ЕГЭ по аниме: новые возможности или новые риски?

Рособрнадзор допустил использование примеров из аниме при сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Как интеграция современной поп-культуры в систему образования повлияет на учеников, их знания, способность к аналитике и аргументации?
ЕГЭ по русскому языку сдают все выпускники средних учебных заведений. Более того, предмет учитывается при поступлении на все вузовские направления. Рособрнадзор при подведении итогов ЕГЭ 2023 года отметил наличие у выпускников «твердых знаний освоения курса русского языка», при этом, в ведомстве обратили внимание на то, что у творческих работ, сданных в 2023 году, наблюдались шаблонность речи, смысловые повторы и ошибки при обращении к первоисточнику.

Возможно, что маневр Рособрнадзора, дающий свободу в выборе источника примеров-аргументов, должен помочь выпускникам лучше раскрыться именно в творческой работе, ведь интерес к азиатской тематике — глобальная тенденция на российском книжном рынке. Речь идет не только о привычной уже манге. Читательское внимание захватывают вебтуны (южнокорейские цифровые комиксы) и манхуа (китайские комиксы).
Игнорировать любовь школьников к таким произведениям невозможно: еще год назад Александр Брычкин, генеральный директор интернет-магазина «Новый книжный центр», констатировал, что продажи печатных комиксов и манги выросли на рекордные 60% год к году. Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков на пресс-конференции компании в 2023 году отмечал, что несколько лет назад рынок комиксов не превышал 1%, а «сейчас он динамично растет, в общем объеме рынка это 6,5%».

Книжные магазины уже давно предлагают изучать мир Достоевского через иллюстрации манги. Издательства, быстро реагируя на интерес подростков, выпускают классику, стилизованную под аниме. «Эксмо», например, предлагает прочесть «Мертвые души» Гоголя в стилизации мультфильма «Гравити Фолз».
Феноменальный интерес к жанру — факт, но можно ли использовать его для возрождения читательского интереса к классической литературе, для развития навыков анализа и аргументации? Книжные магазины относят азиатские комиксы к художественной литературе. Учителя же осторожно смотрят на такую классификацию и инициативу Рособрнадзора.

Успех зависит только от того, насколько продуманным будет подход к интеграции поп-культуры в образовательный процесс, уверяет заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд» Вадим Хардин.
  • Вадим Хардин
    заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд»
    Далеко не каждый ученик сможет уместно и логично аргументировать своё мнение, подкрепляя его примером из комикса или аниме. Сможет ли он, не имея картинки под рукой, словесно описать сюжет или раскрыть проблематику? Ведь навык аргументации все равно отстраивается через чтение классики.
Вадим Хардин считает, что школьным учителям предстоит выработать методику работы с таким материалом. Новые жанры могут как обогатить учебный процесс, так и навредить ему, заменив классические произведения более доступными формами контента.
  • Вадим Хардин
    заведующий кафедрой словесности школы «Новый взгляд»
    Знакомство с новыми жанрами в духе времени, оно расширяет кругозор, развивает навыки креативного мышления. Но не должно происходить подмены высокой классической литературы, лишь бы выпускник сдал ЕГЭ. Тогда речь уже не о развитии, а об упрощении мышления.
Классические произведения наполнены сложными перипетиями судеб, этическими дилеммами, философскими размышлениями. Чтение классики помогает учиться видеть причинно-следственные связи, анализировать поступки. Есть ли такие качества у манги? Чтобы актуализировать содержание учебного процесса, учителям придется самим погружаться в мир поп-культуры, отказаться от предубеждений по поводу «легкомысленности» некоторых жанров и оценить потенциал таких произведений как инструмента передачи знаний и навыков.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more