Беспилотный проект

Кто и как в России реализует стратегию развития БПЛА
Беспилотный проект
Кто и как в России реализует стратегию развития БПЛА
В России вспахивают поля и собирают урожаи с помощью искусственного интеллекта. Наша страна — лидер по применению систем ИИ в аграрном сегменте. А следующее направление, в котором мы должны стать первыми в мире, — беспилотные летательные аппараты. Так считает генеральный директор компании «Мобильное электронное образование» Александр Кондаков.
Александр Кондаков
генеральный директор компании «Мобильное электронное образование»
Тенденция роста
О состоянии российской системы БПЛА
Сегодняшний ребенок в самом раннем возрасте сталкивается с той самой малой авиацией: это и игрушечные вертолетики и самолетики, и даже детские дроны, а еще — радиоуправляемые машинки. Старшие дошкольники и младшие школьники быстро становятся частью этой огромной экосистемы.

Но пилотирование и программирование дронов — это лишь одна очень небольшая часть беспилотных авиационных систем, а есть еще много других составляющих. Это, например, применение дронов в конкретных видах деятельности: в сельском хозяйстве, в геологоразведке. А еще это новые виды материалов, конструирование, обслуживание и многое, многое другое, что естественным образом повлечет за собой большие изменения в области подготовки кадров.
Наша миссия — готовить востребованных специалистов для цифровой экономики в целом и для развития беспилотной авиации в частности
Исследование, которое провела компания Drone Industry Insights, показало, что тенденция роста мирового и российского рынка по применению, производству и разработке программных решений в области БПЛА составляет ежегодно как минимум 7%. Но основным направлением, которое связано с БПЛА, все еще остается именно потребление услуг, производимых в тех или иных отраслях при помощи беспилотников. Направления, касающиеся непосредственно программного обеспечения дронов, пока еще отстают.

Сегодня в России пилотированию дронов посвящено немало обучающих программ. А вот обучением программированию беспилотников до сих пор мало кто занимается. Среди лидеров такие научно-технические гиганты, как МГТУ имени Баумана, МАИ, а из коммерческого сегмента это в основном Skillbox и МЭО.

Сейчас специалистов в области программирования БПЛА очень мало. А преподавателей, которые способны обучить программированию и пилотированию дронов, еще меньше. Федеральная программа «Код будущего» высветила эту проблему и одновременно дала инструмент для ее решения, поэтому теперь на одной площадке, в одном пространстве мы в компании «Мобильное электронное образование» можем обучать не только детей, но и педагогов.
О стратегии развития БПЛА и кадровом потенциале
Летом была утверждена стратегия развития БПЛА. И совсем недавно в рамках принятой стратегии было разработано пять федеральных проектов — они будут посвящены подготовке кадров по беспилотникам, стимулированию спроса на услуги, в которых будут использоваться дроны, а также проектам, которые будут формировать инфраструктуру региональных отраслей экономики, производство, эксплуатацию и применение дронов в регионах.

В стратегии развития БПЛА в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» заложено пять крупных направлений. Среди них обозначено внедрение в систему образовательных организаций (начиная с уровня общего образования) модулей по подготовке специалистов в области БПЛА по эксплуатации, конструированию, программированию и дизайну дронов. Такие же модули будут внедрены в систему СПО и высшего образования. Уже сегодня, кстати, в некоторых школах учителя интегрируют в занятия по начальной военной подготовке, ОБЖ или технологии элементы ознакомительного контента, связанного с БПЛА.
Еще одно приоритетное направление федерального проекта — материально-техническое обеспечение, благодаря которому предусмотрены поставки дронов в школы и колледжи. И это вполне обоснованно: без создания инфраструктуры невозможно подготовить кадры.

В конце февраля 2023 года наша компания запустила обучающий курс по программированию дронов. Он стал еще одним в череде курсов федерального проекта «Код будущего», ведущими провайдерами которого мы сейчас являемся. Тогда же, в самом начале весны 2023 года, в МЭО начала работать Лига малых авиаторов — цифровая коммуникативная площадка для педагогов и ребят, которые занимаются разными направлениями малой авиации. Лига малых авиаторов объединяет сразу четыре дивизиона: программистов, педагогов, пилотов и киберспортсменов.
Карантин прошлых лет показал, что педагоги способны учить детей, учиться вместе с детьми и учиться у детей. И одна из задач Лиги малых авиаторов — объединение педагогов и детей, создание таких условий, при которых взаимодействие педагога и ребенка выйдет на совершенно другой уровень.

Бесплатные курсы для школьников 8−11-х классов и студентов СПО, которые мы проводим под эгидой федерального проекта «Код будущего», смогли закончить уже больше 25 тысяч наших учеников. Мы видим, что ребят сегодня волнует не просто изучение какого-то языка программирования — они хотят понимать, как его применять на практике, чем они будут заниматься на выходе. И для них такое обучение — это еще и профессиональное самоопределение.
Кубок будущего
О новых возможностях в современной профессии
В рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IT-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Минцифры России наша компания выступает организатором 21 бесплатного образовательного курса для школьников и студентов колледжей по различным IT-направлениям. Среди них программирование алгоритмов машинного обучения, искусственного интеллекта для анализа видеоигр и управления дронами.

Но одним из наиболее популярных наших курсов сейчас как раз является обучение языку программирования Python для управления беспилотными летательными аппаратами. Причем ребятам интересно не только изучать сам язык, но и применять его на практике. Так родилась идея провести соревнования, где они смогли бы в полной мере продемонстрировать полученные навыки.
С помощью специального задания мы отобрали самых сильных юных программистов беспилотников. В конце июля этого года они сразились в финале Кубка «Код будущего» в Новосибирске на площадке «Архипелаг-2023: #НастоящееБудущее». Мероприятие нацелено на развитие в России новых рынков и отраслей креативной экономики. Прежде всего, на производство беспилотных авиационных систем.

Основная аудитория Кубка «Код будущего» — ученики школ с 8-го по 11-й классы, которые прошли курсы на базе МЭО и других провайдеров федерального проекта.

Наша миссия — готовить востребованных специалистов для цифровой экономики в целом и для развития беспилотной авиации в частности. Сегодня для нашей компании это одно из приоритетных направлений. «МЭО Академия» уже более пяти лет учит детей и взрослых программировать и пилотировать дроны. А с недавнего времени мы стали помогать школам готовить педагогов в этой сфере.
Кубок «Код будущего» позволяет обратить внимание подрастающего поколения на важность изучения языков программирования и их прикладное применение, в том числе в управлении беспилотной авиацией. Мы стремимся показать ребятам, что программирование не только увлекательно, но и очень полезно для будущих профессионалов в сфере цифровой экономики и беспилотной авиации.

Соревнования в рамках кубка ориентированы на прикладное применение приобретенных знаний и навыков ребятами со всех уголков России. Успешно освоив совершенно новые для себя компетенции, они могут попробовать себя в новом качестве в стремительно развивающейся сфере экономики.

Кубок «Код будущего» — это целенаправленная работа с конкретной целевой аудиторией на постоянной основе для популяризации изучения языков программирования с их последующим прикладным применением в сфере именно беспилотной авиации.
У кубка есть все шансы стать первым шагом в реализации задуманной нами серии образовательных и соревновательных активностей. Они будут проходить не только в рамках федерального проекта «Код будущего», но также в рамках будущего проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».

Что касается перспектив и возможностей для участников, то мы в первую очередь даем им уникальный шанс проверить полученные знания на практике и получить за это оценки экспертного сообщества и ценные призы.

Для нас как организаторов это еще и возможность выявить тех, кому по-настоящему интересно именно программирование дронов, и в будущем поддержать их в профессиональном развитии и карьере. А для ребят это возможность почувствовать себя частью огромной и перспективной высокотехнологичной отрасли.

В конце июля «Архипелаг-2023» собрал лучших специалистов России в сфере креативной экономики. На этом мероприятии были выдающиеся эксперты и практики, которые конструируют, программируют, обслуживают беспилотники и управляют ими, организуют шоу дронов, знают, как использовать эти технологии в различных отраслях, и успешно демонстрируют это в своей повседневной работе.

С помощью Кубка «Код будущего» мы хотим сформировать в России особое сообщество перспективных профессионалов в области беспилотной авиации.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще