регион. Подмосковье

Дворовая история

Опыт соучаствующего проектирования среды в Павловской гимназии
«95,45% унылые и неэффективные. Место и вложенные деньги пропадают зря», к такому выводу пришли авторы проекта «Школьный двор с детьми как соавторами», в основе которого лежит идея переформатирования школьного двора по принципу соучаствующего проектирования со школьным сообществом.

Что это такое, для чего нужно российской школе и как реализовать все идеи на практике, расскажут специалисты Павловской гимназии, научный консультант Татьяна Ле-ван и соавтор методики Белла Филатова.
Сообщество
Прогрессивные зарубежные и российские школы уже давно используют опыт соучаствующего проектирования для дизайна и архитектуры школьного двора, то есть вовлекают в разработку проекта и принятие решений самих учеников, их родителей и педагогов. Такая методика, над которой вместе с архитекторами работали еще и психологи, педагоги, специалисты по развитию сообществ, позволяет не только сделать из типичного школьного двора уникальное, продуманное до мелочей функциональное пространство, которое становится еще одним образовательным ресурсом школы. Она решает ряд очень важных задач: создание школьного сообщества, улучшение социального климата в школе, развитие мягких навыков у детей, рост их успеваемости.
  • Татьяна Ле-ван
    ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
    Совместное обустройство школьного двора помогает не только учесть разные точки зрения и создать пространство, объединяющее всех. Дети и взрослые учатся видеть интересы и потребности друг друга и разделять ответственность за общий результат, и это меняет весь уклад школьной жизни. Так формируется сплоченное сообщество — объединение людей с общими ценностями и целями, но разными проблемами.
Соучастие для каждого
Кроме очевидных объединяющих функций, соучаствующее проектирование удовлетворяет специфические потребности каждого из участников процесса.

Для детей и подростков означает, что:

• тебя слышат и принимают;
• школа не скучное место, а место силы, большое приключение;
• ты здесь не гость, это твое пространство.

Педагогам намекает:

• образовательное пространство расширяется и дает новые возможности;
• поддерживаются новые идеи и творческий подход к работе с детьми;
• если меняется двор, меняется и вся система отношений в школе.
Соучастие меняет прежде всего отношения внутри школы, и только потом возможны осознанные улучшения в среде. Если поставить горку и высадить цветы во дворе, но ничего не поменять в отношениях между взрослыми и детьми, то высок риск, что их обесценят. Поэтому так важен диалог между специалистами, администрацией, родителями, педагогами и детьми
Родителям транслирует, что:

• школа открыта к диалогу, понимает индивидуальные запросы ребенка и семьи;
• участвовать в школьной жизни ребенка важно и интересно;
• в школе приятно проводить время и общаться с другими семьями.

Для администрации важно, что:

• у школы есть свое лицо, узнаваемый образ;
• у нас хорошая репутация в микрорайоне и в городе;
• к нам стремятся попасть не случайные люди.
Условия
Соучаствующее проектирование — многоаспектный процесс с участниками, у которых разные интересы, но всегда нужно помнить, что центральное место в нем занимают дети со своими ценностями, мнением и правом выбора. В преобразовании двора могут участвовать даже дошкольники. Но для того чтобы опыт соучастия прошел удачно, взрослым необходимо:

● создать неформальную атмосферу, в которой хочется высказываться и взаимодействовать, своим примером показывать, что такое диалог и уважительное общение;
● дать возможность детям самим выбирать степень своего участия на разных этапах проекта;
● сделать встречи регулярными;
● уметь видеть предпочтения и потребности за «странными» идеями;
● предложить выразить свое мнение не только словами, но и через игру, рисование, создание макетов, придумывание историй;
● помогать согласовывать разные идеи и искать творческие решения для общих задач;
● сделать эффект идей максимально видимым, рассказывать об этапах работы, акцентировать авторство;
● поддерживать теплый человеческий контакт, укреплять сообщество детей и взрослых.
Видеть ресурс
К сожалению, соучаствующее проектирование школьных дворов в России скорее исключение из правил.

Типичные для школьных дворов скудость сценариев возможной в них деятельности и однотипность облика создают большую проблему. Как правило, школьный двор фон, а не продолжение пространства школы. Он не поддерживает разные возможности и интересы детей и взрослых, не становится лицом школы и образовательным пространством. Зачастую руководители школ не используют все то многообразие возможностей для развития образовательного процесса, которые могут быть реализованы в школьном дворе.

Конечно, эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать хороший архитектор. Привлечение специалистов будет верным решением. Но будет ли это пространство своим для тех, кто находится в нем каждый день? Увидят ли они в нем свои ценности? Смогут ли осуществлять в нем свои замыслы и решать свои задачи?
  • Белла Филатова
    соучредитель и партнер архитектурного бюро «Дружба»
    Соучастие меняет прежде всего отношения внутри школы, и только потом возможны осознанные улучшения в среде. Если поставить горку и высадить цветы во дворе, но ничего не поменять в отношениях между взрослыми и детьми, то не возникнет понимания важности произошедших перемен, высок риск, что их обесценят. Именно поэтому так важна организация диалога между специалистами, администрацией, родителями, педагогами и детьми.
У каждой школы свои ресурсы и ограничения. Здесь важно двигаться в своем темпе и выработать подходящий для конкретной школы формат соучастия, который будет опираться на организационную структуру, финансовые, человеческие и инфраструктурные ресурсы школы.

Любой проект соучаствующего проектирования, независимо от масштаба трансформации, проходит приблизительно следующие этапы:

Информирование. Каждый участник школьного сообщества должен узнать о проекте, возможных форматах участия. Новые участники могут присоединиться на любом этапе.

Работа с запросом. Дети и взрослые согласуют ценности, обсуждают проблемы, риски и потенциал будущих изменений. Нужно учитывать мнения всех участников, включая младших школьников, не отметать нестандартные. Результат этапа — нечто вроде технического задания на проектирование.

Поиск идей и обсуждение. На основе сформированного на предыдущем этапе запроса генерируются решения с помощью игровых и творческих методов. Составляются карты идей, ментальные карты, карты пространства, коллажи.
Проектирование образовательной среды вместе с детьми способ изменить микроклимат в школе, создать руководителю надежную поддержку в виде школьного сообщества, вырастить детей с активной жизненной позицией
Форсайт-проект. Собранные идеи оформляются в целостную концепцию — форсайт-проект в виде макета, презентации, плана с текстовым описанием, буклета. Это описание и образы будущих зон и объектов, стилистики пространства.

Тестирование и доработка идей. Идеи форсайт-проекта нужно протестировать — возможно, они хороши только на бумаге. Прототипы, сделанные с участием детей из подручных материалов, помогут быстро и без больших затрат выяснить, насколько жизнеспособны принятые решения.

После разработки и согласования проектной документации начинается стройка. На этом этапе школьное сообщество тоже может участвовать: сколотить ящики для огорода, оставить след в плитке для дорожек, разрисовать специально задуманные под покраску объекты. Так реализуется идея соучастия и авторского надзора.
Зеленый сад
Одной из российских школ-первопроходцев стала Павловская гимназия. Соучаствующий проект был запущен в рамках празднования десятилетия гимназии. После исследования предпочтений более 250 детей разных возрастов была апробирована методика выявления предпочтений детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработанная в МГПУ. Специалисты бюро «Дружба» совместно с сотрудниками гимназии провели соучаствующие сессии с детьми, педагогами, родителями, на которых они вместе обсуждали образ школьных интерьеров и двора.

В итоге была разработана ключевая зона двора гимназии, получившая название «Зеленый сад», пространство для взаимодействия с природой, отдыха и образования на свежем воздухе. В «Зеленом саду» есть огород и теплицы, образовательные павильоны, «Батутная поляна», экотропа с «волшебной» подсветкой, полоса препятствий, беседки.
  • Ольга Рагожина
    директор Павловской гимназии
    Работа, которая стоит за этим проектом, — результат диалога администрации гимназии, родителей и детей разных возрастов. В этом, наверное, и есть его самая большая ценность для образовательного процесса: сплоченность, умение услышать друг друга, продуктивно обсуждать, чтобы прийти к общему знаменателю. Поэтому пространство, созданное практикой соучаствующего проектирования, приобретает совсем иные смыслы и перспективы.
Пилотный проект был способом протестировать подход и идеи. А в итоге стал местом для регулярных занятий дошкольников и учеников (например, уроков окружающего мира и биологии), музыкальных концертов, художественных экспериментов и др. Сейчас школьное сообщество обживает место и работает над дальнейшими преобразованиями: уже готов к реализации следующий проект зона для старших школьников.

Проектирование образовательной среды вместе с детьми, педагогами и родителями это сложный процесс, требующий времени, ресурсов и особых компетенций, но эта деятельность способна изменить микроклимат в школе, создать руководителю надежную поддержку в виде школьного сообщества, вырастить детей с активной жизненной позицией и прогрессивным взглядом в будущее.

Подробнее ознакомиться с методикой изменения пространства по принципам соучаствующего проектирования и скачать пособие «Как спроектировать школьный двор» можно по ссылке https://insp.mgpu.ru/dajdzhest-2/kak-sproektirovat-shkolnyy-dvor.



Текст: Елена ФИРЮЛИНА
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще