ШКОЛА. СРЕДА
Дизайн, архитектура, результат
Формирование и развитие образовательной среды школы — одна из самых обсуждаемых тем в профессиональном и родительском сообществе. Какой она должна быть, какова роль учителя и цифровых технологий?
Михаил Кожевников
президент группы компаний «Просвещение»
Смена роли
В первую очередь стоит отметить, что эффективна та образовательная среда, все компоненты которой системно увязаны с целями и результатами образовательного процесса.

Учитель и ребенок всегда находятся в центре учебного процесса, и они всегда располагают учебными инструментами (а это не только учебники); ресурсами, которые дает школа; рабочими программами, которые направляют обучение в нужное русло; участвуют в мероприятиях, которые им доступны, и др. Все это влияет на то, насколько качественным будет обучение, какими будут образовательные результаты.

В этой связи, на мой взгляд, к числу основных компонентов образовательной среды можно отнести физическое пространство (инфраструктуру), техническое оснащение, доступность цифровых ресурсов, структуру образовательной программы и методы обучения, качество подготовки управленческих команд, а также взаимодействие всех участников учебного процесса, в том числе родителей.
В рамках ГЧП частный партнер не просто возводит стены и обеспечивает техническое оснащение, но и может отвечать за образовательные результаты в школе
Учитель всегда будет занимать центральное место в этой среде. Как уже не раз говорили эксперты, его не заменят никакие цифровые ресурсы. Скорее меняется сама роль педагога. Сегодня он — наставник, проводник, который помогает ученику ориентироваться в бескрайних объемах информации, учит детей учиться, мотивирует на самостоятельный поиск. Не стоит забывать и про воспитательный компонент — сегодня он также выходит на первый план.

Цифровые образовательные технологии в этой среде могут стать дополнительными полезными инструментами. Будущее за смешанным обучением — гармоничным сочетанием традиционных форматов и современных. Технологии работают только в том случае, когда учителя видят в них пользу для своей работы, понимают, как и в каких ситуациях цифровые ресурсы могут им помочь. Так, сейчас подобные сервисы помогают учителям с проверкой домашнего задания. Другие используют «цифру», чтобы повысить мотивацию учеников и провести уроки в игровом формате.

Технологии могут помочь учителю проводить непрерывный мониторинг на каждом этапе, чтобы понять, насколько хорошо школьник усвоил материал; создавать метрики, оценивающие особенности ребенка (например, чтобы определить, с каким типом задач он справляется лучше или в каком темпе ему комфортнее изучать материал). На основе таких данных можно получить систему рекомендаций для каждого ученика.
Исследование
Еще в 2018 году совместно со специалистами Московского городского педагогического университета подготовлен отчет «Формирование современной образовательной среды». Он базируется на серии исследований российской системы образования и содержит описание подходов к организации современной образовательной среды в зарубежных и российских школах.

В частности, эти исследования позволили определить критерии основных компонентов образовательной среды: физическое пространство, взаимодействие участников учебного процесса, цифровая среда и структурирование времени по различным видам образовательной деятельности. Например, к критериям качества физического пространства можно отнести доступность, безопасность, насыщенность оборудованием, трансформируемость, персонализацию, а также возрастосообразность (то есть внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей).
Формирование современной образовательной среды. URL: director.rosuchebnik.ru/article/formirovanie-sovremennoy-obrazovatelnoy-sredy
Взаимодействие участников может оцениваться по трем критериям: соучастию (решения о деятельности школы принимаются с участием всех заинтересованных сторон — администрации, педагогов, родителей, учеников), сотрудничеству (все важные для школы решения принимаются путем дискуссии, с учетом предложений разных сторон) и безопасности (здесь мы оцениваем психологический комфорт во взаимодействии всех участников учебного процесса).

Что касается зарубежных кейсов, здесь мы можем рассмотреть тенденции по отдельным критериям. Так, в Финляндии, Швеции, Дании, Англии и Голландии новые здания школ перестают быть обособленными пространствами, предназначенными только для обучения детей. Школа играет роль центра местного сообщества, двери которого открыты с 7 утра и зачастую до 11 часов вечера.
«Школа 800»
В контексте данной темы приведу пример образовательного центра «Школа 800» в Нижнем Новгороде, который откроет свои двери уже в ближайшем новом учебном году. Это наш пилотный проект в рамках строительства образовательных организаций с использованием ГЧП-механизмов. «Школа 800» состоит из трех учебных корпусов и загородного центра. Мы также будем отвечать за учебные программы и образовательные результаты.

Это показательный пример влияния архитектуры и дизайна на результаты обучения. Корпуса «Школы 800» построены по модульному принципу: каждое здание выстраивается вокруг арт-пространства, библиотеки и рекреационного центра — отдельной зоны для учебы, общения и самоуправления.
В арт-модуле, кроме актового зала, разместят различные мастерские, где можно будет заняться, например, швейным делом, музыкой, робототехникой или обработкой дерева. В библиотеке, помимо книжного хранилища и читального зала, будет амфитеатр для творческих встреч, а еще в комплекс войдет физкультурно-спортивный модуль со спортивными залами, бассейном и пространством для хореографии.

Базовая и старшая школы разместятся в отдельных корпусах. В классах установят трансформируемые перегородки, чтобы можно было быстро переформатировать пространство для работы в группе. Кроме того, в столовой разместят детское кафе и кулинарную студию.

Необходимо понимать, что школа — это не просто здание. Это среда, в которой мы проводим большую часть нашего времени, развиваясь в ней, формируя свои взгляды, учимся взаимодействовать с другими, работать в команде, пробуя себя в разных ролях и осваивая множество навыков. Если в школе есть мастерские, театральные кружки, шахматные клубы, места для встреч и дискуссий, творческие пространства — значит, мы даем больше возможностей открыть в себе способности, развивать их, понять, что интересно, а также примерить на себя разные специальности и профессии.
Помочь массовой школе
Я уверен, что в будущем подобные проекты удастся тиражировать и делиться опытом с регионами. Сейчас важную роль в этом играет создание образовательной инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Эта модель предполагает, что частный партнер не просто возводит стены и обеспечивает техническое оснащение, но и может отвечать за образовательные результаты в школе. Важным этапом в этом направлении станет федеральный проект «ПроШкола». Он позволит через механизм концессии реализовывать в регионах проекты по созданию новых школ, оснащенных передовым оборудованием, с лучшими инфраструктурными решениями.
Преодолеть барьеры
Образовательная среда регулярно усложняется, что открывает новые возможности и рождает новые потребности как учеников, так и учителей. Школьникам важно иметь доступ к современным ресурсам, позволяющим организовать обучение, наиболее полно раскрыть таланты и способности учеников. Учителю важно совершенствовать учебный процесс, постоянно повышать квалификацию, получать методическую помощь, поддерживать диалог с учениками и родителями.

И наша задача здесь — содействовать повышению уровня образования, сделать труд учителей интереснее и содержательнее, а ученикам предоставить равный доступ к знаниям и качественным ресурсам.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще