В ЦИФРЕ. GLOBAL

Модус международности

В ЦИФРЕ. GLOBAL
Модус международности
Беспилотные автомобили для повседневных поездок, умные счетчики и домофоны, роботы-доставщики, городская среда нового типа — все это «Иннополис», один из флагманов цифрового развития страны, город будущего и особая экономическая зона.

Искандер Бариев, первый проректор — заместитель директора университета «Иннополис», в беседе с главным редактором EdExpert Денисом Кравченко рассказывает о перспективах IT-отрасли в России и о том, что готовить специалистов для нее нужно совсем по-новому.
Искандер Бариев
первый проректор-заместитель директора университета «Иннополис»
Больше чем кодер
— Как вы, заместитель директора университета «Иннополис», формулируете для себя и своими словами миссию вашего IT-вуза?
— Миссию университета «Иннополис» я вижу в том, чтобы сформировать поколение IT-специалистов совершенно нового качества подготовки для того, чтобы обеспечить технологическую независимость страны. Новое качество означает и совершенно другой формат обучения, требования к образовательным программам, к преподавателям, к студенту. Чтобы достичь технологического суверенитета, надо выпустить специалистов, способных создавать программные продукты, которые обеспечат, с одной стороны, независимость российского IT-рынка, с другой — его конкурентоспособность среди рынков других стран, стран-партнеров.
Миссия университета «Иннополис» — сформировать поколение IT-специалистов совершенно нового качества подготовки. Это означает и совершенно другой формат обучения, требования к образовательным программам, к преподавателям, к студенту
Для этого потребуется сложная комплексная работа. Наша задача на уровне базового университетского образования — дать знания и навыки в области информационных технологий и смежных сфер, робототехники, искусственного интеллекта и т. д. Но эта задача не сводится к тому, чтобы просто подготовить хороших кодеров, senior- или middle-разработчиков, что несложно. Наша цель — воспитать специалиста-лидера, который способен вести за собой большие команды, передавая знания и культуру в массы.

Поэтому мы развиваем как практико-ориентированный подход совместно с индустрией, так и R&D (research and development) на основе проектного подхода и партнерской работы преподавателя и студента, которая начинается уже на втором курсе. По результатам этой совместной научно-практической и проектной работы выходит публикация в авторитетном журнале, где имя студента, не имеющего еще даже кандидатской, стоит рядом с именем профессора, — это показатель того, что проделана серьезная командная работа. Когда таких специалистов будет много, они сформируют новую профессиональную культуру, тогда мы сможем сделать значимые шаги в культуре программной инженерии и создании экспортно ориентированного продукта.
— Что составляет, на ваш взгляд, технологический суверенитет, что нужно сделать срочно, а где следует подумать о стратегических усилиях?
— С точки зрения развития информационных технологий мы находимся на уровне развитых стран. В задачу внутреннего обеспечения информационными технологиями государство инвестирует много времени, сил, внимания, и это выражается в развитии государственных информационных систем в сфере обеспечения жизнедеятельности внутри страны: сервисы «Госуслуги», Пенсионного фонда, налоговой и подобные — это качественные разработки. Нам удалось на базовом уровне разобраться с программными продуктами, решениями, до некоторой степени мы освоили использование программного обеспечения с открытым кодом, его локализацию, доработку, создание на этой основе собственных продуктов. У нас есть ERP-решения для управления бизнес-процессами.

В вопросах экспортного потенциала, конкурентоспособности российских продуктов еще потребуется много работы. В этом направлении работает и наш IT-вуз. В 2022 году университет «Иннополис» открыл Передовую инженерную школу в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» Минобрнауки России. Совместно с партнерами (VK Company Limited, «Ростелеком», «Газпром», «Газпром нефть») наш IT-вуз сосредоточится на разработке продуктов по автогенерации кода с применением ИИ, а также до 2030 года разработает пять уникальных российских IT-решений.
Культура больших решений
— Это говорит о том, что не хватает визионерского подхода и мышления?
— Мы привыкли мыслить внутристрановыми категориями, не рассматривая даже ближайшие рынки, скажем Белоруссии или Казахстана, с точки зрения потенциальной востребованности наших цифровых решений. Простой показатель: как правило, в российских цифровых сервисах не предусмотрена функция мультиязычности, не заложена гибкая настройка в рамках требований заказчика. Это большая проблема, и задача государства — сформировать у разработчиков и IT-компаний глобальное мышление и понимание того, что их продукт должен быть ориентирован на экспорт.

Необходимо мыслить в категориях развития и понимать, что будет делать та или иная компания через пять, десять лет. Если этого нет, никакого развития продукта не будет, он станет неактуальным в ближайшие годы. Компания «Майкрософт», например, в своей работе с самого начала не исходит из понимания, что она делает продукт для США. Компания прежде всего проводит маркетинговые исследования относительно перспектив использования продукта на глобальном рынке для сотен миллионов пользователей.
Университет «Иннополис» специализируется на образовании, исследованиях и разработках в области информационных технологий и робототехники, сотрудничает с 48 академическими партнерами из 25 стран и с 297 индустриальными партнерами. В портфеле университета — 114 коммерческих и грантовых проектов для компаний «Газпром», «Аэрофлот», КамАЗ, «Норникель», «Россети», «Русгидро», «Северсталь» и др.

В 2022/2023 учебном году в университете «Иннополис» обучаются 1086 студентов из 40 стран, средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на первый курс на бюджет, — 99.

В вузе занимаются исследованиями и преподают 152 научно-педагогических сотрудника из 15 стран с опытом работы в ведущих зарубежных вузах и компаниях мировой IT-индустрии: Samsung Research, Intel ООН.
Во-вторых, необходимо менять подход к образованию IT-специалистов. Он должен быть комплексным: студентам необходимо осваивать не только сферу технического, но и экономические, финансовые аспекты специальности, и не только в российском контексте, и даже не столько в российском, сколько в мировом.

В Китае уже сейчас работают глобальные миллиардные компании, в Бразилии развитие IT-сектора тоже мощно выросло за счет того, что средние компании развиваются и охватывают Южную Америку, которая начинает пользоваться IT-продуктами Бразилии. Нам необходимо сформировать культуру глобального мышления наших IT-компаний, культуру больших пользовательских решений.

Движение в этом направлении началось. Например, мы только что открыли в университете программу ДПО для цифровых атташе. Эти специалисты будут заниматься продвижением российских программных решений, IT-компаний в странах своего присутствия.

Как только продуктами, которые разработаны в России, начнут пользоваться много людей из разных стран, они, во-первых, станут конкурентоспособнее, во-вторых, усовершенствуется их функционал. Кроме того, снизится цена, стоимость расходов на развитие будет меньше, и эти продукты не будут проигрывать аналогам из других стран.
— Это проблема ментальности, мы пока не готовы мыслить глобально? Или это особенности сферы образования, где недостаточно внимания уделяется, например, развитию критического мышления?
— Да, нужно, чтобы образование было глобальным в том смысле, что студент университета должен ориентироваться в мировых тенденциях и стратегиях в сфере своей специализации. В систему базового школьного образования, СПО и высшего образования нужно внедрять международный компонент, например в формате обзоров лучших мировых практик в рамках технологических образовательных треков. Таким образом сформируется необходимый кругозор и, самое главное, способность находить нужную информацию.

На физическом факультете Казанского государственного университета, где я учился, нам объясняли: «Наша задача — дать вам достаточные знания для того, чтобы вы, когда необходимо, ясно понимали, где взять материал, логику поиска». И мы умели находить нужную литературу на иностранных языках, осваивали опыт лучших мировых школ.
Выходить за пределы
— В университете работают в том числе преподаватели вузов разных стран. Расскажите о международных инициативах университета «Иннополис».
— В первые десять лет работы мы исследовали и интегрировали в свою работу лучшие мировые практики, локализовали их в российских реалиях. Это происходило на трех уровнях. Во-первых, на уровне образовательных программ. Мы взаимодействовали и взаимодействуем с вузами мира, в том числе из числа Топ-100 computer-science-вузов, совместно с Университетом Карнеги — Меллона, Университетом Амстердама, Сингапурским университетом мы cоздаем образовательные программы по четырем направлениям: искусственный интеллект и робототехника, управление и разработка ПО, информационная безопасность и технологии больших данных.
Примерно 30% выпускников хотят начать свой стартап и 70% — это те, кто готов идти работать наемными сотрудниками. Но даже в этом случае это будет не обычный наемный кодер, а такой сотрудник, который ведет за собой команду
Во-вторых, с одобрения наблюдательного совета привлекаем авторитетных преподавателей иностранных вузов с научным именем. С помощью этих людей, носителей другой преподавательской культуры, мы обогащаем собственную практику, быстрее и эффективнее адаптируем образовательные программы в соответствии со своими целями, используем их опыт обучения студентов по данным программам.

И третье — это студенты, до 40% из которых — иностранцы из 40 стран. Это можно рассматривать как своего рода эксперимент. С другой стороны, это хорошая практика, позволяющая анализировать, с какими результатами работает школьное образование разных стран, какие подходы в школьном IT-образовании. Во многих странах качественное школьное обучение, но не простроены дальнейшие эффективные образовательные треки, и талантливые дети покидают страну, получая перспективные предложения развитых стран. Это и российская проблема тоже.
За десять лет работы мы сформировали большой массив решений и наработок на международной основе и для международного сообщества. Цель на следующее десятилетие — сформировать экосистему партнеров, которые будут использовать эти наработки. Прежде всего мы готовы предложить образовательные программы — это отобранные из практик различных вузов адаптированные к российским реалиям образовательные треки. Ряд вузов заинтересован в приобретении этих программ, курсов, лекций.

Второе — это решения, алгоритмы в области искусственного интеллекта, робототехники, программные продукты в области нефтегазовых технологий и другое. К ним тоже проявляют интерес компании, вузы и научно-исследовательские центры. Это международное направление для нас очень важно, и мало кто сейчас, как мы, пытается выходить за пределы страны с предложением собственных высокотехнологичных разработок.

Третий трек — дополнительное образование, разработанные нами программы обучения программированию, работе с большими данными и т. д. на английском языке. По этим программам планируется организовать удаленное обучение с помощью нашей образовательной платформы, дополненное очными курсами, выездами на места.

В этих направлениях мы планируем в ближайшие десять лет достичь таких показателей, чтобы доход от реализации образовательных программ и IT-разработок был на 50% сформирован в России и на 50% — за ее пределами. При таком показателе наш IT или образовательный продукт будет качественнее, чем любой подобный, поскольку он опробован пользователями нескольких стран.
— Как выглядит трек развития студента университета «Иннополис»? Как происходит сборка индивидуального маршрута?
— Прежде чем попасть в университет, человек проходит заочный и очный этапы отборов — поступает один из 40−50. И начинает учиться, не поднимая головы от учебников, часов двенадцать в день — и за два года осваивает языки программирования, получает базовые знания и в целом уже формируется как IT-специалист.

В этот момент он говорит: «Хочу создать свою компанию, и мне нужна команда». С идеей стартапа они приходят в стартап-студию — у нас в университете это специальная команда, которая помогает студентам запустить стартап. Есть много инструментов поддержки этих начинаний: сопровождение бухгалтерии, минимальные ставки, коворкинги и т. д. Важно, что если студент обучается у нас по образовательному гранту, то ему необходимо потом отработать его в ОЭЗ «Иннополис» год-два в зависимости от программы. Но стартаперам можно просто развивать свой проект в «Иннополисе». Они становятся резидентами особой экономической зоны.
— Создать условия, чтобы выпускники оставались, — это не только задача университета, но и города в целом, администрации.
— Это, конечно, должна быть слаженная работа. Мы взаимодействуем с городом на всех уровнях: на уровне особой экономической зоны, организации инфраструктуры, событийной стороны жизни города.

Мэрия обеспечивает социальную инфраструктуру, жилье, детские сады, школы — это их сфера ответственности. Они организуют культурные события в университете, открытые для всего города. Мы, в свою очередь, проводим мероприятия для города с участием университета, особой экономической зоны. У нас общие цели, и, если не будет слаженности, мы будем находиться в режиме постоянного сбоя здесь или там. Результат этой слаженности и взаимопомощи — формируется культура другого типа, технологически инновационный уклад жизни.
— Каков процент выпускников, которые делают выбор в пользу создания частных компаний, стартапов? И сколько выбирают работу в российских корпорациях и компаниях?
— Сложно назвать процентное соотношение, это меняющиеся цифры. Но на данном этапе примерно 30% хотят начать свой стартап и 70% — это те, кто готов идти работать наемными сотрудниками. Студент-выпускник, как правило, хочет свой стартап и ощущает себя так: «Я могу, я все умею». А через год-полтора мы видим, что человек опустил руки, понял, что на самом деле все несколько сложнее, чем представлялось.

И такой выпускник возвращается к работе в качестве наемного сотрудника. Но даже в этом случае это будет не обычный наемный кодер, а такой сотрудник, который ведет за собой команду. Такой молодой специалист начнет развиваться в рамках компании, и через год-два мы видим его уже руководителем команды разработки, развития решений и т. д.
Из 70%, выбирающих работу по найму, половина идет в крупные компании типа «Яндекса», крупные государственные структуры, госкорпорации. Остальные 50% предпочитают небольшие вендорские компании. Потому что там больше пространства для того, чтобы реализовать себя и собственный творческий потенциал.

Жесткая, строго структурированная иерархия гигантских компаний оставляет не так много возможностей влияния на процессы для отдельного сотрудника, который играет роль винтика в огромном механизме. И студентам не хочется (я это обсуждал с ними) быть такими винтиками, а хочется самим быть механизмом, который оказывает влияние на профессиональную сферу. Поэтому они идут в небольшие компании, где возможностей в этом смысле больше.
— Комьюнити выпускников сохраняет связи после окончания учебы? Существует ли клуб выпускников?
— Клуб выпускников собирается ежегодно. Но показателем успешности такого комьюнити, как мне кажется, будет факт готовности его членов делать вклад в развитие университета, создание эндаумент-фонда. Такой фонд уже есть, и потенциал развития есть.
- Есть ли что-то, что продолжает вас удивлять в «Иннополисе»? Или, возможно, мечта, связанная с университетом?
— Кажется, меня сложно чем-либо удивить, однако я был поражен мощью самостоятельного развития проекта «Иннополис». И моя мечта — увидеть город Иннополис со стотысячным населением.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще