МИССИЯ. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Школьный икигай

Или как частные школы понимают свою миссию, формируют видение и претворяют их в жизнь
Икигай! расплываясь в улыбке, начинает свое выступление на TEDx известный джазовый певец Тим Тамаширо. «Ики» означает «жизнь», «гай» «смысл». Формула икигай проста: делай то, что ты любишь; то, что хорошо умеешь делать; то, что нужно людям; то, за что тебе заплатят.

Чем дальше я слушаю выступление Тамаширо, тем отчетливее понимаю: икигай это не только про смысл жизни человека. У каждой школы тоже должен быть свой икигай.

Как школы ищут свой «смысл жизни»? В чем он выражается? Получается ли его достичь? Мы задали эти вопросы лидерам нескольких известных негосударственных проектов в школьном образовании — и вот что услышали.
Японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни (Wikipedia)
  • Александр Гизи
    основатель компании «Международный образовательный клуб», предприниматель, консультант в сфере образования
  • Мария Озерова
    основатель исследовательской компании SREdA, кандидат социологических наук, исследователь, консультант в сфере образования
Путаница понятий
Понятия «видение» и «миссия» пришли в образование из бизнеса. Под видением в бизнесе понимается описание идеального состояния компании, ориентир, к которому движется бизнес. То есть мечты и грезы, идеальный образ бизнеса в будущем, к которому стремится компания в настоящем.

Миссия же определяет предназначение компании в обществе, принципы ведения бизнеса, мотивацию сотрудников. Миссия это глобальные задачи в долгосрочной перспективе, инструмент, вдохновляющий сотрудников в стремлении к совершенству. Хорошо продуманная миссия позволяет установить высокие стандарты в работе, определяет вектор стратегического развития, формирует корпоративную культуру и служит эффективным PR-инструментом для бизнеса.

Если коротко, то видение это представление о будущем, а миссия наше место в этом будущем. Звучит несколько запутанно, и, действительно, понятия «видение» и «миссия» часто путают.
Видение это представление о будущем, а миссия наше место в этом будущем
Как обстоят дела с видением и миссией в школьном образовании? Просмотрев десятки школьных сайтов, мы заметили, что миссию декларируют практически все частные школы и единицы среди государственных. С видением ситуация сложнее. Лишь немногие частные школы пишут об этом на своих сайтах. Илья Голенопольский, экс-директор школы Wunderpark, подтверждает наши наблюдения.
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    Традиционный вариант видения это „я вижу, куда идти", а миссия это „как я туда иду". При этом во многих школах часто есть только миссия, которая включает в себя и видение.
В российском школьном сообществе действительно еще не сложилась практика формулировать и видение, и миссию. Это подтверждает Полина Мальцева, в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово».
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    В начале работы над концепцией школы «Летово» мы первым делом сформулировали миссию и видение школы. Однако их смыслы частично пересекались, а слово «миссия» было понятнее для образовательного сообщества. Поэтому на сайте школы вы увидите только миссию, хотя в ней есть и элементы видения.
Зачем это?
Кроме абстрактных целей, например вдохновлять сотрудников на подвиги в борьбе за высшие цели, у видения и миссии есть конкретные функции, которые помогают школе быть успешнее.

Во-первых, миссия проясняет мотивацию.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Миссия, на самом деле, является отражением того, ради чего делается то или иное дело. С моей точки зрения, за миссией стоит первичная мотивация. Я считаю, что очень важно, прежде чем что-либо делать в школе, сформулировать для себя, какова миссия. То есть ты это делаешь зачем?
Во-вторых, миссия может служить путеводной звездой или играть роль навигатора в деятельности школы.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Мы как self-improving (саморазвивающаяся пер. автора) организация стремимся улучшить те или иные процессы, ставим новые цели. И каждый раз мы задаем себе простой вопрос: как новые цели соотносятся с нашей миссией?
В-третьих, сам процесс разработки видения и миссии это эффективный тимбилдинг для команды.
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    В процессе «промывания смыслов» вырабатывается общее понимание и общий язык для всех участников процесса. Это очень важно, потому что это время, когда мы договариваемся о ценностных вещах. С этой точки зрения процесс обсуждения и поиска того, что нас объединяет, становится не менее важным, чем итоговый продукт миссия.
В-четвертых, в соответствии с ценностями, которые заложены в миссию, набирается коллектив школы.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Команда и набиралась по принципу разделения этих ценностей. То есть если бы они их не разделяли, мы бы вместе не работали. Поэтому я могу сказать, что часть команды, которую мне удалось собрать, это были просто люди, которые мне очень созвучны. И один из моих принципов был не сразу объяснять, что я имею в виду, а сначала говорить с человеком, в некотором смысле интервьюировать и выяснять, что для него является важным, причем не только в образовании, а вообще в жизни, потому что жизнь неразрывно связана с нашими делами.
Продолжает тему Руслан Галимзянов.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Во время интервью я очень подробно рассказываю о нашем видении и миссии. Если вижу, что соискатель не разделяет наших ценностей, мы его не берем.
Сначала миссия
Как показывает практика, универсального рецепта, когда и как нужно разрабатывать миссию школы, нет слишком разнообразный контекст, в котором создаются и существуют школы в России. Тем не менее посмотрим, какие подходы применяются.

Подход «сначала миссия, потом школа» применим, если у вас достаточно большой запас времени на проектирование школы, учредители знают, какую школу они хотят создавать, или вы понимаете, что необходимо зафиксировать основные ценности на старте.
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    Как только была поставлена задача разработать концепцию школы «Летово», мы сразу начали с формулировки видения. Это тот ориентир, который определяет все стратегические решения.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Возникла идея сделать школу, и дальше примерно полгода я изучала рынок. В результате я пришла к учредителю с определенным видением, какую школу мы будем строить.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Я хорошо помню, когда мы с партнерами задумали создать сеть международных школ, нам было важно определиться, зачем мы это делаем. Тогда, по сути, и родилась наша миссия.
Сначала школа
Порой ситуация складывается так, что школам необходимо время на самоопределение. Либо школа вырастает из дошкольной организации «взрослеет». Либо меняются внешние обстоятельства. В таких случаях миссия формулируется или дорабатывается по мере «созревания» проекта.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Мы быстро выросли. Через пять месяцев с момента принятия решения запустили первую школу. В команде уже было более 50 человек. Мы поняли, что нужно дорабатывать миссию, и сделали это.
  • Владимир Ларин
    директор «Новой школы»
    Мы сверялись друг с другом, мы понимали общее видение, к чему мы идем совместно небольшой командой основателей и более широким кругом тех, кто это начинал. Но понятно, что реальность вносит коррективы. Команда росла, мы развивались. В какой-то момент встал вопрос о том, что нам нужно с чем-то соотносить новые планы. Тогда мы и прописали миссию и ценности облачили их в текст.
Кто участвует?
Безусловно, на самых ранних этапах, когда школа только задумывается, участие учредителей просто необходимо.
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    Это задача основателя школы определить, какую школу он хочет. И под это видение уже подбирается команда, которая разделяет эту идею и, возможно, уточняет какие-то аспекты видения.
Когда появляется коллектив, нельзя не учитывать мнения коллег. Как правило, к проектировочным сессиям привлекают управленческую команду школы и активных учителей.
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    Важно, чтобы весь педагогический состав принял участие в разработке миссии. Поэтому мы собирались все вместе и делили на группы весь педсостав. В каждой группе человек пять-семь. И мы пытались сначала в группах пообщаться на тему «ради чего школа», а затем вычленить то самое важное и существенное, что нас объединяет.
Как правило, миссию и видение разрабатывают на стратегических сессиях. Если позволяют ресурсы, рекомендуется встречаться на нейтральной территории, чтобы вынырнуть из рутины и абстрагироваться от текущих проблем. Идеально подойдет загородный отель или дом отдыха. Для организации работы лучше пригласить модератора со стороны. Он будет беспристрастен в суждениях и создаст атмосферу для совместной плодотворной работы.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Мы работали большой командой под управлением модератора в течение двух дней. В свою миссию мы заложили портрет нашего выпускника, чтобы понимать, ради кого все это делаем.
Сверять часы
На сайте школы часто можно увидеть «красиво упакованную» миссию. Вот только школа живет своей жизнью, а миссия своей. Чтобы избежать такой ситуации, «все стратегическое планирование школы нужно подчинить миссии школы».
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    Тогда получается, что миссия все время работает, потому что те цели, которые у нас формируются, естественным образом вытекают из миссии, а не откуда-то сверху сваливаются.
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    В видении важно, чтобы каждое слово, которое ты туда записываешь, четко транслировалось в решения, которые ты принимаешь, и документы, которые разрабатываешь на следующем уровне. Например, портрет выпускника или политику по приему учащихся.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Все цели, которые мы ставим перед собой, мы сверяем с миссией. Чтобы это было легче делать, мы разработали так называемые Must Dos («нужно делать» досл. пер. автора), которые играют роль «мостиков» от миссии к целям.
Современные частные школы это динамично развивающиеся организации, привлекающие высококлассных специалистов. Поэтому периодически необходимо «сверять часы», чтобы не потерять первоначальный вектор движения.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    С учредителем мы ежегодно проводили сверку ценностей. И внутри команды периодически проводится сверка ценностей, потому что команде важно знать, что школа не поменяла направление движения. Также очень важно заново передоговариваться, потому что время идет, люди меняются.
  • Владимир Ларин
    директор «Новой школы»

    В нашу модель изначально было заложено, что есть кафедры, есть подростковая школа, есть начальная, средняя, старшая школа, тьюторская служба, и они действуют во многом автономно, выстраивая горизонтальные взаимоотношения. Поэтому нам было непросто договориться о единой формулировке миссии, и, думаю, мы будем еще продолжать над ней работать.
А что родители?
  • Мария Васильева
    основатель консультационного сервиса «ПроВыбор»
    Родители не спрашивают напрямую про миссию и ценности школы", делится опытом Мария Васильева, основатель консультационного сервиса «ПроВыбор». «Это связано с тем, что разговоры в ценностном поле имеют слишком сложный формат, родителям проще опираться на понятные для них феномены школьного образования, например такие, как отметки, форма, домашнее задание. А задача консультанта связать это с ценностями школы и подтвердить их реальность данными.
На самом деле, для успеха любой школы, особенно частной, очень важно работать с такими семьями, которые разделяют ценности школы и близки ей по духу.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Когда мы встречаемся с родителями, мы очень подробно рассказываем про наше видение, миссию и ценности. Бывает, дискутируем по тем или иным тезисам.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Я не знаю, как сейчас, но, когда я была в проекте, родители в основном отбирались по ценностному ряду. Это было очень важно, чтобы все делали одно общее дело.
Безусловно, у такого подхода есть преимущества. Если представить, что все родители и дети, а также коллектив школы во главе с учредителями разделяют общие ценности, можно создать единую команду, которая будет работать и развиваться в конструктивной и психологически безопасной атмосфере.
Вместо заключения
1. Если вы пришли в образование надолго и всерьез, стоит потратить время на формулирование видения и миссии, они критически важны для стратегического успеха школы.

2. Если вы в процессе проектирования новой школы, видение и миссию необходимо разрабатывать вместе с учредителем и управленческой командой, которые станут их проводниками в школьном коллективе.

3. Если вы уже работающая школа с историей, синхронизируйте свои ценности в коллективе, проверьте, являются ли миссия и видение школы рабочими инструментами.

4. Если организация может позволить себе пригласить внешних специалистов для организации работы над миссией, стоит потратить на это время и деньги.

5. Если нет ресурсов и времени на подготовку и продолжительную командную работу, начните с икигай. Мы уже испробовали этот инструмент с несколькими школами. Он действительно работает: фокусирует усилия рабочей группы и позволяет сформулировать полноценную миссию.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще