МЕТОД. ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ

Расшифрованное послание

Чем опыт работы поведенческих аналитиков поможет школе?
Использованная иллюстрация: Cranach/Shutterstock.com
Проблема сложного поведения — это то, с чем сталкивается педагог даже в самой благополучной школе. Как понимать такое поведение и как работать с ним, рассказывает специалист в сфере прикладного анализа поведения.
  • Антонина Шанграу
    Кандидат психологических наук, прикладной аналитик BCBA-D, супервизор, клинический директор Positive Behavioral Services of the Four Corners, CO (Colorado, USA)
Не искать проблему
— Начнем с определения. Что такое трудное, или проблемное, поведение? Как понимают этот термин специалисты, работающие в сфере прикладного анализа поведения (АВА)?
— Когда мы говорим о проблемном поведении, мы имеем в виду поведение, которое опасно для человека, для окружающих или существенно мешает социальной интеграции, жизненному успеху, снижает качество жизни. Поведенческие аналитики не рассматривают то или иное поведение как плохое или хорошее, не дают оценочного суждения. Английский термин для феномена проблемного поведения более точно отражает сущность явления. Определение имеет значение, поскольку порождает коннотации, во многом формирует наше видение. Если мы говорим о проблемном поведении, мы начинаем искать проблему. Если мы говорим, что оно неадаптивное, то мы начинаем искать, что изменить в ситуации, чтобы человек мог лучше адаптироваться. Вероятно, более удачный термин на русском — нежелательное поведение.
— Как интерпретировать нежелательное поведение ребенка?
— Поведенческие аналитики рассматривают поведение как форму коммуникации. Часто нежелательное поведение возникает, когда есть потребность, которая не удовлетворяется, и ребенок не находит, как по-другому сообщить об этой потребности. С этим можно работать: сделать так, чтобы не было неудовлетворенной потребности, или предоставить другие возможности для коммуникации. Тогда не будет предпосылок для того, чтобы сложилось нежелательное поведение.
Например, мы хотим, чтобы ребенок занимался физкультурой вместе с одноклассниками в большом гимнастическом зале. Приходим на занятие, но ребенок бросается на пол, кричит, закрывает уши. Что происходит? Например, он испытывает дискомфорт из-за громких звуков, эха. Он сообщает нам об этом криком и падением на пол, не зная других способов. Ребенка выводят из зала: в итоге потребность оказывается удовлетворенной.
Задача поведенческого аналитика — научить ребенка социально приемлемому способу получать желаемое
То же самое во время школьных уроков, других занятий. Педагог предъявляет задания одно за другим. Это слишком много для ребенка, он устал, скидывает материалы, отталкивает педагога. Занятие вынужденно останавливается. Ребенок достиг того, чего хотел, с помощью нежелательного поведения.

Устранить сложное поведение нельзя. Если мы это сделаем, у человека не будет другой возможности сообщить о том, что его не устраивает. Но нежелательное поведение можно заместить, обучить ребенка или взрослого другому способу коммуникации. То есть, например, вместо того, чтобы кричать и бросаться на пол, можно попроситься выйти или использовать шумоподавляющие наушники. Педагог может научить ребенка этим новым способам общения и одновременно изменить ситуацию так, чтобы потребность в непродуктивной коммуникации была меньше.
Таким образом, задача поведенческого аналитика — научить ребенка социально приемлемому способу получать желаемое. Если этого не сделать, не дать другой инструмент достижения цели, на смену этому поведению придут следующие нежелательные проявления.

После того как мы научили ребенка сообщать о своих потребностях, можно работать над увеличением толерантности к заданиям, умением просить помощи в выполнении задания или замены задания, то есть вырабатывать новые продуктивные навыки.
— В чем сущность прикладного анализа поведения, какие методики, подходы используются?
— Прикладной анализ рассматривает поведение как закономерный функциональный процесс, имеющий причины и следствия. Если мы выясним, в чем причины и следствия определенного поведения, что запускает ситуацию, какого результата добивается человек с помощью этого поведения, тогда можно изменить ситуацию, для этого есть ряд инструментов. Например, функциональная оценка поведения, экспериментальный функциональный анализ поведения позволяют установить функцию поведения, зачем человек ведет себя тем или иным образом, что запускает и что подкрепляет поведение. Допустим, что ситуация в спортивном зале повторяется, раз за разом в ответ на нежелательное поведение ученика мы выводим его с занятия, и это последствие — получение отдыха, перерыв. Так поведение поддерживается, получает подкрепление — ведь схема работает. Мы фиксируем, что происходит это всегда, когда уровень шума высок, и результат каждый раз — выход из зала. Вот упрощенный вариант функциональной оценки поведения: собираем данные, анализируем их, устанавливаем причину поведения и затем можем работать с этой причиной и следствием, чтобы ситуацию изменить.
— Получается, прикладной аналитик — это очень внимательный наблюдатель?
— Да, один из основных инструментов — это структурированное наблюдение, сбор данных, анализ. Зачастую сложность состоит в том, чтобы посмотреть на поведение ребенка с функциональной точки зрения: зачем оно нужно. Конечно, есть специальные инструменты, например опросники, в том числе для родителей и учителей, есть возможность манипулировать условиями среды. Это своего рода экспериментальный функциональный анализ: мы меняем последствия и смотрим, как меняется поведение, возникают ли снова нежелательные явления — проверяем нашу гипотезу.
Терапия для всех
— Насколько применим опыт работы с нежелательным поведением у детей с РАС в работе с другими категориями детей?
— Прикладной анализ поведения — это не терапия для детей с расстройствами аутистического спектра, это работа с поведением человека на основе понимания законов поведения. Но значительный опыт прикладного анализа поведения накоплен именно в работе с детьми с РАС. И исследования подтверждают, что терапия, основанная на прикладном анализе поведения, эффективна в работе с аутичными людьми, однако ABA работает со всеми: с вами, со мной. Если я стану каждый день опаздывать на работу и мне за это ничего не будет, то есть мое поведение будет подкрепляться, я продолжу опаздывать. Ничем закономерности моего поведения от закономерностей поведения ребенка с РАС не отличаются.
В принципе, любое хорошо организованное обучение строится на тех же принципах, что и ABA. Например, тренинг поведенческих навыков ABA выглядит так: на первом этапе мы объясняем, зачем тот или иной навык нужен, демонстрируем его. После этого обучаемый предъявляет этот навык. Затем переходим к коррекции, если не все освоено правильно. Снова этап демонстрации и коррекция до тех пор, пока не получим желаемый результат. Не по такой ли схеме проходят практику в школе учителя — проводят урок, потом получают обратную связь. Иными словами, многие практики в образовании построены по принципам ABA, но мы это так не называем.

В работе с нежелательным поведением ABA дает нам как бы другую оптику: мы смотрим на поведение как на функцию. Не говорим о том, что ребенок избалован, не определяем его как плохого, неблагополучного или еще какого-то, лишь изучаем, о чем нам пытается сообщить ребенок.
Сложная группа
— Что делать, когда нежелательное поведение возникает у группы детей?
— Есть методы работы с группами, методы, основанные на подкреплении продуктивного поведения. Если у нас в классе есть ученик, который всегда стремится вызывать смех своим поведением, то это, скорее всего, связано с потребностью во внимании. Нежелательное поведение в этом случае позволяет получить внимание, пусть и негативное, и не только со стороны учителей, но и со стороны сверстников. Сложность ситуации в том, что мы можем изменить реакцию учителя, но cложнее изменить реакцию сверстников. Групповое подкрепление позволяет влиять на поведение конкретного ученика через создание такой ситуации, когда весь коллектив заинтересован в том, чтобы ученик вел себя более приемлемым образом. Например, всем обещана пицца в пятницу, если условный Вася продержится неделю в рамках заданных требований. Одноклассники начинают Васе напоминать: пожалуйста, занимайся уже. Групповая динамика меняется от поддержки нежелательного поведения до поддержки одобряемого.
Сложность состоит в том, чтобы посмотреть на поведение ребенка с функциональной точки зрения: зачем оно нужно
— Не грозит ли такая ситуация перерасти в буллинг по отношению к ребенку, который становится препятствием для всего класса на пути к обещанной награде?
— Конечно, если в классе есть дети, которые, мы знаем, склонны к буллингу, нужен другой подход — не на основании выделения одного члена группы и персонального внимания, а, напротив, на основании объединения. Например, весь класс зарабатывает баллы, и Вася в том числе, чтобы в результате по суммарному баллу получить что-то значимое.
— Получается, школе нужен специалист по прикладному анализу поведения?
— Аналитик поведения в школе, особенно инклюзивной, хорошая идея, но в целом, независимо от типа школы, нужно помнить, что проблемное поведение в школе часто связано с недостатком внимания. Ребенок сделал что-то не так, мы его отчитываем и думаем, что это какое-то плохое внимание, которого ребенок не хочет. На самом деле плохое внимание лучше, чем никакое, и его куда легче получить. Что мы, родители и учителя, делаем чаще: хвалим детей за что-то хорошо сделанное или указываем на ошибки?
Традиционная мера борьбы с вызывающим поведением в школе — визит в кабинет директора. Нам кажется, после этого поведение улучшится. Нет, не улучшится. Потому что, возможно, для этого ребенка это единственное время, когда он получает персональное внимание взрослого. И он завтра сделает то же самое, чтобы получить внимание еще раз. В этом случае иногда достаточно найти взрослого, с которым у ребенка сложились отношения. Если такой взрослый начнет пару раз в день уделять ребенку внимание, общаться не с позиции контролера, это может в корне изменить поведение ребенка.
— Кажется, все это несложно сделать, однако проблема остается актуальной. Это связано с недостатком ресурсов для изменений?
— Мне кажется, что дело и в недостатке ресурса, и в том, что трудно отказаться от житейского взгляда на проблему нежелательного поведения. На деле традиционные, привычные стратегии работы со сложным поведением могут оказаться еще более затратными, чем попытка изменить подход.

Например, ситуация с вызовом ученика к директору трудозатратна: каждый день ученика туда отправлять, отвлекать директора от дел, держать в курсе родителей. Менее ресурсозатратно найти педагога, у которого с ребенком есть контакт.

Часто у нас есть неоправданное ожидание от детей: сейчас мы введем правила, и все им будут следовать. Мне кажется, что внимание к потребностям детей, понимание, что нужно, чтобы этому конкретному Васе или Пете было проще в школе, вот это важно.
— Учитывает ли ABA возрастные изменения? В три года истерика — это нормально. В подростковом возрасте сепарация, отказ от инструкций тоже в рамках нормы.
— Конечно, наше вмешательство, программы работы должны быть адекватны возрасту. Работая с двух-трехлетним ребенком, даже типично развивающимся, мы, скорее всего, не ждем, что он будет сидеть за столом, что выполнит данные ему задания от начала до конца. И мы не ожидаем, что подросток, с которым мы работаем в рамках ABA, будет беспрекословно выполнять инструкции взрослого. Потому что типично развивающийся подросток в ответ на инструкцию взрослого пойти помыть посуду в момент, когда он играет в игру, скорее всего, скажет «нет», и, вероятно, не в самой вежливой форме. Выполнять инструкцию по первому требованию взрослого — не норма для данного возраста.
Ребенок в возрасте двух-трех лет, если его что-то не устраивает, будет кричать и топать ногами, это нормальная реакция для ребенка, у которого пока нет другого способа выражения фрустрации.

Это не значит, что мы не будем его учить приемлемым способам выражения фрустрации, не значит, что мы игнорируем поведение. Если такая реакция переходит в многочасовую истерику или приводит к самоповреждающему или агрессивному поведению, тут есть основания для вмешательства аналитиков.
— Насколько быстро нужно реагировать на нежелательное поведение? Может ли оно так закрепиться, что его невозможно будет изменить?
— Когда мы анализируем поведение, мы смотрим также на его историю. Чем дольше происходило подкрепление нежелательного поведения, то есть чем дольше с помощью него человек получал тот результат, которого добивался, естественно, сложнее в таком случае его менять. Это не значит, что его вообще нельзя изменить, но усилий и времени потребуется намного больше.
Антонина является постоянной участницей ежегодной международной научно-практической конференции «Аутизм. Вызовы и решения», которая прошла весной этого года в Абу-Даби. Инклюзивное образование и коррекционная педагогика — важнейшие темы, представленные там.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще