© 2022 Издательство журнала EdExpert
эмоциональный интеллект. методика

Секрет супергероя

Исследований в области эмоционального интеллекта школьников в России все еще мало, но есть основания полагать, что развивать эмоциональный интеллект — важно. О том, зачем он нужен, читайте в статье Елены Хлевной.
Елена Хлевная
доктор экономических наук, кандидат психологических наук, CEO EI Lab и «ЭИ Дети» — международной сети центров развития эмоционального интеллекта детей и подростков 4−15 лет
Читать мир
Мы все хотим, чтобы наши дети были счастливы, успешны, благополучны и реализовались в жизни. Чтобы у них «все сложилось» лучше, чем у нас самих, или, во всяком случае, не хуже. Поэтому с раннего детства мы готовы инвестировать в своих детей.

Все большее количество экспертов утверждает, что уже в ближайшем будущем человечество столкнется с кардинальной сменой экономического и общественного уклада. Многие из задач, выполняемых сейчас работниками в различных секторах экономики, будут автоматизированы или исчезнут, потому что изменится способ организации общества. Для новой экономики потребуются специалисты нового типа. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода, поведенческой гибкости и готовности к сотрудничеству с другими людьми, а также с системами искусственного интеллекта. Вместо привычной линейной карьеры в одной профессии человек будет заниматься реализацией своего призвания, меняя конкретную деятельность.
Эмоциональный интеллект — фундамент, на котором развиваются остальные soft skills, креативность, способность лучше адаптироваться в меняющемся и ненадежном мире
И все это в контексте общего метатренда — возрастающей скорости изменений. Все меньше фиксированных профессий и все больше ситуативных проектных ролей, а также постоянно меняющаяся рабочая среда. Поэтому требуется совершенно новый подход к навыкам, которые ребенку нужно освоить для того, чтобы быть успешным в будущем.

Основанием такого подхода может стать фокус на развитии эмоционального интеллекта, а также социальной компетентности как способности понимать, «читать» социальный мир, усваивать его правила и нормы. Эмоциональный интеллект — фундамент, на котором развиваются остальные soft skills, креативность, способность лучше адаптироваться в меняющемся и ненадежном мире.
По данным доклада «Навыки будущего» авторского коллектива: Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И. Смагин, Д. Судаков/Global Education Futures и WorldSkills Russia, 2019
К. Шваб. Четвертая промышленная революция. Москва: Эксмо, 2016, 208 с.
Brackett M. A. (2015). Emotion Revolution Initiative & Survey. Presented at Emotion Revolution Summit. Yale — New Haven, CT.
Joseph, D. L., & Newman, D. A. (2010). Emotional intelligence: an integrative meta-analysis and cascading model. Journal of applied psychology, 95(1), 54.
Petrides, K. V., Sangareau, Y., Furnham, A., & Frederickson, N. (2006). Trait emotional intelligence and children's peer relations at school. Social Development, 15(3), 537−547.

Qualter, P., Gardner, K. J., & Whiteley, H. E. (2007). Emotional intelligence: Review of research and educational implications. Pastoral care in education, 25(1), 11−20.
Barchard K.A. Does emotional intelligence assist in the prediction of academic success? Educational and Psychological Measurement, 2003. 63. 840−858., Brackett M.A., Mayer J.D. Convergent, discriminant, and incremental validity of competing measures of emotional intelligence. Personality and social psychology bulletin, 2003. 29(9). 1147−1158.
Rode, J. C., Arthaud-Day, M., Ramaswami, A., & Howes, S. (2017). A time-lagged study of emotional intelligence and salary. Journal of Vocational Behavior, 101, 77−89.
Greenberg, M. T., Domitrovich, C. E., Weissberg, R. P., & Durlak, J. A. (2017). Social and emotional learning as a public health approach to education. Future of Children, 27 (1), 13−32.
Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Мигун Ю. П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах. Учебно-методическое пособие: теоретическая часть. Сер. Методы психологии. — М.: Институт психологии РАН, 2019. — 136 с. www.elibrary.ru/item.asp?id=41655351
Умные эмоции
Эмоционально-интеллектуальные дети отличаются от других. Такой ребенок обладает, образно говоря, сверхспособностью, которой, впрочем, может овладеть каждый: он освоил технологию интеллектуальной обработки информации, содержащейся в эмоциях. Дружба с эмоциями обеспечивает ему ряд преимуществ, поскольку способности эмоционального интеллекта являются фундаментом всех soft skills. Ученики с высоким уровнем эмоционального интеллекта (ЭИ):
  • более эмпатийные;
  • быстрее адаптируются к школе, легче справляются со стрессом;
  • способны устанавливать более крепкие взаимоотношения с родителями и ровесниками;
  • отмечают, что удовлетворены своей школьной жизнью;
  • проявляют лидерские качества;
  • менее подвержены тревоге и депрессии, умеют эффективно управлять своими эмоциями;
  • имеют более высокие показатели по академической успеваемости (по данным исследования Йельского университета).




MSCEIT
-YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test — Youth Research Version) — единственная официально признанная международным научным сообществом объективированная (задачная) методика оценки уровня развития ЭИ детей и подростков.

Методика с наибольшей степенью достоверности диагностирует уровень развития способности человека перерабатывать информацию, которую он получает через эмоции, как свои, так и других людей.
Ребенок с высокоразвитым ЭИ более спокоен, уверен в себе, уравновешен, но это вовсе не «удобный», тихий ребенок. Он осознает свои эмоции и хорошо понимает чувства окружающих, умеет слушать и слышать других детей и взрослых, может проявлять сочувствие и эмпатию, но за счет умения управлять своими эмоциями способен абстрагироваться от сильных переживаний других людей. Он более адаптивен к меняющимся условиям окружающей действительности, стрессоустойчив, знает, например, как собраться на экзамене. А также умеет отдыхать, соблюдая баланс между учебой и свободным временем, что порой не умеют делать даже взрослые. Он знает, что хочет, а что нет, у него развита иерархия потребностей и целеполагание, он более осознанно и ответственно подходит к принятию решений, в том числе и в выборе профессии.

По нашему опыту те дети, которые развивают эмоционально-интеллектуальные способности, уже сейчас дают фору своим родителям: разбираются в эмоциях и лучше применяют эмоционально-интеллектуальные навыки, помогают родителям разрешать домашние конфликтные ситуации.
За рубежом
Международные исследования последних лет показали, что развитый ЭИ у детей с раннего возраста повышает их успех во взрослой жизни: дети с высокоразвитым ЭИ с большей вероятностью поступают в престижные школы и университеты (на 54% больше, чем дети с низким эмоциональным интеллектом), а шансы получить высокооплачиваемую работу в будущем у них увеличиваются на 46% по сравнению со сверстниками с более низким эмоциональным интеллектом.

Подростки с высоким ЭИ оцениваются своими сверстниками и учителями как более социально и когнитивно благополучные, чем ученики с низким ЭИ. Они демонстрируют просоциальное и менее агрессивное поведение, более эмпатичны, успешнее совершают переход из начальной школы в среднюю, показывают лучшую успеваемость и самооценку. У студентов уровень эмоционального интеллекта коррелирует на среднем уровне с академической успеваемостью.

Исследование Дж. Родэ выявило связь уровня ЭИ студентов во время учебы в университете с их зарплатами через 10−12 лет в зависимости от личностных особенностей, общих умственных способностей, гендера и средней оценки. Хотя заработная плата не единственный показатель успеха, но она является внешней оценкой ценности работника в организации и отрасли по сравнению с другими работниками и прямо пропорциональна качеству жизни человека.
Интерес к теме развития эмоционального интеллекта всех участников педагогического процесса в странах Европы и США растет с каждым годом. Некоторые страны Европы (Швейцария, Италия, Испания и др.) и штаты Америки на законодательном уровне сделали данное обучение частью школьных программ. В образовательных учреждениях Швейцарии, Италии, Испании, Германии и др. используются разработанные учеными программы, например программа развития эмоционального интеллекта и активизации стратегий альтернативного мышления. Она включает шесть уровней, каждый из которых рассчитан на определенный возраст, начиная с детского сада и до подросткового возраста. Основные компоненты данной программы — развитие эмоционального самоконтроля; обучение пониманию эмоций и поведения других людей; когнитивное решение межличностных проблем. При этом внимание акцентируется на обозначении и описании эмоций, идентификации базовых эмоций и чувств у себя и у других людей и на управлении эмоциональными состояниями. Исследователи выявили, что дети, прошедшие обучение по данной методике, способны яснее передать эмоции словами и более точны в определении эмоций.
Научно-методическая группа «ЭИ Дети» на основе зарубежного опыта разработала методический комплекс программ, включающий всех участников образовательного процесса (подготовка и методическая поддержка педагогов, просвещение родителей, развитие дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков), и учебно-методическое пособие, опубликованное в издательстве ИП РАН.

Комплекс апробирован на базе детских внешкольных развивающих центров Москвы и других городов России и стран СНГ.
В России
Российских исследований на тему эмоционального интеллекта школьников пока очень мало, а исследований ЭИ как способности и вовсе нет, так как до недавнего времени в русскоязычном пространстве не было научной валидной методики оценки ЭИ детей.

Единственная официально признанная международным научным сообществом методика оценки уровня развития ЭИ детей и подростков MSCEIT-YRV переведена и адаптирована нами для применения в России. Эксклюзивное право на это мы получили в рамках работы лаборатории EI Lab. Помимо исследователей, эту методику смогут применять психологи и педагоги, родители, ее можно будет использовать на дополнительных занятиях в школах и детских центрах.

Для того чтобы внедрять технологию развития эмоционального интеллекта, школьное обучение перестраивать не нужно. Этому могут быть посвящены как отдельные занятия, например классные часы, так и учителя на уроках могут использовать отдельные элементы, техники взаимодействия с детьми и между собой, создавая тем самым ЭИ-образовательную среду.
С другой стороны, программы развития ЭИ детей лучше всего работают, когда родители и педагоги становятся партнерами. Это значит, что образовательным учреждениям нужно не только развивать эмоциональный интеллект детей и готовить педагогов, но и помогать родителям развивать эмпатию, понимать свои эмоции и управлять ими, использовать их в принятии решений; как создать для ребенка атмосферу заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать его развитию и в школе, и дома.

Таким образом, создание ЭИ-образовательной среды означает внедрение в образовательный процесс комплекса программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников процесса:
  • Подготовка педагогов (развитие эмоционального интеллекта педагогов и школьных психологов), освоение методологии развития эмоционального интеллекта.
  • Формирование и поддержание ЭИ-среды с помощью дидактических материалов (информационные плакаты, развивающие карточки с названиями эмоций, мини-игры, эмоциональный ковер, а также техники и инструменты развития ЭИ). Этих материалов достаточно, чтобы создавать ЭИ-среду своими силами без дополнительных затрат времени и без перестройки образовательного процесса.
  • Развитие ЭИ детей.
  • Развитие родителей, программы для семей (повышение информированности в данной области) с целью формирования и поддержания благоприятной семейной культуры эмоционального и интеллектуального развития детей, развития и укрепления взаимодействия школы и семьи.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще