Специалист в новом образовании
На конференциях, семинарах и неформальных встречах мы проектируем образ будущего сферы образования, обсуждаем, какие инфраструктурные изменения ее ждут, ищем, где и как учителя, преподаватели, методисты и руководители могут получить необходимые навыки для соответствия новым запросам. Но прежде чем решать, как воспитывать лидеров новой волны, надо договориться о том, каким компетенциями они должны обладать. Мы спросили преподавателей Summer School of Education, каким они видят будущего специалиста сферы образования.
Ася Фурсова
Руководитель спецпроекта Summer School of Education университета креативных индустрий Universal University
«Мы не успели освоить мастерство, нужное для решения вчерашних задач, а уже новые вызовы появились на горизонте»
Юлия Изотова
Эксперт по тьюторству в сфере образования, тьютор и супервизор «Союза профессиональных тьюторов Полюс Практики»
Современный педагог — какой он? Многие скажут: «Развивающийся, технологичный, проактивный, рефлексивный, умеющий выстраивать образовательную ситуацию в зависимости от задачи, проектировать образовательное пространство». Я скажу: «Нет, это все требования минувшего дня». Хотя, очевидно, что не все специалисты соответствуют даже вчерашним требованиям. В этом заключается правда о современном образовании: мы не успели научиться решать старые задачи, а уже новые вызовы появились на горизонте.

Что же делать? Как можно быстрее понять, что современный педагог — специалист, для которого важен построенный на ясном самоопределении системный вклад в себя. Развивать мастерство долго, дорого, сложно. Нам нужно не только вдумчиво выбирать, чему и как учить, но и заботиться о своей осознанности, о качестве внимания и присутствия в контакте с человеком. Необходимо осваивать не только знания, умения, навыки и компетенции, но и альтернативные способы поведения и новые модели мышления. Иначе мы не удержимся на новом ценностном уровне и быстро вернемся к ситуации, когда педагогу все легко и понятно. Простых задач в нашей работе больше нет, и это прекрасно.
«Важно развивать в будущем поколении воображение и креативность»
Наргиз Асадова
Основательница центра дополнительного образования Школа профессий будущего КрашПро, эксперт Фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и «Рыбаков Фонда»
Перед человечеством в XXI веке стоят новые сложные задачи, которые требуют неординарных решений. «Ты никогда не справишься с проблемой, если будешь думать так же, как те, кто ее создал», — говорил Эйнштейн. А это значит, что сейчас важно развивать в будущем поколении воображение и креативность.

Кто же научит детей креативности, умению быстро адаптироваться в постоянно меняющихся условиях, цифровой грамотности? Очевидно, что сделать это может только тот человек, который полной мере обладает этими качествами. Невозможно научить тому, что не умеешь делать сам.

Тьюторы нового образования, наставники, учителя бесконечно любопытны, им не лень учиться новому, открывать неведомое. Им не стыдно признаться в том, что они чего-то не знают. Они оперируют инструментами мышления, которые позволяют анализировать информацию и делать самостоятельные выводы. Эти люди обладают развитыми навыками коммуникации, поскольку учитель нового времени — это еще и продюсер, который привлекает нужных экспертов и ищет ресурсы для эффективного образовательного процесса.

Учитель нового типа должен владеть современными педагогическими технологиями, позволяющими мягко вести группу учеников к необходимому образовательному результату, обладать навыками фасилитации, уметь использовать проектный метод.
«Это как музыкальная группа, которая может выйти на сцену и сыграть образовательный джем»
Дарья Савельева
Психолог, исследователь-аналитик, педагогический дизайнер, аспирантка Университета Маастрихт
Я думаю, что современный деятель образования, во-первых, должен хорошо формулировать для себя, что он или она понимает под образованием и в создании какого образования участвует. Сейчас даже несмотря на наличие стандартов, все очень по-разному определяют, что значит учить и учиться. Например, «проектное обучение», может реализовываться очень по-разному.

Во-вторых, в поисках правильной терминологии важно опираться не только на личный опыт, но и на результаты исследований того, как развиваются человеческиией, психика и личность, и как это все связано с эволюцией культуры и общества.

В-третьих, сильное образование создаётся командой, а не в одиночку, так что, конечно, важно уметь работать в коллективе. Для этого нужно хорошо знать свои сильные и слабые стороны и не брать на себя весь процесс создания и проведения программы.

Для меня конструирование идеальной образовательной программы состоит из разных этапов: изучение современных исследований; проектирование, основанное на анализе аудитории и контекста, на актуальной научной базе; сильное визуальное оформление; использование современных инструментов реализации; комплексное оценивание.
И если разобрать каждый из этих пунктов, то получится, что человек никогда не сможет в одиночку качественно собрать и реализовать программу. На первом и втором этапе нужен специалист, который разбирается в исследованиях и теориях, в педагогическом дизайне, возрастных особенностях аудитории. На третьем этапе нужен тот, кто не допустит появления слайда с огромным текстом и мелким шрифтом и сделает полезную раздатку. На четвёртом этапе нужен, собственно, преподаватель, который разбирается в динамике группы, владеет различными стратегиями обучениями, замечает учеников которые чего-то не понимают, и знает, как им помочь. Он либо умеет работать в паре с экспертом, либо сам является носителем контента. Так же необходимы тьютор, наставник, психолог. На пятом этапе поможет аналитик, который владеет необходимыми методами (action research, design-based research и т. д.). И это еще не все нужные люди!

Получается, что современный специалист в образовании — это член большой команды с общими ценностями, общим пониманием того, что такое образование, и разными способностями и знаниями; команды, которая, как музыкальная группа может выйти на сцену и сыграть «образовательный джем».
«Преподаватель должен стать продюсером для студентов»
Татьяна Зарипова
к. ю. н., доцент, руководитель направления тренинг-класса soft skills Казанского открытого университета талантов 2.0
Сейчас дети нуждаются в педагоге-фасилитаторе, человеке, который раскрывает потенциал ребенка, использует индивидуальный подход. Это человек «мыслит из будущего» и понимает тренды. Он совершенно точно умеет по-разному строить образовательный процесс и использовать разные методы обучения, такие как: тренерские технологии, модерация, коучинг. Важно понимать, что сейчас актуально уметь ставить сложные задачи, задавать открытые вопросы, создавать среду, в которой будет интересно и комфортно объединяться в команды и искать нестандартные решения. Так же совершенно точно, что учитель перестает быть просто передатчиком знаний, а становится навигатором в мире, перенасыщенном информацией.

Схожие изменения ждут и преподавателей вузов. Ведь сегодня у студентов есть доступ к лучшим лекциям ведущих профессоров мира. Но по-прежнему важна экспертная позиция преподавателя. Важны новые форматы организации обучения: навыковые тренинги, дискуссии, работа в проблемных группах. Важны новые компетенции, которые позволяют эти форматы претворить в жизнь. Все это требует от педагога компетенций модератора и фасилитатора, знание тренерских технологий.

Еще преподаватель должен стать продюсером для студентов, помочь им отнестись к себе, как к Я-Проекту. Такой специалист точно понимает, что такое целеполагание и карьерная навигация, что такое рефлексия и осознанность, как развивать эту осознанность и делать мир вокруг лучше. Именно преподаватель может объяснить студентам, как работать с собой, чтобы быть успешным и счастливым.
«Преподаватель, как мне кажется, превращается в художника, который может реализовывать невероятные творческие решения»
Лада Шаповалова
Креативный директор и управляющий партнер издательского проекта «Колоbook», куратор направления Art and Design Британской высшей школы дизайна
Образование — это, наверное самая творческая работа в моей жизни несмотря на то, что я со студенческой скамьи работала в креативных отделах разных компаний. Именно здесь, в области образования, у меня появилась возможность создавать уникальный продукт, используя большой опыт, полученный в индустрии, здесь развиваются образовательные технологии. Преподаватель, как мне кажется, превращается в художника, который может реализовывать невероятные творческие решения.

На мой взгляд, специалист в новом образовании должен быть multi skillful: отличным креативщиком, стратегом, аналитиком и тактиком одновременно.

Но главный навык — умение анализировать информацию, черпать в ней идеи для учебных заданий, а также оперативно внедрять эти задания в программу и анализировать, как работают нововведения. Важно иметь очень цепкий взгляд, чтобы сразу брать все интересное в дело.
Если речь идет о творческих дисциплинах, то образовательные технологии в этом сегменте требуют индивидуального подхода к решению задач: все зависит от того, каков внутренний мир студента, какой у него уровень подготовки, какие творческими способностями он обладает. Также важно дать базу — фундаментальные навыки, которые потребуются для дальнейшего раскрытия индивидуальности и выстраивания образовательной траектории. Именно поэтому я считаю важным для педагога не только знать, но и уметь. Если это творческая область, то педагог должен быть практиком. Кроме того очень важно отсутствие ригидности и страха ошибаться.

К сожалению, один педагог не может совмещать все компентенции сразу. Ведь чем крупнее образовательный проект и масштабнее задачи, тем важнее роль стратега и продюсера, который собирает сильную команду.
«Самое страшное, на мой взгляд, это сделать отпечаток реальности и сказать, что теперь мы будем в нем жить всегда»
Соня Смыслова
Руководитель Центра по академическому качеству и креативной педагогике, куратор Summer School of Education

Мне кажется важным определить, с каким набором компетенций и личных качеств стартует современный специалист, и зафиксировать то, что ему придется все время себя переосмыслять. Самое страшное, на мой взгляд, это сделать отпечаток реальности и сказать, что теперь мы будем в нем жить всегда. Нет, появляются новые технологии, влияющие на культуру, на отношение людей к себе, к другим, к работе, к профессии. Поэтому я бы говорила не столько о модели компетенции, сколько об умении эту модель собирать: анализировать общемировые тенденции; вычленять важные для себя направления развития; понимать, как глобальные тренды влияют на конкретную сферу деятельности; на чем стоит сосредоточиться в ближайший год или два; как эффективно учиться и осваивать новое. Я, например, мучительно заставляю себя разобраться в машинном обучении. Наверное, лично мне не близки технологии, но это не означает, что я не буду пытаться понять, как они работают.

На что следует обращать внимание при анализе своих профессиональных компентенций?

Мне кажутся ключевыми следующие категории:



  • профессиональные навыки: все, что необходимо для работы;
  • навыки устойчивой личности: например, умение управлять стрессом, восстанавливаться, понимать свои эмоции и чувства других;
  • навыки для работы с глобальными вызовами: будь то ведение проектов, ориентированных на гендерное равенство, или организация факультативов по сортировке мусора;
  • навык работы с цифровыми технологиями;
  • навыки для работы в человекоориентированной системе ценностей: умение понять ученика, стремление учесть его опыт, особенности.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: