МИССИЯ. ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Школьный икигай

Или как частные школы понимают свою миссию, формируют видение и претворяют их в жизнь
Икигай! расплываясь в улыбке, начинает свое выступление на TEDx известный джазовый певец Тим Тамаширо. «Ики» означает «жизнь», «гай» «смысл». Формула икигай проста: делай то, что ты любишь; то, что хорошо умеешь делать; то, что нужно людям; то, за что тебе заплатят.

Чем дальше я слушаю выступление Тамаширо, тем отчетливее понимаю: икигай это не только про смысл жизни человека. У каждой школы тоже должен быть свой икигай.

Как школы ищут свой «смысл жизни»? В чем он выражается? Получается ли его достичь? Мы задали эти вопросы лидерам нескольких известных негосударственных проектов в школьном образовании — и вот что услышали.
Японское понятие, означающее ощущение собственного предназначения в жизни (Wikipedia)
  • Александр Гизи
    основатель компании «Международный образовательный клуб», предприниматель, консультант в сфере образования
  • Мария Озерова
    основатель исследовательской компании SREdA, кандидат социологических наук, исследователь, консультант в сфере образования
Путаница понятий
Понятия «видение» и «миссия» пришли в образование из бизнеса. Под видением в бизнесе понимается описание идеального состояния компании, ориентир, к которому движется бизнес. То есть мечты и грезы, идеальный образ бизнеса в будущем, к которому стремится компания в настоящем.

Миссия же определяет предназначение компании в обществе, принципы ведения бизнеса, мотивацию сотрудников. Миссия это глобальные задачи в долгосрочной перспективе, инструмент, вдохновляющий сотрудников в стремлении к совершенству. Хорошо продуманная миссия позволяет установить высокие стандарты в работе, определяет вектор стратегического развития, формирует корпоративную культуру и служит эффективным PR-инструментом для бизнеса.

Если коротко, то видение это представление о будущем, а миссия наше место в этом будущем. Звучит несколько запутанно, и, действительно, понятия «видение» и «миссия» часто путают.
Видение это представление о будущем, а миссия наше место в этом будущем
Как обстоят дела с видением и миссией в школьном образовании? Просмотрев десятки школьных сайтов, мы заметили, что миссию декларируют практически все частные школы и единицы среди государственных. С видением ситуация сложнее. Лишь немногие частные школы пишут об этом на своих сайтах. Илья Голенопольский, экс-директор школы Wunderpark, подтверждает наши наблюдения.
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    Традиционный вариант видения это „я вижу, куда идти", а миссия это „как я туда иду". При этом во многих школах часто есть только миссия, которая включает в себя и видение.
В российском школьном сообществе действительно еще не сложилась практика формулировать и видение, и миссию. Это подтверждает Полина Мальцева, в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово».
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    В начале работы над концепцией школы «Летово» мы первым делом сформулировали миссию и видение школы. Однако их смыслы частично пересекались, а слово «миссия» было понятнее для образовательного сообщества. Поэтому на сайте школы вы увидите только миссию, хотя в ней есть и элементы видения.
Зачем это?
Кроме абстрактных целей, например вдохновлять сотрудников на подвиги в борьбе за высшие цели, у видения и миссии есть конкретные функции, которые помогают школе быть успешнее.

Во-первых, миссия проясняет мотивацию.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Миссия, на самом деле, является отражением того, ради чего делается то или иное дело. С моей точки зрения, за миссией стоит первичная мотивация. Я считаю, что очень важно, прежде чем что-либо делать в школе, сформулировать для себя, какова миссия. То есть ты это делаешь зачем?
Во-вторых, миссия может служить путеводной звездой или играть роль навигатора в деятельности школы.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Мы как self-improving (саморазвивающаяся пер. автора) организация стремимся улучшить те или иные процессы, ставим новые цели. И каждый раз мы задаем себе простой вопрос: как новые цели соотносятся с нашей миссией?
В-третьих, сам процесс разработки видения и миссии это эффективный тимбилдинг для команды.
  • Илья Голенопольский
    экс-директор школы Wunderpark
    В процессе «промывания смыслов» вырабатывается общее понимание и общий язык для всех участников процесса. Это очень важно, потому что это время, когда мы договариваемся о ценностных вещах. С этой точки зрения процесс обсуждения и поиска того, что нас объединяет, становится не менее важным, чем итоговый продукт миссия.
В-четвертых, в соответствии с ценностями, которые заложены в миссию, набирается коллектив школы.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Команда и набиралась по принципу разделения этих ценностей. То есть если бы они их не разделяли, мы бы вместе не работали. Поэтому я могу сказать, что часть команды, которую мне удалось собрать, это были просто люди, которые мне очень созвучны. И один из моих принципов был не сразу объяснять, что я имею в виду, а сначала говорить с человеком, в некотором смысле интервьюировать и выяснять, что для него является важным, причем не только в образовании, а вообще в жизни, потому что жизнь неразрывно связана с нашими делами.
Продолжает тему Руслан Галимзянов.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Во время интервью я очень подробно рассказываю о нашем видении и миссии. Если вижу, что соискатель не разделяет наших ценностей, мы его не берем.
Сначала миссия
Как показывает практика, универсального рецепта, когда и как нужно разрабатывать миссию школы, нет слишком разнообразный контекст, в котором создаются и существуют школы в России. Тем не менее посмотрим, какие подходы применяются.

Подход «сначала миссия, потом школа» применим, если у вас достаточно большой запас времени на проектирование школы, учредители знают, какую школу они хотят создавать, или вы понимаете, что необходимо зафиксировать основные ценности на старте.
  • Полина Мальцева
    в прошлом консультант McKinsey и руководитель проекта школы «Летово"
    Как только была поставлена задача разработать концепцию школы «Летово», мы сразу начали с формулировки видения. Это тот ориентир, который определяет все стратегические решения.
  • Юлия Жилина (Вешникова)
    создатель и первый директор благотворительного фонда «ДАР» (2005−2019), соавтор «Новой школы»
    Возникла идея сделать школу, и дальше примерно полгода я изучала рынок. В результате я пришла к учредителю с определенным видением, какую школу мы будем строить.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Я хорошо помню, когда мы с партнерами задумали создать сеть международных школ, нам было важно определиться, зачем мы это делаем. Тогда, по сути, и родилась наша миссия.
Сначала школа
Порой ситуация складывается так, что школам необходимо время на самоопределение. Либо школа вырастает из дошкольной организации «взрослеет». Либо меняются внешние обстоятельства. В таких случаях миссия формулируется или дорабатывается по мере «созревания» проекта.
  • Руслан Галимзянов
    генеральный директор Heritage Education Group
    Мы быстро выросли. Через пять месяцев с момента принятия решения запустили первую школу. В команде уже было более 50 человек. Мы поняли, что нужно дорабатывать миссию, и сделали это.
  • Владимир Ларин
    директор «Новой школы»
    Мы сверялись друг с другом, мы понимали общее видение, к чему мы идем совместно небольшой командой основателей и более широким кругом тех, кто это начинал. Но понятно, что реальность вносит коррективы. Команда росла, мы развивались. В какой-то момент встал вопрос о том, что нам нужно с чем-то соотносить новые планы. Тогда мы и прописали миссию и ценности облачили их в текст.