школа. управление

Финская школа: равенство без авторитетов

школа. управление
Финская школа: равенство без авторитетов
Феномен финской образовательной системы — предмет постоянного интереса международного профессионального сообщества. И дело не только в высоком образовательном результате, но и в особых отношениях между педагогами и учениками.
Ари Покка
CEO Финского института развития образования, бывший председатель Ассоциации директоров финских школ, международный консультант в образовании
Директор в контексте
Зона ответственности директоров школ в Финляндии выходит далеко за рамки управленческих и финансовых обязательств. Основная их обязанность — наращивать качество преподавания. Директор должен управлять школой таким образом, чтобы по отношению к каждому ученику был реализован тот подход, который наилучшим образом ему подходит.

Директор — значимая фигура повседневной жизни школьного сообщества и всегда находится там же, где и ученики, разделяя их заботы и чувства, вдохновляя своим присутствием и деликатным, внимательным отношением. Сама представленность директора в жизни детского сообщества, та управленческая позиция, которую он занимает, имеют обучающий потенциал.
Управленческая культура школы формируется на основании согласованного видения путей и подходов к организации образовательного процесса всеми участниками
Вот почему директорам школ крайне важно знать своих подопечных, понимать контекст, в котором живут дети и подростки. Школы не могут существовать в отрыве от социального окружения, а понимание того, как молодежь видит мир, помогает образовательному сообществу быстро реагировать на стремительно меняющуюся жизнь и новые культурные явления.
Головоломка расписания
Самая важная задача директора школы — организация учебного процесса. Это предполагает координацию учебных расписаний всех школьников и учебных программ, но этим не исчерпывается. Расписания учащихся должны быть в первую очередь функциональным инструментом, который повышает эффективность обучения при минимальном стрессе для учащегося. Каждая возрастная группа требует своего подхода, и директору необходимо учесть множество дополнительных факторов: некоторые учителя работают еще и в других школах, есть планы обучения детей с особыми образовательными потребностями, занятия в малых группах должны встраиваться в расписание и другое. Собрать из многих элементов головоломки расписание — ежегодная задача директоров.

Жизнь финской старшей школы нестандартна. Здесь не ставят оценок, а отправной точкой образовательного процесса считаются курсы, которые выбирают ученики. Получается, что у каждого школьника уникальное расписание. Сначала подростки выбирают курсы, затем директор определяет количество уроков, создает индивидуальную программу, состоящую из обязательных и факультативных предметов.
Слышать учеников
Активные ученики и их проектная работа вот источник постоянного обновления школьной практики и благоприятного психологического климата школы. Директор вместе с преподавательским составом обеспечивают включение проектной работы в образовательную среду школы, что позволяет ее обогащать. Школьные проекты варьируются от крупных мероприятий, в которых участвуют все, до небольших инициатив: опросов, научных исследований и тематических дней только для одной группы учеников.

Максимальное всестороннее включение ученика в жизнь школьного сообщества — это часть государственной образовательной программы, в этом основной смысл совместной работы учителей и учеников.
Обычно проведение школьных советов — зона ответственности учителей, но директор обязан участвовать в каждом из них, прислушиваясь к предложениям, недовольствам и пожеланиям учащихся. Школьный совет может продвигать, например, межпредметные курсы, программы углубленного изучения предметных областей, образовательные практики вне школы. Школьный совет может включаться в работу некоммерческих организаций и местного сообщества. Это способствует созданию в образовательных учреждениях культуры открытости, где ценятся предложения учеников.

Обогащению уклада школьной жизни способствуют многочисленные мероприятия, в которых директор и учителя участвуют наравне с учащимися. Тут нет авторитетов, и все равны. Разумеется, это тоже положительно влияет на микроклимат внутри школы. Сформированная культура доверия и открытости — это мощный ресурс разрешения проблемных ситуаций, ведь ученики не боятся наказаний и могут откровенно поговорить с директором о своих трудностях. Знак высокой степени доверия школе — готовность учеников проводить в ней и свободное время, пользуясь инфраструктурой для занятий хобби.
Коллективное управление
Управленческая культура школы формируется на основании согласованного видения путей и подходов к организации образовательного процесса всеми участниками. Это не свод правил, определяемых директором и учителями, в формировании культуры принимают участие сами ученики, родители, местное сообщество. Правило только одно: в центре внимания всегда ученик.

Организационная культура — это основание для формирования уклада школьной жизни, который составляют общие события, проекты, праздники, традиции и инновации, которые приходят вместе с новыми поколениями учащихся. Задача директора — создать систему, позволяющую ученику участвовать в управлении школой, влиять на события. Очень часто даже правила создаются вместе с учащимися, поэтому они редко нарушаются. Также коллективно решаются вопросы, связанные с питанием, здоровьем, физкультурой и переменами.
Правилам — да, наказаниям — нет
Правила существуют для того, чтобы поддерживать безопасность и здоровую социальную среду обучения. Это особенно важно в контексте стремительной цифровизации. Правила — это часть социальных кодексов, соблюдение которых останется важнейшим навыком на всю жизнь. Есть и законодательные обязательства, например запрет в школах курения и употребления одурманивающих веществ.

Создание общих правил стало неотъемлемой частью повседневной школьной жизни. Правил обычно немного, и они пересматриваются каждый год всем преподавательским составом совместно с учениками.


10−12 февраля 2022 года состоялась Международная педагогическая конференция «Открытая школа в глобальном мире», собравшая ученых и практиков со всего мира. Организатор события — ОАНО «Школа «Ника».

Один из участников конференции — Ари Покка, CEO Финского института развития образования, бывший председатель Ассоциации директоров финских школ, международный консультант в образовании, автор книги «Высший класс: как управлять финской школой». С разрешения автора публикуем фрагменты из этой книги.
Персонифицированное обучение
Другая важная часть работы директоров — организация сетевого взаимодействия образовательной организации, которое расширяет возможности ученика в образовании так, чтобы потенциал каждого был раскрыт. Развитая организационная культура школы означает, что каждый школьник находит применение своим навыкам, в том числе через сетевое взаимодействие.

Государственная образовательная программа предусматривает развитие активной социальной и гражданской позиции, поэтому школы взаимодействуют с внешним миром, а директора развивают международные связи школы.
Ориентация на школьников
Быть по-настоящему ориентированным на учащихся означает, что школа должна слышать и учитывать и критику, и позитивные отклики учеников. Школьникам очень важно быть услышанными, ведь обратная связь без возможности изменить ситуацию снижает вовлеченность в общественную жизнь.

Собственным участием в школьной жизни директор создает корпоративную культуру, на своем примере демонстрируя учителям, в чем заключается основная цель их работы — создать сообщество, руководствующееся уважением и справедливым отношением ко всем ученикам. Это позволяет им лучше учиться и раскрывать свои таланты.

Цель ориентированной на учеников школьной культуры заключается в том, чтобы предоставить комфортное пространство и новые возможности для обучения. И это не противоположность дисциплине, а многостороннее соглашение между всеми участниками процесса об уважении друг к другу.

Автор перевода: Елена Золотова
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще