О пользе нейросетей

Искусственный интеллект для учителя и ученика
Новые цифровые инструменты могут стать незаменимыми помощниками в работе педагогов. Они уже существенно поменяли способы организации обучения. На конференции «Яндекс. Образования» о технологиях и школе эксперты разобрали практику применения нейросетей.
Не отставать
Современные технологии развиваются стремительно и уже проникли практически во все сферы жизни. Сопутствующие этому изменения требуют от человека одного — уметь учиться и переучиваться, особенно когда речь идет об IT-навыках, ставших базовой необходимостью.
В этом смысле роль школьной информатики ежегодно возрастает. Благодаря новым инструментам у учителей и учеников появляются возможности не просто быть в тренде, а на практике овладевать необходимыми для современного мира навыками. И здесь очень важно не отставать, поскольку инструменты, которые актуальны и эффективны сейчас, вскоре уступят место новым, еще более совершенным.

Устаревание знаний, как и необходимость овладения IT-навыками, определяют особую роль искусственного интеллекта (ИИ) в обучении. В особенности одну из самых популярных его форм — нейросети. Нейросети уже успешно применяются во многих отраслях экономики: банковском деле, торговле, сфере транспорта, строительстве, проектировании и т. д. Что же касается образования, то здесь, по мнению экспертов, ИИ может принести максимальную пользу.
Школьники воспринимают нейросети как развлечение. Задача учителя информатики — показать реальные возможности современных технологий
Фундаментально нейросети не изменят образование, однако существенно на него повлияют. Уже начали. И этот процесс необходимо направлять так, чтобы все участники образовательного процесса открывали для себя огромные возможности нового инструмента. Задача педагогов — учиться работать с ИИ и показать школьникам, что ИИ — нечто существенно большее, чем сервис создания готовых домашних заданий. ИИ для учителя — это инструмент персонализации образовательного процесса, внедрения игровых форматов обучения, которые делают образовательный процесс более эффективным для всех его участников.

Не только ученики, но и учителя тоже все больше используют ИИ в своей работе. Как к этому относиться? По мнению экспертов, как и в случае с детьми, не стоит абсолютизировать возможности ИИ. Необходим осмысленный подход, не сводящий профессиональную деятельность человека к воспроизводству результатов ИИ.
«Например, ИИ может как основу накидать шаблоны, но дальше учитель сам должен их отрихтовать. Учебный процесс не из отдельных методических разработок складывается. Это целая система, в которой учитель понимает, где что углубить и усилить, как привести к планируемому результату. То есть помощь может быть, но она не всеобъемлющая», — считает Людмила Босова, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики обучения математике и информатике.

По ее мнению, сейчас в учебном процессе сильно меняется информационная деятельность. Ведь какой бы ни была нейросеть, она генерирует контент лучше среднестатистического человека. И в этом есть свои возможности для обучения.

«Вспоминаем пирамиду информационной деятельности: знать, понимать, применять, анализировать, синтезировать, оценивать. Сегодня И И может помочь на каждом этапе. Но главное — оценивать! Научить пользоваться нейросетями и давать адекватную оценку. На этом должны быть сконцентрированы наши основные усилия», — уверена Людмила Босова.
Два аспекта
По мнению заместителя директора Института стратегии и развития образования Людмилы Лагуновой, нейросети в образовании сейчас представлены прежде всего в двух аспектах. Во-первых, как объект изучения в рамках курса информатики. Во-вторых, как инструмент для работы учителя независимо от предметной области.

«Учителя информатики показывают коллегам, как можно использовать возможности ИИ. У нас в институте планируется проект интеграции ИИ в преподавание предметов филологического цикла. Мы ищем возможности встраивания в образовательный процесс таких сервисов, которые смогут с помощью ИИ проверять степень сформированности навыков учащихся, способствовать освоению русского языка, литературы, других предметов», — поделилась Людмила Лагунова.

Если рассматривать ИИ непосредственно как объект изучения, то, несмотря на важность темы, речи об отдельном учебном предмете все еще не идет. Фактически это раздел информатики, в рамках которого детей и стоит познакомить с принципами работы ИИ.
«Нужно проектировать непрерывное обучение информатике с 1-го по 11-й класс. И на каждом этапе мы можем немного говорить об ИИ. Например, в 8-м классе есть тема Система счисления, двоичное кодирование информации, которую многие школьники не любят. Но стоит им объяснить, как устроена функция распознавания лица в телефоне, сразу изучение классической темы приобретает новый характер. Мы используем приложения на основе ИИ. Главное — обращать на это внимание учеников, — отметила Людмила Босова. — Мы можем спокойно интегрировать изучение ИИ в школьную программу. В федеральных рабочих программах эти словосочетания уже встречаются».

При этом вопрос интеграции материалов в школьную программу имеет организационные нюансы. Контент, который поступает в образовательные учреждения, должен быть обязательно проверен и верифицирован.

«Любой инструмент, который мы даем в руки учителя, должен соответствовать программе. Нельзя, чтобы учитель оказался в ситуации, когда программа предписывает делать одно, а инструменты, которые у учителя есть, не подходят. Материалы должны пройти централизованную верификацию», — подчеркнула Людмила Лагунова.
Возможности применения
Перечень инструментов на основе ИИ, которые могут помочь в преподавании, в действительности очень широк. И не всегда очевиден.

«Что мы чаще всего подразумеваем под ИИ? Обычно чат-боты и нейросети. Но это лишь маленькая часть ИИ. Опять же анализ данных необязательно делается с помощью нейросетей. Те же Яндекс. Карты используют интеллектуальные алгоритмы, алгоритмы Яндекс. Маркета с рекомендациями. Когда мы говорим: Давайте использовать ИИ, часто эта фраза означает: Давайте использовать какие-то новые нейросети и инструменты, которые мы не использовали до этого. При этом забываем, что большую часть инструментов, имеющих в основе ИИ, мы уже применяем», — пояснила Алёна Салахова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории методики обучения математике и информатике МПГУ.
Какие инструменты ИИ стоит уже применять в работе? Например, переводчик, встроенный в браузер. С его помощью при подготовке к урокам учителя могут опираться не только на отечественный опыт, но и на другие источники. В частности, нейроперевод позволяет обратиться к материалам зарубежных коллег.

Другой пример — нейросеть YandexGPT, которая может стать полезным помощником для работы с текстами. С ее помощью можно быстро получить сжатый пересказ из объемного материала. Кроме того, нейросеть способна сформулировать опорные тезисы, которые учителя могут использовать для составления дополнительных вопросов и домашних заданий.

«Если говорить про более точечное использование ИИ, можно, например, взять за основу задания наподобие тех, что разрабатываются ФИПИ. Использовать числа, данные, а сюжетную составляющую попросить сгенерировать ИИ. Так мы получим множество задач, которые для учеников выглядят как разные, не повторяются. Дети ведь часто обращают внимание именно на сюжетную составляющую», — рассказала Алёна Салахова.
Нейросети также помогут в создании графических материалов, сделают их более наглядными и интересными для учеников. Причем И И может не только генерировать изображения, но и презентации с нуля.

Существенную поддержку образовательного процесса современные технологии обеспечат в части организации командной работы. Особенно в онлайн-формате.

«Например, мы с ребятами готовим инженерный проект. Естественно, если организовать командную работу онлайн, это даст нам дополнительные часы. Ребята могут взаимодействовать в любое удобное им время. Но всегда ли мы, учителя, со своей нагрузкой можем участвовать и быть онлайн? Нет. ИИ может помочь: сделать сводку о том, что произошло, что решили, возникли ли какие-то трудности. Также это снимает моральную нагрузку, потому что для ребенка учитель — это тот, кто критикует, анализирует успехи и неудачи. А здесь с ним беседует и какие-то поправки вносит ИИ. Барьера не возникает, и появляется право на ошибку. Учитель же может вносить экспертное мнение, рассматривать, что произошло, давать комментарии. Полностью функция учителя никуда не уходит», — отметила Алёна Салахова.
Кроме того, во время онлайн-занятий можно использовать запись распознавания голоса. «Это удобно, потому что краткий пересказ лекции сохраняется в телефоне. Вы можете проанализировать затем, как отвечали ребята, кто был наиболее активен, и использовать это для построения индивидуальных маршрутов или корректирования конкретного класса. Такие инструменты позволяют сэкономить время на рутинной работе и сделать образование более увлекательным, ярким, насыщенным», — добавила Алёна Салахова.
Опыт внедрения
Учитель информатики Муринского центра образования № 4 Анна Сотникова поделилась своим практическим опытом внедрения нейросетей в образовательный процесс.

«За этот учебный год удалось внедрить ИИ в уроки двух параллелей, в 10-й и 7-й классы, — рассказала она. — В 10-м классе использовали курс Яндекс. Учебника“„ИИ и генеративные сети. У детей это вызвало большой интерес. Курс построен таким образом, что многие задания связаны с творчеством и креативом. Дети сами выбирают тему, для которой нужно генерировать запросы. Мне кажется, это очень удачное решение, которое позволяет убрать в сторону миф о том, что нейросети разучат всех думать. В 7-х классах проходили уроки создания презентаций с внедрением ИИ. Детей погрузили в историю одного города, где нужно было также выполнять творческие задания. Например, придумать гимн. Или дать определения несуществующим словам этого города. Все с заданиями справились. Так дети познакомились с ИИ».
Как отмечает Анна Сотникова, большинство детей, особенно младшие школьники, воспринимают нейросети лишь как развлечение, как возможность создания смешных картинок. Задача учителя информатики — показать им реальные возможности современных технологий.

Разумеется, не только ученикам стоит побольше узнать о нейросетях. Как уже упоминалось выше, для педагогов существует множество инструментов на основе ИИ. Но кто их познакомит с ИИ? Анна Сотникова на личном примере показывает, что с этой задачей может справиться учитель информатики.

«Я подготовила проект на тему Применение технологий YandexGPT в педагогической деятельности учителей и студентов педагогических вузов. Основная идея — создание методических материалов по использованию ИИ, на которые учителя могут опираться при подготовке к уроку. Материалы рассчитаны на разных педагогов, не только преподавателей информатики. За год мне удалось реализовать этот проект в своей школе и на базе районного методического объединения».
Подводя итог, хочется вспомнить очевидное: главное в профессии учителя — постоянно развиваться и не бояться познавать новое. Особенно это касается учителей информатики, которые могут и должны стать проводниками в мир актуальных цифровых инструментов не только среди учеников, но и в педагогической команде школы.

При этом важно не стесняться учиться и у детей. «Они могут найти интересный цифровой инструмент. А вы, понимая, какой принцип работы заложен в основание, сможете это объяснить ребятам. Не стесняйтесь взаимодействовать. Они быстрее что-то узнают, но это только потому, что у них больше свободного времени. Самообучение стерло границы возраста, и мы можем взаимодействовать с детьми на равных», — отметила Алёна Салахова.

ТЕКСТ: Алексей АЛЕЕВ

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще