ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. КОНЦЕПЦИЯ
Эмпатия как стиль жизни
EdCrunch Gloсal, международная конференция по новым технологиям в образовании, в 2021 году прошла 7−8 декабря онлайн с подключением локальных студий из Европы, Азии и Америки.

Тема: «Проектирование нового образовательного опыта». Ведущие эксперты со всего мира поделятся инновационным опытом в области педагогического дизайна, обсудят вопросы будущего образования и влияния новых технологий, достижений науки в области обучения.

На тему социально-эмоционального обучения мы поговорили со спикером EdCrunch Gloсal Мэтью Фарбером, доцентом кафедры технологий, инноваций и педагогики, основателем Gaming SEL Lab в Университете Северного Колорадо.
Мэтью Фарбер
доцент кафедры технологий, инноваций и педагогики, основатель Gaming SEL Lab в Университете Северного Колорадо
«Улица Сезам»
Что такое социально-эмоциональное обучение (social and emotional learning, SEL)? Как возникла концепция?
Социально-эмоциональное обучение — образовательный процесс, ориентированный на развитие навыков и компетенций, которые принципиально важны для успешного обучения в школе и жизненного благополучия. По определению исследовательской группы CASEL (The Collaborative for Academic, Social, and Emotional Learning), социально-эмоциональное обучение — это «процесс присвоения и применения знаний, навыков, формирования здоровой идентичности, управления эмоциями, способности достигать целей, персональных или групповых. Это способность чувствовать и проявлять эмпатию, устанавливать и поддерживать доверительные отношения, принимать ответственные и учитывающие интересы других решения».
Социально-эмоциональные компетенции нельзя «выучить», как мы изучаем предметное содержание той или иной области научного знания. И не нужны какие-то специальные уроки эмпатии. SEL должно стать частью культуры, уклада школьной жизни
Истоки концепции восходят к феномену детского образовательного телевидения в конце 1960-х — начале 1970-х в США (это как раз когда я рос!). Появившуюся тогда познавательную телепередачу «Улица Сезам» и сейчас смотрят в разных странах и на многих языках мира. Идея была в том, чтобы с помощью коротких обучающих видео помочь дошкольникам освоить некоторые базовые навыки (например, чтение и счет) до того, как они пойдут в детский сад.

В то же время, в 1969 году, популярный телеведущий Фред Роджерс начал выпускать авторскую детскую программу «Соседство мистера Роджерса», которая тоже будет пользоваться успехом у зрителей еще долгие годы. Роджерса можно рассматривать в некотором роде как предтечу социально-эмоционального обучения. В одном из интервью он говорит, что «Улица Сезам» и «Соседство мистера Роджерса» — «две стороны монеты», поскольку первая посвящена развитию когнитивных навыков, а вторая — развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта. Там, в выдуманном мире, населенном куклами и фантазиями, у ребенка есть возможность встречаться со своими чувствами и эмоциями, осваивать их.
SEL и гибкие навыки — одно и то же?
Социально-эмоциональные навыки иногда называют гибкими навыками или компетенциями, которые обеспечивают конкурентоспособность на рынке труда, — способность к сотрудничеству, креативность, критическое мышление.

Все еще ориентируясь по инерции на запрос экономики XX века, многие школы сегодня по-прежнему делают акцент на формирование «жестких навыков», таких как механическое запоминание фактов, предметного содержания, получение знаний. Сегодняшняя глобальная экономика изменилась. Нужна способность проявлять эмпатию к окружающим в работе и в жизни. Надо уметь вырабатывать видение ситуации, выстраивать перспективы, ставить цели и достигать их, быть способным к партнерству, творчески работать в команде. Cумма этих навыков должна вырастать из этического фундамента — способности принимать ответственные решения.
SEL — это игровое обучение?
Игра — необходимая часть социально-эмоционального развития, вспомним основные идеи Л. С. Выготского. Исследованию роли игры в развитии социально-эмоциональных навыков посвящена моя книга.

Игра создает условия для того, чтобы ребенок исследовал собственные эмоции в безопасном пространстве, свободном от причинно-следственных связей реального мира. Многие видеоигры дают эту возможность: понимать точку зрения другого, развивать «виртуальную» эмпатию, используя собственного аватара как инструмент. На детской площадке дети учатся действовать по правилам, регулировать собственное поведение, контролировать импульсы, ставить цели.
Gaming SEL: Games as Transformational to Social and Emotional Learning
В вашей практике преподавания реализовались идеи SEL? Как вы пришли к пониманию, что это важно?
До того как стать преподавателем вуза, я был учителем истории в средней школе. В преподавании гуманитарных дисциплин эмпатия мне часто помогала, это важный инструмент, который позволяет сделать исторические события живыми, актуальными для школьника. Поэтому мы с учениками писали дневниковые заметки, создавали скетчи, импровизации, играли в игры. В конце концов, мы же хотим, чтобы дети не просто выучили даты и факты, но поняли их взаимосвязь, последствия. Такой подход актуален и в преподавании литературы, и в целом все чаще используются групповые деятельностные форматы работы.
Глубокий вдох
Почему социальные компетенции и эмоциональный интеллект ключевые условия для академических достижений и благополучия?
Участки мозга, отвечающие за развитие когнитивных функций, зреют быстрее, чем зоны, отвечающие за эмоции, поэтому мозг подростка обладает другой нейропластичностью, не той, которая свойственна мозгу взрослого или маленького ребенка.

С одной стороны, процессы в нем протекают быстро, он способен хорошо удерживать информацию, с другой — тонкая система регуляции эмоций еще только формируется. Подростки, как известно, склонны к рискованному поведению, особенно если рядом сверстники.
Освоенные в подростковом возрасте способы регуляции эмоций, механизмы совладания со стрессом могут принципиальным образом повлиять на качество жизни взрослого человека. Если подросток научится управлять собственным поведением, делать, образно говоря, глубокий вдох, вырабатывать стрессоустойчивость, способность не погружаться в состояние фрустрации, печали, гнева, то во взрослом возрасте эти механизмы будут работать автоматически. Если этого не происходит, автоматизм не формируется, то это может стать причиной определенных трудностей впоследствии.
Как организовать обучение так, чтобы развивались социально-эмоциональные навыки? Какие инструменты нужны?
Нет универсального рецепта, единого шаблона, но есть рамки, на которые можно ориентироваться. Чтобы реализовать идеи SEL, нужно создать поддерживающий контекст, где было бы пространство для мнения ученика, где могли бы развиваться отношения между учениками и учителями.

Социально-эмоциональные компетенции нельзя «выучить», как мы изучаем предметное содержание той или иной области научного знания. И не нужны какие-то специальные уроки эмпатии. SEL должно стать частью культуры, уклада школьной жизни.
Есть тем не менее инструменты, которые многие учителя уже используют. Это, например, шкалы оценки, позволяющие ученику определить собственное состояние в данный момент: благополучно ли его самоощущение или он с трудом справляется с переживаниями. В классе удобно использовать простые задания, предполагающие выбор опции в меню по принципу choice boards.

Цель этих упражнений — стать, по выражению основателя Йельского центра эмоционального интеллекта Марка Брэкетта, «эмоциональным ученым».
Какие школьные практики, где успешно реализовано SEL, можно назвать?
На эту тему Институт Махатмы Ганди (Mahatma Gandhi Institute of Education for Peace and Sustainable Development, UNESCO MGIEP) подготовил обзор, в составлении которого я участвовал в качестве соавтора. На открытом ресурсе UNESCO MGIEP размещены материалы о том, как интегрировать SEL в школьное обучение, исследования влияния SEL на психологическое благополучие школьников и климат в школе.
Rethinking Learning. A Review of Social and Emotional Learning for Education Systems publication mgiep.unesco.org/rethinking-learning
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще