоятельному пребыванию в городе.
Инклюзия и доступная среда
● Образовательная среда должна быть такой, чтобы любой человек с ограничениями мог комфортно себя чувствовать.
● Для людей с особыми потребностями не менее важен свободный доступ к информации.
Школьная территория как третий учитель
● Школьный двор — насыщенное и разнообразное по функциям продолжение образовательного пространства. Здесь можно проводить занятия, мероприятия и спортивные соревнования.
● В оранжереях, специальных садах и огородах можно выращивать растения в научных и учебных целях.
● На свежем воздухе идеально размещать зоны отдыха.
Природа внутри и снаружи
● Озеленение территории школы имеет как санитарно-оздоровительную, так и обучающую функцию.
● Присутствие зелени необходимо и в интерьере — в виде отдельных зон или даже помещений по типу зимних садов.
Активное взаимодействие здания с ландшафтом
● Максимальное остекление первых этажей и наличие выходов на территорию прочно связывает интерьер с экстерьером.
● Органичная интеграция здания и ландшафта позволяет воспринимать образовательную среду как целостную структуру.
● Столовая и библиотека, в которых у школьников есть возможность чаще смотреть в окна, ориентируются в сторону города или внутреннего двора.
Визуальная связь различных функциональных зон
● Наполненность естественным светом и воздухом дает ощущение открытости и простора.
● Многоплановость пространства создает разнообразие восприятия и впечатлений.
● Визуальная связь с территорией делает ландшафт и природу неотъемлемой частью школы.
Многофункциональность
● Наполнение пространства различными функциями помогает сделать его гибким и разнообразным.
● Свобода выбора — это возможность для реализации разных сценариев в одном месте.
Разнообразие сценариев движения
● Функциональные зоны могут быть связаны нелинейно, чтобы ученик имел возможность сам выбрать путь до нужного пространства.
● Движение по вертикали по открытым лестницам — возможность увидеть пространство в другом ракурсе.
Множественный интеллект
Школы, в которых мы все учились, — наследие эпохи индустриализации. Они были построены по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения и самих получаемых знаний. Сегодня, в информационную эпоху, необходимо воспитывать в ребенке многостороннюю, креативную, проактивную и интересующуюся личность. Нужны другие способы и формы образования, и, следовательно, нужен принципиально иной подход к формированию образовательных пространств.

Авторы исследования, взяв за основу современную педагогическую парадигму и теорию развития личности, переосмыслили архитектуру школьных внутренних и внешних пространств, определили новые сценарии их использования учениками и жителями района, проработали способы оптимизации планировочных решений.
В частности, продуктивной для задач современного проектирования представляется теория множественного интеллекта детского психолога Говарда Гарднера. Теория предполагает, что каждому из широкого спектра когнитивных навыков должна соответствовать своя сенсорная среда. Если интерпретировать эту концепцию в различных пространственных сценариях, то каждое школьное пространство, включая двор и экстерьер, будет предназначаться не для какой-то одной функции, как это происходит в традиционной модели школы, а способно генерировать несколько видов познавательно-развлекательной деятельности и развивать у учеников сразу несколько интеллектов.
Новые сценарии
Современный подход к образовательному процессу через концепцию множественных интеллектов формирует массу новых пространственных сценариев и новые типы деятельности.

По мнению Томаса Хоэра, директора New City School в Сент-Луисе (Миссури, США), применение теории множественного интеллекта помогает выстроить в школе образовательный процесс, учитывающий разные стили обучения, предоставляющий ребенку возможность приобрести опыт и требующий вовлечения разных типов интеллекта, чтобы познавать, изучать что-либо тем способом и путем, какой ему наиболее близок, удобен и в котором он чувствует себя комфортно. Это способствует и развитию учеников, и профессиональному росту учителя.

Как конкретно реализуется тезис об организации школьных пространств в контексте теории множественных интеллектов?

Например, визуально-пространственный интеллект связан с ощущением себя в пространстве и реализуется в виде таких пространственных сценариев, как атриумы, залы, холлы, коридоры, классы рисования, лепки, вообще пространства на стыке типологий. Например, центральный атриум — единое общественное пространство школы, которое объединяет функциональные зоны и представляет собой место притяжения для учеников и учителей.
Внутриличностный интеллект связан с пониманием себя, собственных чувств и потребностей. Соответствующий этому типу интеллекта пространственный сценарий — место проживания, место для питания, рекреационные зоны, место уединенной работы, зоны созерцания.

В школе это рекреации и альтернативные места для группового отдыха и учебы, где можно организовывать зоны тихого отдыха, тематические пространства, спортивно-игровые зоны, места для детских выставок, открытые классы для проведения внеурочных занятий и т. д.

Логико-математический интеллект отвечает за способность формировать гипотезы и их доказательства. Соответствующая пространственная реализация — учебный кабинет, лектории, места для защиты проектов. Это учебные помещения с гибкой системой зонирования. Например, два класса, объединенные в одно большое помещение для проведения школьных олимпиад, три класса — в большую поточную аудиторию и т. д.

Музыкальный интеллект определяет то, как мы воспринимаем звуки, их высоту, тон, ритм музыки, понимание красоты звучания.

Пространства встречи с музыкой в школе — это зал для музыкальных занятий, актовый зал, кабинет или просто зоны отдыха, где может играть музыка. В школе Quantum на больших переменах занятия зумбой проводят прямо в атриуме.
Лингвистический интеллект определяет нашу способность находить правильные слова, чтобы выразить собственную мысль. Соответствующий пространственный сценарий — это трансформируемый учебный кабинет, библиотека, места для дискуссий, защит и презентаций. Например, в школе может быть библиотека/информационный центр как многофункциональное пространство с разными зонами активности: коворкинг, медиатека, зоны для проведения внеклассных занятий и лекций, демонстрационные площадки.

Межличностный интеллект связан с возможностью понимать человеческие чувства и мотивы, строить общение. Сценарий в пространстве — центральная площадь (атриум), места для общения и коммуникаций.

Например, в школе может быть lounge zone для старшеклассников. Старшеклассники — это уже почти взрослые люди. Им необходимо иметь отдельную от младшей школы зону отдыха и общения, где они могли бы отдыхать, устраивать презентации и обмениваться опытом.
***
Подробнее об исследовании можно прочитать в книге «Архитектура развития. Методология проектирования современных школ». Авторы исследования надеются, что их труд и его максимальное распространение среди всех участников процесса формирования образовательной среды внесет свой вклад в ее качественное улучшение, а значит, и в качество жизни детей в России и за ее пределами.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще