SOFT SKILLS. ПРОГРАММЫ

Как учить предпринимательству?

В 2011—2012 годах я и моя команда организовывали бизнес-инкубаторы для школьников и пытались доказать, что эта инициатива полезна в долгосрочной перспективе. К сожалению, положительный отклик мы получали редко. Сейчас ситуация кардинально поменялась. За последние несколько лет образовательные программы по предпринимательству для молодежи стали популярны настолько, что их количество иногда пугает.
Олег Панин
Генеральный директор Center-Game, управляющий партнер «PRE.инкубатор»
Обращаю ваше внимание на то, что я не говорю про качество. Пока только про количество. Я знаю минимум 12 коммерческих программ и больше десяти бесплатных государственных инициатив на уровне вузов и институтов развития. С недавних пор образовательные организации из разных городов России спрашивают нас, как лучше структурировать программу, какие методики использовать. И это радует.

В 2019 году Минобрнауки планирует распространить на все вузы практику создания бизнес-проектов вместо написания дипломов. Выпускники смогут представить на рассмотрение аттестационной комиссии собственный стартап. В некоторых вузах (ИТМО, РЭУ им. Плеханова) такая система уже работает.

Проектная деятельность молодежи уже много лет является одним из ключевых направлений работы союза «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia), «Национальной технологической инициативы» и сообщества «Кружковое движение». Рекомендую загуглить и изучить эти организации, если вы родитель, а ваш ребенок открыт к развитию в себе инженерных и технических способностей.

Последние пять лет стабильно 1−3 раза в месяц нас приглашают в разные уголки России провести интенсивные программы по проработке проектов с уклоном именно в предпринимательство.
Почему предпринимательство становится популярным? Одна из причин заключается в том, что стремительное развитие технологий вытесняет традиционные профессии и заставляет сомневаться в актуальности накопленных компетенций и знаний.

В 2013 году оксфордские ученые Карл Фрей и Майкл Осборн опубликовали статью «Будущее занятости», в которой исследуют вероятность замещения различных профессий технологиями. Приведу несколько примеров. Существует 99-процентная вероятность, что к 2033 году исчезнут специалисты по телефонному маркетингу и страховые агенты. Аналогичный прогноз есть в отношении спортивных рефери, шеф-поваров, кассиров, плотников, барменов, охранников, моряков, водителей, пекарей, экскурсоводов.

Какие компетенции и способности будут востребованы?

Предпринимательство — это не только soft-skills и надпрофессиональные навыки вроде умения работать в команде, вести переговоры, генерировать креативные идеи. Куда важнее то, что предпринимательство — это гибкое и открытое мышление, высокие когнитивные способности и проактивность. Я верю в то, что именно эти качества помогут человеку не потеряться, даже если технологии продолжат ужасать нас темпами своего развития.

Еще одна причина популярности идей предпринимательства — это появление историй успеха молодых людей в России. Они создают хостелы, кофейни, веб-студии и зарабатывают на жизнь самостоятельно. Соцсети, особенно YouTube, помогают распространять информацию о таких людях.

Юные блогеры, набирающие десятки миллионов просмотров, и сами являются предпринимателями. Все больше каналов посвящается развитию предпринимательства. Опытные создатели бизнеса, такие как Оскар Хартман (основатель международного онлайн-сервиса по безопасной продаже подержанных автомобилей CarPrice), берут интервью у других предпринимателей и публикуют в блогах.

Создать и вести ИП и ООО сегодня стало гораздо проще и дешевле, чем десять лет назад. Это тоже можно смело назвать одной из причин популярности образовательных программ для будущих предпринимателей.

На мой взгляд, еще важно то, что молодые люди становятся более осознанными, а свобода передвижения и доступность информации сейчас такие, какие и не снились мне, когда я учился в школе. Когда ты изучаешь мир, хотя бы через телефон или компьютер, растет желание делать то, что любишь. Мне всегда нравилось высказывание актера Джима Керри: «Облажаться ты можешь и в том, что тебе не нравится. Поэтому стоит попытать удачу в том, что тебе по душе».
Предпринимательство — это гибкое и открытое мышление, высокие когнитивные способности и проактивность
Кто мы такие?
Я не хочу, чтобы после этой статьи у вас сложилось впечатление, что мы считаем себя гуру предпринимательства и педагогики. Ежедневно я сталкиваюсь с немыслимым объемом платного контента от инфобизнесменов, которые выходят на сцену и говорят, что знают что-то, чего не знают другие. И это что-то якобы помогло им заработать N миллионов рублей. И чтобы это узнать, нужно заплатить за курс. Я в такие истории, если честно, не верю. По крайней мере, в систематичность их появления. Наша команда придерживается ряда принципов:

● Мы разделяем предпринимательство и бизнес. Бизнес — это про прибыль, коммерцию, ресурсы. Предпринимательство — это про поиск проблем и востребованных решений.
● Мы не ставим себя выше других и не считаем себя лучше других. Задача — помочь талантам других раскрыться. А если чей-то талант совсем не в бизнесе, это отличный повод заниматься каким-то другим делом.
● Чтобы развивать предпринимательские качества и компетенции, необязательно обращаться к гуру бизнеса. Иногда достаточно умелого обращения с проверенными методологиями и принципами разработки предпринимательского проекта, базовых навыков модерации учебных групп и достаточного уровня эмоционального интеллекта, чтобы уметь слушать и слышать учеников, реагировать на их вопросы и поведение.
● Содержание предпринимательства — в деятельности. Сколько бы умных книжек, видео, статей и лекций по предпринимательству и бизнесу вы ни проштудировали, вы не научитесь ничему, пока не начнете делать. Поэтому мы работаем по принципам мыследеятельности и всегда выбираем разработку проектов и обучение по ходу этой разработки.

Как мы развиваем предпринимательское мышление у молодежи?

Конкуренция за внимание молодежи непрерывно растет. Социальные сети, компьютерные игры, мобильные телефоны куда больше интересуют школьника и студента, чем учитель. Мир изменился, а школа — нет. Сравните компьютер и автомобиль: если бы в обеих отраслях технологии развивались по одному сценарию, «Роллс-Ройс» стоил бы сегодня $ 2,5. Школа — это автомобиль, застрявший в технологическом развитии. Для своих целей и задач школа работает на ура. Только запрос поменялся, поэтому методы работы нужно модифицировать.

В своей работе по развитию молодежного предпринимательства наша команда применяет такие методы и принципы, как «перевернутый класс», мыследеятельность, работа в малых группах, стабильная и своевременная обратная связь, иммерсивное обучение, погружение в контент с использованием игровых технологий и геймификации. Благодаря этому во время обучения молодые люди либо забывают про мобильные телефоны, либо используют их для выполнения заданий.
Иммерсивный (от англ. immersive) — означает полный эффект присутствия, который может создаваться разными способами. Иммерсивные технологии получают широкое применение в создании новых методов обучения.
«Ракета» или «воронка»?
Дмитрий Песков, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), сказал: «К 2025 году нам нужно 500 тысяч проявленных талантов, притом что сейчас мы оцениваем их количество в год в 50 тысяч. <…> Нам нужно очень много стартапов в самых разных сферах для того, чтобы сформировать ту экосистему, которая позволит ответить на технологический вызов. Стартапов просто очень мало, людей с профильными компетенциями просто мало. Например, специалистов по управлению данными, способных к их анализу, у нас готовятся сотни, а должны готовиться сотни тысяч.

Существует две принципиально разные модели подготовки: „воронка“ и „ракета“. „Воронка“ предлагает продвижение лучших. Слабые постепенно отсеиваются, сильные доходят до финиша. „Ракета“ подразумевает обучение и развитие всех и до конца. Логичным становится вопрос: какие технологии и методы позволяют применять „ракету“?»

В последние три года мы получаем такое количество запросов на проведение очных программ, которое превышает наши возможности. Но мы не стали расширять штат, а разработали цифровые решения для дистанционной акселерации и проработки проектов. Первые версии наших сервисов уже работают, ими можно пользоваться. В течение этого года мы выпустим несколько новых версий.

Задача состоит в том, чтобы предоставить возможность «упаковать» проект по методологии Customer Development и дать доступ для начала всем в России. Но при этом сервис сразу ориентирован на мировые рынки. Решения бесплатные и открытые. Если вам интересно ими воспользоваться, постучитесь ко мне в Facebook, я вышлю вам ссылки.

Мы обучаем не только дистанционно, но и очно. Базовое условие такое: если у школьника или у студента есть желание разобраться в предпринимательстве, то можно начинать. При этом дальше бывает по-разному: есть идея или нет идеи; есть команда или нет команды и т. д. Мы разработали набор очных программ, которые длятся от одного до 14 дней. Программа на 70% состоит из практических заданий и на 30% из теоретического материала в формате выступлений, лекций, видео, текстов.
Работа, как правило, проходит в группах. Есть программы, в которых занимаются 10−20 человек. Это более глубокая проработка каждого проекта и насыщенный тренинговыми элементами формат. Бывали и рекордные программы на 500 и более человек. Это, конечно, фантастическая движуха, нетворкинг и обмен опытом.

В любом случае конечные цели очных программ делятся на два типа: развитие компетенций и изучение методик и развитие проекта. В первом случае акцент делается на том, как меняется участник, что он узнает и чему учится, во втором — на результате его работы: презентация проекта, макет продукта, питч для экспертов/инвесторов.

Как правило, важны обе цели, но приоритеты всегда разные. Если, например, программа проходит в рамках всероссийского форума, по итогам которого проработанные проекты получают поддержку, то акцент, соответственно, на проектах.

Менее опытные ребята должны сначала освоить базу. Форматы работы с ними — предпринимательские интенсивы и предпринимательские игры. Интенсивы — потому что идет концентрированная работа над реальными или учебными проектами. Игры — потому что мы геймифицируем весь процесс программы.
Мы приглашаем вести программы предпринимателей и бизнесменов. У каждого из них есть неповторимый, не вычитанный из учебника опыт, разные точки зрения. И это разнообразие крайне важно
Кто должен преподавать?
Мне часто задают такой вопрос. Педагоги или предприниматели должны учить предпринимательству? С одной стороны, если у тебя нет педагогических навыков и умений, ты не можешь эффективно обучать. При этом, если ты не создавал бизнес, как тебе доверятся те, кто искренне хочет его делать? Лично я убежден в том, что базово необходим собственный опыт управления предпринимательским проектом. Если такой опыт есть у школьного преподавателя математики, то он или она легко сможет провести нашу программу. А там, где будет сложно, мы поможем.

Еще с момента старта программы «Университета талантов» в Республике Татарстан, когда мы проводили очные программы, для нас стало привычным подключать наставников к работе молодых людей.

Наставниками выступали и педагоги, и предприниматели. Они помогали ребятам не запутываться в вопросах, следовать методологии и быть уверенными в том, что рядом с ними опытный человек.

Другой пример: мы приглашаем вести программы предпринимателей и бизнесменов. У каждого из них есть неповторимый, не вычитанный из учебника опыт, разные точки зрения. И это разнообразие крайне важно. А еще любопытно то, что сами предприниматели испытывают огромное удовольствие от процесса, щедро делятся знаниями и опытом. А так как по совместительству они являются менеджерами и идейными вдохновителями, то им, как правило, хватает харизмы и (или) компетенций, чтобы обучать тому, что у них лучше всего получается.
РЕЗЮМЕ

В качестве заключения предлагаю информацию для размышления.
В 2011 году система искусственного интеллекта Watson одержала победу в телевикторине, обыграв двух чемпионов. Также компьютер победил чемпиона мира по шахматам и обыграл человека в го, что стало сенсацией для ученых. Искусственный интеллект способен за сутки сочинить 5 тысяч классических музыкальных произведений, которые профессионалы не смогут отличить от созданных человеком. Мир стремительно меняется под влиянием технологий. Предпринимательство может стать тем типом мышления, тем набором компетенций и качеств, который лучше всего подходит для жизни в будущем.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: