Зачастую авторитарный педагог при всем неравнодушии к результату обучения остается равнодушным к эмоциональному состоянию ребенка. Выстраивая уважительные, доверительные отношения, взрослый старается понять и поддержать ребенка, прислушивается к его чувствам и желаниям, вдохновляет, предлагает размышлять и делать выводы, честно очерчивает социальные нормы, не прикрываясь стереотипами. То есть вместо утверждения:
«Я так сказал» всегда можно спросить
: «А как ты считаешь? Как объяснишь свой выбор? Как бы хотел действовать?»По мнению психологов-гуманистов, исследовавших тему коммуникации с детьми (Х. Гиннот, К. Роджерс, М. Розенберг, А. Фабер и Э. Мазлиш), продуктивное и уважительное общение:
- создает атмосферу принятия и вовлеченности;
- ведет к взаимопониманию;
- сохраняет и поддерживает взаимное уважение;
- говорит о поступке, а не о личности;
- способствует мирному решению конфликтов;
- укрепляет позитивный, но адекватный образ ребенка;
- поддерживает доверие;
- работает на будущее.
Чтобы понять, удается ли нам построить действительно уважительное общение, достаточно спросить себя:
«Насколько моя фраза сейчас…» и подставить любое предложение из списка выше.