ED-БЕСЕДА
Собери ученого: университеты учатся учить учиться
Карлос Дельгадо Клоос рассказывает о живом опыте интеграции онлайн-обучения в университетский образовательный процесс, размышляет о будущем образования и о том, легко ли приживаются достижения технологического прогресса.
Юлия Любимцева
Редактор EdExpert
СПРАВКА
Карлос Дельгадо Клоос

Профессор Мадридского университета имени Карлоса III, вице-президент по стратегическому развитию и цифровому образованию, доктор компьютерных и информационных наук, научный сотрудник Гарвардского, Массачусетского университета, Мюнхенского технического университета, исследователь в области образовательных технологий.
Оживший учебник
—  Вы занимаетесь разработкой массовых онлайн-курсов (MOOCs) и малых онлайн-курсов (SPOCs), используя их в университетском образовании. Это в значительной степени формирует новый способ обучения и преподавания. Так ли радикальны эти изменения и что дают образовательные платформы университетскому образованию?
—  Когда новые технологии приходят в жизнь, не всегда сразу можно понять, что на самом деле происходит, как отнестись к изменениям. У нас в этот момент ограниченное видение, и надо несколько отступить назад, чтобы открылась перспектива.

Некоторые восприняли появление MOOCs как замену очному университетскому обучению, но я скорее склонен рассматривать эти новые возможности как альтернативу традиционному учебнику или, точнее сказать, как учебник следующего поколения ― живой, нелинейный, динамичный.

Видео, интерактивные упражнения, ученические форумы, тесты, опросники ― все это развитая динамическая форма того, что мы традиционно включаем в понятие «учебник».

Университеты, конечно, не исчезли с появлением цифровых технологий, поскольку никто не отменял потребность в личном общении с преподавателем, социализацию как часть образовательного процесса ― всего того, что дает классическое университетское образование.
—  У вашего университета богатый опыт использования образовательных онлайн-платформ. Вы начинали с Khan academy platform в 2011 году. Позволило ли это улучшить образовательный процесс в университете?
—  В большинстве испанских университетов перед началом первого семестра предусмотрен нулевой курс, посвященный повторению, актуализации тех знаний, которые уже есть у будущих студентов. То есть предлагается за короткий срок вспомнить все содержание школьных курсов физики, математики и других.

Раньше семестр начинался в конце сентября, но сейчас в Испании и других странах Европы это происходит в начале сентября. Таким образом, раньше было три недели, а теперь внезапно осталась менее чем одна неделя, чтобы повторить весь школьный курс физики, представляете? Это, конечно, немыслимо.

Так мы пришли к необходимости использовать онлайн-образование, чтобы наш студент на каникулах, находясь где угодно ― на пляже, в горах, мог повторить хотя бы часть школьного материала.

В то время и до 2012 года Khan academy platform была открытым ресурсом, и наши профессора использовали это программное обеспечение для разработки оригинальных курсов, упражнений, видео для нужд университета.
Университеты, конечно, не исчезли с появлением цифровых технологий, поскольку никто не отменял потребность в личном общении с преподавателем
Надо сказать, такие занятия имели большой успех, потому что студенты могли в индивидуальном темпе хоть немного освежить знания для последующего очного обучения в течение недели. Таким образом, эта неделя выглядела уже не так безнадежно, как раньше, хотя, конечно, это ничтожный срок для какого бы то ни было повторения.

Мы использовали Khan academy platform до 2013 года, затем перешли на платформу Open edХ, которая появилась позже. Обе платформы не только дают возможность повторения для студентов, но и предусматривают мощные инструменты обратной связи для профессоров, так что учитель может проектировать направления развития для студента.

Таким образом, использование платформы позволило нам сделать целый ряд улучшений. Кроме прочего, мы смогли разбить студентов на малые группы не в случайном порядке, а в соответствии с их уровнем, потребностями, с тем, каких знаний им недостает, чтобы они могли успешно пройти предварительный курс.

Мой вывод на основании этого опыта заключается в том, что новые возможности цифрового образования нужно использовать, чтобы дополнить классические систематические занятия, реализовать методику «перевернутого класса» или создать педагогическую вариативность.
—  Какая из двух платформ ― Khan academy platform и Open edX ― в большей степени соответствует потребностям студентов и задачам обучения?
—  Khan academy platform исключительно хороша, охотно рекомендую этот ресурс, однако к ней больше нет открытого доступа.

Open edХ тоже очень функциональна. В дополнение к уже имеющимся модулям (ex-blocs) мы создали экстрамодули, расширив функционал платформы под наши задачи. Например, поместили упражнения между видео, подобно тому, как это позволяет сделать Coursera. Далее надо было синхронизировать использование платформы с очным обучением в университете, для чего мы прикрепили студентов к конкретным курсам. Здесь важно, чтобы студенты не просто зарегистрировались на любые курсы на этой платформе, а именно прикреплялись к конкретным курсам.
Большие надежды
—  Вы занимаетесь аналитикой в области big data и исследуете процесс обучения на всех этапах. Можно предположить, что накопление big data открывает нам огромные возможности для усовершенствования обучения? Как используется big data в образовании?
—  Да, с одной стороны, у нас огромное количество big data, но мало собственно информации. Так, например, что означает количество кликов пользователей в определенной точке курса? Эти данные ― сырой материал, требующий интерпретации.

Конечно, для обработки мы создаем визуализации, используем dashboards, которые дают некоторую информацию, но все же, по существу, мы видим, что происходит, но не видим причин происходящего. Например, мы знаем конкретное количество студентов, просматривающих данное видео в конкретную секунду, но не знаем почему. Что происходит в этот момент времени?
Новые возможности цифрового образования нужно использовать, чтобы дополнить классические систематические занятия
Тем не менее накопление информации дает некоторые преимущества и возможности улучшения педагогической практики. Раньше можно было из года в год вести свой курс в университете, не получая детализированного отзыва и шанса на улучшения, просто повторяя его снова и снова. Теперь аналитическое освоение big data дает возможность лучше понять и почувствовать, что делается в голове у студента, и скорректировать процесс обучения в соответствии с этим.

Без сомнения, использование big data в образовании очень многообещающе, и у нас есть в этом некоторые достижения, но честно будет сказать, что мы все еще находимся в точке перехода от информации к знанию. Проблема интерпретации данных требует очень серьезного осмысления.
Время для игры
—  Какова роль геймификации в образовательном процессе и нужна ли она в системе высшего образования?
—  С самого начала нашей работы с Khan academy platform мы используем элементы геймификации. Например, ввели в образовательный процесс виртуальные бейджи, вдохновленные образом короля Испании Карлоса III, имя которого носит университет и которому университет обязан несколькими зданиями.

Мы включили в образовательный процесс игру-эксперимент, которая предполагала, что студенты по мере выполнения упражнений и заданий получают части некоего целого, в итоге собирая образ одного из известных ученых-изобретателей. По отзывам участников, это дало вполне определенный эффект большей вовлеченности в решение учебных задач и создавало осязаемую дополнительную мотивацию к учению. Впрочем, в некоторых случаях происходила нежелательная подмена смысла: студенты теряли мотивацию к решению учебных задач, полностью погружаясь в игру.
Технологии создания мотивации на основе получения символической или имеющей практическую ценность награды хорошо известны в бизнесе. Подобным образом, к примеру, действует система накопления полетных миль у некоторых авиакомпаний и пр.

Но, разумеется, внедряя такие элементы геймификации, нужно не терять чувства меры.
Чему учить, когда и как?
—  Как вы видите будущее образования с учетом стремительного развития технологий?
—  Я думаю, развитие информационных технологий имеет несколько важных следствий. Они могут быть осмыслены в виде трехкомпонентной формулы, описывающей векторы развития образования.

Во-первых, тотально меняется общество, меняются все индустрии и отрасли, так что надо готовить студентов по-другому, для другого мира. Скорее всего, нам следует учить студентов универсальным навыкам, учиться, как учиться, нежели чем сосредоточиться на предметном содержании. Таким образом, меняется предметное содержание образования («что преподавать»).
Во-вторых, меняется способ преподавания («как преподавать»), и здесь мы должны использовать лучшие из доступных на данный момент технологий. Когда-то в таком статусе была маркерная доска, но сейчас есть много интересных технологий, не исключающих доску или презентацию в PowerPoint, но дополняющих эти инструменты.

И третье следствие ― это изменение времени и длительности обучения, места учебы в жизни человека («когда преподавать»). Процесс обучения естественно и органично разворачивается в течение всей жизни человека, что хорошо описывает популярная концепция long-life learning.
—  Каким вы видите будущее вашего университета, что планируете для развития вашей образовательной практики?
—  В последние годы мы достигли того, что часть профессорского состава университета, около 25%, разработала и использует в обучении MOOCs и SPOCs, пользуется технологией «перевернутого» класса и пр. Преподавателям пришлось перестраиваться, учиться организовывать процесс по-новому. Это потребовало определенных усилий, как их всегда требует создание нового.

Теперь мне хочется, чтобы все без исключения понемногу участвовали в этом процессе, двигаясь в направлении улучшения образования. Пусть даже это будут, например, самые простые технологии обратной связи вроде Kahoots, когда преподаватель задает вопрос, а студент при помощи мобильного устройства дает знать, насколько он понимает материал. Но важно, чтобы технологии внедрялись в университетскую жизнь все шире и никто не оставался за бортом изменений.
MOOCs ― современная форма дистанционного образования. Это обучающие курсы с массовым интерактивным участием и активным использованием HD-видео, 3D-миров, дополненной и виртуальной реальности. MOOCs позволяют учиться в лучших университетах мира, зачастую бесплатно.

SPOCs ― разновидность MOOCs, курсы локального масштаба с ограничением по количеству участников, уровню их подготовки, времени участия. Как правило, такие курсы дополняют очное обучение в университете.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: