SOFT SKILLS. ОБЗОР

ТОП-21 soft skills для детей

Обзор практик в области развития soft skills у детей и подростков
Основатель Школы мышления Игорь Донченко и управляющий партнер компании Smart course Михаил Мордасов сделали для EdExpert обзор лучших практик в области развития soft skills у детей и подростков.
Игорь Донченко
Основатель Школы мышления
1. «Лаборатория целостного образования»
Основатель «Лаборатории» — разработчик инновационных образовательных программ и проектов Анатолий Сторожев. Он создал технологию «Машина подготовок», которая, в частности, позволяет сделать так, чтобы ребенок взял весь русский язык максимум за год и не тратил на это пять-шесть лет. Таким образом, время прохождения школьной программы значительно сокращается. Есть еще программа, которая называется «Курс эффективного школьника» (КЭШ). Ребенок с помощью упражнений и игр осваивает навыки запоминания и воспроизведения информации, концентрации внимания, мышления и понимания, учится свободно говорить и писать. Этот курс сейчас выходит на франшизу. Это понятный коммерческий продукт и масштабируемая история.
2. Академия возможностей «LADьЯ»
У основателя проекта Лады Лазаревой есть понятный коммерческий продукт, масштабируемый. Это тьюторская игра «КомпасЛада», благодаря которой родитель может за пару часов понять склонности и дефициты ребенка. Пространство игры включает в себя четыре площадки: «Движение», «Мышление», «Общение», «Творчество», на каждой из которой работает тьютор.

Спрос на данный продукт достаточно большой. Это чистый формат B2B. Детские сады хотят проводить эту игру на своих площадках, обучать педагогов работе с ней. Продукт с точки зрения смысла хорошо упакован, хотя Ладе не хватает в команде продажника, который мог бы реально превратить это в коммерческую историю. Мало кто может качественно работать с незнакомыми родителями, особенно на потоке. У Лады это получается. Тьюторство в дошколке, кроме нее, никто не делает.
3. Семейный клуб «Кайманчик»
Тренд семейного образования в последние пять лет растет сумасшедшими темпами. Виктория Глаcко сделала «Кайманчик», по сути, для своего сына. Он несколько лет на семейном обучении, но прекрасно сдал ГИА и ЕГЭ без репетиторов. Это самый большой семейный клуб в Москве: порядка 100 семей ходят туда регулярно. Конечно, сначала родителям, которые выбирают «семейку», страшно. В клубе эти страхи хорошо снимают. Расшколивание — то, чем целенаправленно занимается Виктория.

Надо заметить, что самые весомые камни преткновения образовательного проекта — это, во-первых, аренда, которая забирает 30−60% бюджета. Мало кому удается успешно пережить три летних месяца. Во-вторых, это зарплата педагогов. Две этих позиции забирают 80% бюджета.

Вика платит за помещение не на условиях жесткой аренды, а на условиях процентов от оборота и таким образом закрывает этот риск. Кроме того, у Вики все практики ведут, в основном, родители. Тем самым цена на вход резко падает. Вопрос дилетантства решается просто: заход в математику, физику, химию можно сделать из любой сферы деятельности, поэтому родители рассказывают о том, что сами хорошо знают.

Пяти-, шестилетние дети делают доклады на темы, которые им глубоко интересны. Школьники организуют дебаты. Подростки работают абсолютно самостоятельно.

Сейчас клуб растет благодаря инициативе родителей. Работает уже около десяти параллельных проектов. Финансы, реклама и набор детей на Вике, остальное берут на себя родители. Это такая расширяющаяся вселенная, в которой одновременно учатся взрослые и дети. Это крутая бизнес-модель.
4. Школа-лаборатория «Вероятностный мир»
Основатель проекта Александр Лобок 15 лет вел школу, основанную на идее вероятностного образования, которое было нацелено на постановку языкового и математического мышления. Именно мышление порождает новое знание.

Перетекание из математики в русский язык происходит спонтанно. Например, при решении уравнений школьники задумываются, что значит слово «уравнение», начинают копаться в словарях. Возникает межпредметность. Лента времени, на которой отмечаются вехи в истории и культуре, — важный инструмент, всегда присутствующий в этом образовательном пространстве.

Александр Михайлович умеет вслушиваться в речь ребенка. Он слышит фразы, которые уникальны для конкретного ученика, фиксирует их мелом на доске и подписывает: «Это сказал Петя». Петя не умеет писать, но видит, что именно он — автор этой истории. Ему становится интересно, появляется совсем иное отношение, чем к безликому «мама мыла раму».

Лобок разработал азартайнинг — философию образовательного азарта, авторский комплекс эффективных игровых технологий вероятностного типа, которые позволяют создавать мощную мотивационную среду в разных образовательных областях, но, прежде всего, в дошкольном и начальном образовании.

В этой школе нет учебников ни по одному из предметов. Чтобы поставить математическое мышление у первоклассника, требуется всего лишь тетрадь в клетку.

Редкие родители имеют смелость отдавать ребенка в эту школу, поэтому ценник достаточно высокий.
Тренд семейного образования в последние пять лет растет сумасшедшими темпами
5. TISHBITE
Это проект Екатерины Герздюшевой. Она учит детей и взрослых практике внимательности — mindfulness. По большому счету имеется в виду медитация, но «практика внимательности» — это, на мой взгляд, хороший маркетинговый ход, который позволяет масштабировать эту штуку. Суть в том, что слушать свой разум и свою душу мало кто умеет, хотя вопрос чувствования вообще-то первичен. Сначала чувства — потом логика, не наоборот. Я не знаю, кто, кроме Екатерины, занимается развитием у детей практики чувствования. Редко кто из родителей вообще готов смотреть в этом направлении.

Но с точки зрения soft skills это базовая история. Если говорить о бизнес-составляющей, то в некоторых школах Екатерина уже ведет эту практику. Со временем данный продукт, на мой взгляд, станет массовым. Конечно, я, может быть, заглядываю на десять лет вперед.
6. Интеракториум «Марс Тефо»
С точки зрения коммерции это понятная, активно масштабируемая история: образовательный квест. Посетители интеракториума в течение двух часов проходят миссии на прототипе космической станции, знакомятся с инженерными и научными профессиями, прокачивают soft skills: коммуникативные навыки, командообразование, принятие решений, умение действовать в состоянии стресса и ограниченных ресурсов. Аудитория — подростки и взрослые.
7. «Натуральная школа»
Это необычный проект: школа без стен. Мы в детстве тоже свободно гуляли по улице, но дети в этой школе гуляют не просто так, а получая знания из области физики, химии и других наук. С точки зрения масштабирования это достаточно сложная штука. В нескольких городах сейчас параллельно развивается такая же практика, независимая от основателя проекта Алексея Ширшова. Просто инициаторы увидели, что такое возможно, и начали делать такую штуку самостоятельно. Больших финансов я в этом проекте пока не вижу. Не каждый родитель готов позволить своему ребенку исследовать заброшенные объекты, пусть и с образовательной целью.
8. Школа «Макарун»
Постоянно действующая школа, выросшая с нуля. Основатель — Лола Шурыгина. Сложно продать школу, которая совсем ушла в альтернативку, поэтому Лола сделала более-менее классический вариант.

На уроках в «Макаруне» всегда присутствует не только педагог, но и тьютор. Это серьезная нагрузка на бюджет. Плюс необходимо платить за аренду. Но у Лолы есть разные источники финансирования, которые позволяют ей не складывать все яйца в одну корзину. Сейчас у нее есть запросы на масштабирование технологий, которые откатываются в школе.

В «Макаруне» даже первоклассники воплощают проекты, которые сами придумали. Плюс дети получают навыки самоорганизации, дисциплины. Там достаточно большое количество скиллов прокачивается. Плюс есть трепетное отношение к родительскому сообществу. Сейчас также проходят открытые наборы. С точки зрения и B2B, и B2C история хорошая. Это экономически устойчивый бизнес-проект.
9. «Детская академия успеха»
Психолог, автор детско-родительских тренинговых программ по развитию эмоционального интеллекта Элла Киселева делала эту школу в основном для своего сына. Делала, делала и наплодила некоторое количество образовательных продуктов. С точки зрения открытости это самая массовая история. Все продукты рассчитаны на четыре занятия по каждой теме. Это регулярные практики. Элла проводит их в основном в библиотеках, таким образом снимая риски с арендой. Она достаточно хорошо работает с привлечением других ведущих, уверенно работает с пиаром. Она написала книжку, которая является основанием для некоей работы по масштабированию soft skills, разработала игру. На рынке проект присутствует достаточно давно: года три-четыре.
10. Коворкинг «Муравейник»
Один из самых новых и самых необычных проектов. «Муравейник» появился в декабре 2018 года. Инициатор открытия — магазин «Вкусвилл». Основатели проекта объединили коворкинг для взрослых, детскую студию, кофейню, мини-маркет. Это совсем открытая среда: пришел на час, что-то получил и ушел. Пока мама работает в коворкинге, ребенок занимается в студии с реджио-педагогами. Реджио — один из самых популярных подходов в дошкольном образовании. Методика возникла после Второй мировой войны на севере Италии. Отличительные особенности реджио-педагогики — проектная исследовательская деятельность, творчество, обучение через окружающую среду и сотрудничество педагогов с детьми.
11. Reggiostudio
Это, как вы догадались, снова про реджио. Автор проекта — Юлия Тарелина. У них как раз таки есть открытый вход по дошколке, они работают с детьми от двух лет. По сути, это детский сад, в который можно записаться в любое время, где предлагают погрузить ребенка в творческую среду, в общение с детьми разных возрастов.
12. Тренинговая компания «Вершитель»
У них хорошо прокачан курс, связанный с безопасностью. Обучение происходит не через рассказ, а через погружение в ситуации. Существует огромное количество подобных тренинговых компаний, которые работают со взрослыми. Но компании, которые работают с детьми, можно пересчитать по пальцам одной руки. Из существующих компаний «Вершитель» самая крутая, она набирает детей достаточно успешно.

По сути, основной продукт — это крутая физкультура, основанная на навыках выживания в природе. С точки зрения введения в школы это просто, потому что не требуются специально оборудованные площадки. Основной камень преткновения заключается в педагогах, которые готовы или не готовы взять на себя ответственность за то, чтобы вводить в школах подготовку к реальным жизненным ситуациям. За эту историю берутся в основном лагеря, где хотят обучить вожатых прокачиванию у детей навыков выживания. Сейчас это основной источник дохода «Вершителя». Школы готовы к подобным практикам в меньшей степени. С другой стороны, многие сейчас поставлены в ситуацию необходимости проводить летние лагеря, и здесь, на мой взгляд, существует понятный коммерческий продукт: помочь школе провести лагерь качественно. Во всяком случае, «Вершитель» делает это регулярно и лучше всех. Это основной продукт компании, хотя внутри есть еще много чего для прокачивания разных навыков. Есть и открытая история: человек может прийти с улицы и получить какую-то пользу за час.
13. ТРИЗ-педагогика
Это история про ТРИЗ — навык решения изобретательских задач, которые не имеют однозначных ответов. Пример онлайн-проекта по теме ТРИЗ — это портал Creatime. В офлайне это уникальный интеллектуальный интерактивный театр Миро Берасо, где ТРИЗ вставляют в сюжеты представлений. Зрители решают открытые задачи по ходу спектаклей.

В онлайне есть собственные ограничения, но все равно можно вести достаточно понятный бизнес. С точки зрения серьезной коммерциализации подобные практики не масштабируются, потому что упираются в самое большое ограничение: преподаватели должны иметь очень крутые компетенции, а значит, очень дорого стоить. Кроме того, многие родители вообще не понимают, зачем это нужно. Сейчас ТРИЗ как будто на слуху, но все равно в нем мало кто разбирается.

Продвинутые родители понимают, что ТРИЗ — это ценная штука, и готовы платить педагогу 1−2 тысячи рублей в час. Цена варьируется в зависимости от квалификации педагога и может достигать 4−5 тысяч рублей в час. Найти педагога качественного и при этом не загруженного занятиями практически нереально. Крутые специалисты, как правило, запускают набор в сентябре и делают трехмесячные программы. Причем делают либо годовую программу, либо делят ее на крупные блоки. Потому что в противном случае замучаешься набирать учеников, с точки зрения набора история будет затратная.
По большому счету имеется в виду медитация, но «практика внимательности» — это, на мой взгляд, хороший маркетинговый ход
Михаил Мордасов
Управляющий партнер компании Smart course
14. Образовательный центр Maximum
Это не совсем про soft skills. Основная работа Maximum связана с подготовкой детей к сдаче ЕГЭ и ОГЭ и к поступлению в университет, с профориентацией. Параллельно идет soft skills составляющая: развитие стрессоустойчивости и навыков запоминания информации, также есть курсы IT, где школьников обучают навыкам создания игр, сайтов и приложений, программированию. Занятия проходят очно и в формате вебинаров в течение учебного года.
15. Академия RAY
Открылась в конце 2017 года. Позиционирует себя как проект по развитию навыков XXI века для подростков и их родителей. Здесь действительно развивают критическое мышление, креативность, коммуникабельность, навыки командной работы. Практикуются разные форматы: индивидуальные встречи, погружные программы на несколько дней, интенсивы на время школьных каникул.
16. Школа профессий будущего Crush pro
С одной стороны, это центр развития новых профессий, связанных с digital, с другой — в программе школы присутствует фокус на реализацию проектного подхода, на развитие навыков командной работы, то есть прямая раскачка soft skills. Потому что изучение языка программирования бесцельно, если ты не применяешь его в рамках определенной задачи. Важно использовать навыки в процессе обучения и получать в результате продукт, будь то анимационный ролик или компьютерная игра. Миссия школы — «помочь детям встроиться в мир цифровой экономики».
17. Центр развития детей и выбора профессии «АртЛичность»
Один из старейших проектов на рынке. В проект интегрировано множество различных продуктов: курсы навыков и компетенций, профориентация, консультации с психологом, экскурсии. В комплексе получаются достаточно интересные проекты для детской и подростковой аудитории. Этот проект, как и многие проекты из данного списка, был создан изначально родителями — Айдаром Фарраховым и Ольгой Заболотской — для собственного ребенка.
18. Центр развития детей и молодежи «К.О.Т»
Достаточно давно присутствует на рынке. Форматы: тренинги, интенсивы, мастер-классы, лагерная смена, дебат-клуб, профориентация, школа журналистики, школа видеоблога, школа стиля и имиджа, школа мультипликации, курсы по финансовой грамотности и т. д. Лично знаком с несколькими тренерами из этого центра, это отличные профессионалы.
19. Творческое объединение #Шашники («Школа аниматора»)
Проект изначально был сфокусирован на том, чтобы помогать молодежи учиться работать с другими школьниками. Слово «аниматор» не до конца отражает содержательную суть занятий. По факту анимация — это навык того, как делать любой процесс интерактивным и интересным. А дальше получилось так, что инициаторы школы увидели желание старших школьников проводить мероприятия, быть условными ивент-менеджерами для сверстников. Отличительные черты подхода к занятиям в школе — геймификация и практикоориентированность, плюс, возможность для ребят попробовать свои силы в качестве помощника вожатого в настоящем лагере.
20. Сеть образовательных центров «Юниум»
Старейшая компания, которая работает с подростками, точнее со школьниками с 1-го по 11-й класс. «Юниум» на рынке уже 20 лет и действительно отличает плохой продукт от хорошего. Здесь много экспериментируют с тем, что можно делать внутри комнаты и за ее пределами. С одной стороны, они прокачивают уверенность в себе, а с другой — знания. Готовят к ЕГЭ и ОГЭ, также учат иностранным языкам, скорочтению, развитию памяти, искусству общения. Есть большой выбор тематических занятий: робототехника, 3D-моделирование, дизайн и т. д.
21. Школа креатива «ИКРА»
Классный проект с ключевым фокусом на развитие креативности. Рассчитан на разные возрасты. Проект очень-очень глубоко проработан. Есть много собственных методичек, много наработок, которые позволяют сопровождать процесс «создания идеи». Команда уже почти десять лет занимается развитием креативности в России и СНГ, очень сиистемно работает.
Ничего, кроме ЕГЭ
  • Игорь Донченко
    Основатель Школы мышления
    Я могу говорить о том, как за последние десять лет изменился рынок проектов по развитию soft skills у детей, только на основании собственного участия в тех или иных проектах. Например, я знаю, что спрос на ТРИЗ за эти годы кратно вырос, это чувствуется.

    Практикам, которые находят интерес у публики, нужны серьезные вливания с точки зрения смыслов. Должен быть стейкхолдер, который на протяжении длительного времени занимается только данным проектом и ничем больше. Дальше, если у стейкхолдера есть желание и возможность, может начаться история с масштабированием. Потому что многие делают образовательный проект, что называется, «для себя» и не задаются целью масштабироваться. Критически важно, чтобы у проекта появился продюсер, который поможет продвинуть наработки. Продюсер образовательных проектов — очень непростая профессия. У нас имеется огромное количество разработок! Вопрос в том, как и кто их должен продавать. Мало сделать конфету, ее еще надо качественно представить. На мой взгляд, нам не хватает умения вывести продукт на рынок. Упаковка — это наша беда. Упаковывать мало кто умеет. Вообще, вопрос развития предпринимательских навыков — это вопрос субъектности, которую надо прокачивать.

    Основная боль родителей — это ЕГЭ. Как правило, есть два варианта бизнеса, связанного с soft skills. Это либо очень дорогой и эксклюзивный продукт, либо дешевый и массовый. Все остальное, как правило, не работает. Например, есть спрос на гувернеров, которые обладают компетенциями обучать ТРИЗ. Но понятно, что такие специалисты уникальны и стоят бешеных денег. И это уже другой бизнес. Конкуренции там сто процентов нет, потому что это не массовая история с ЕГЭ.
«На самом деле, чем хуже обстоят дела в образовании, тем больше родителей понимает, что нужно что-то менять. Это классно. Значит, есть шанс, что проекты, связанные со скиллами, будут развиваться»
  • Михаил Мордасов
    Управляющий партнер компании Smart course
    Проекты, которые занимаются непосредственно подготовкой к ЕГЭ, имеют больше шансов на масштабирование. О soft skills сейчас говорят много и часто, но с точки зрения продукта для b2c рынок находится в зачаточном состоянии. И это сложно назвать «трендом в образовании». Средний чек на дополнительное образование в сфере soft skills назвать очень трудно, так как услуга не является массовой. Короткие форматы стоят в районе 2−3 тысяч рублей за мастер-класс, два-три дня стоят в пределах 10−12 тысяч рублей. Чем глубже формат, тем дороже. Если говорить про весь рынок, то его развивают — энтузиасты, которые понимают, что развитие мягких навыков не является ключевой проблемой старшеклассников с точки зрения их родителей. Родители больше боятся за будущее своих детей. Боятся, что те попадут в плохую компанию, начнут употреблять наркотики и умрут в бедности. Мне кажется, что устойчивое развитие ниши soft skills в коммерческом русле возможно только при совмещении «ключевого продукта, то есть подготовка к экзаменам, плюс soft skills». Отдельно выстроить бизнес на мягких навыках в b2c будет очень сложно. Хотя нет ничего невозможного.
  • Игорь Донченко
    Основатель Школы мышления
    С одной стороны, есть компании, которые зарабатывают на ЕГЭ. Таких проектов становится все больше и больше. С другой стороны, есть репетиторы, которые передаются из руки в руки, их из тени никак не выведешь. Я так полагаю, самые качественные репетиторы находятся в сером секторе. Им по большому счету реклама не нужна.

    Я могу говорить о том, как за последние десять лет изменился рынок проектов по развитию soft skills у детей, только на основании собственного участия в тех или иных проектах. Например, я знаю, что спрос на ТРИЗ за эти годы кратно вырос, это чувствуется.

    Практикам, которые находят интерес у публики, нужны серьезные вливания с точки зрения смыслов. Должен быть стейкхолдер, который на протяжении длительного времени занимается только данным проектом и ничем больше. Дальше, если у стейкхолдера есть желание и возможность, может начаться история с масштабированием. Потому что многие делают образовательный проект, что называется, «для себя» и не задаются целью масштабироваться. Критически важно, чтобы у проекта появился продюсер, который поможет продвинуть наработки. Продюсер образовательных проектов — очень непростая профессия. У нас имеется огромное количество разработок! Вопрос в том, как и кто их должен продавать. Мало сделать конфету, ее еще надо качественно представить. На мой взгляд, нам не хватает умения вывести продукт на рынок. Упаковка — это наша беда. Упаковывать мало кто умеет. Вообще, вопрос развития предпринимательских навыков — это вопрос субъектности, которую надо прокачивать.

    Основная боль родителей — это ЕГЭ. Как правило, есть два варианта бизнеса, связанного с soft skills. Это либо очень дорогой и эксклюзивный продукт, либо дешевый и массовый. Все остальное, как правило, не работает. Например, есть спрос на гувернеров, которые обладают компетенциями обучать ТРИЗ. Но понятно, что такие специалисты уникальны и стоят бешеных денег. И это уже другой бизнес. Конкуренции там сто процентов нет, потому что это не массовая история с ЕГЭ.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: