Ослепительные вершины пирамиды Шелленберг

Насколько мы можем влиять на различные аспекты развития ребенка в контексте образовательного процесса? Ощутимо, если грамотно организовать работу помогающих специалистов и включить в процесс родителей. Как это сделать, рассказывает нейрофизиолог Наталья Лунина.
  • Наталья Лунина
    генеральный директор, соучредитель Института нейрофизиологической психологии, практикующий психолог, прикладной нейрофизиолог
Вопросы высшего пилотажа
Ни для кого не секрет, что процесс обучения — это не только запоминание различных фактов, освоение навыков и развитие компетенций. Секрет в том, за счет чего происходит этот процесс и возможно ли на него повлиять. Разговор об этом мы начали в EdExpert № 17 и 20.

Обратимся к общеизвестной пирамиде обучения Шелленбергер. Она построена в соответствии с иерархией функций организации нервной системы человека. Это значит, что функции высшего порядка состоят из элементов, лежащих на нижних уровнях, и их комбинаций. Пик пирамиды «Когнитивное развитие, интеллект» представлен квинтэссенцией всех предыдущих слоев. Это академические знания, навыки ежедневной деятельности и поведенческая регуляция, все то, за чем родитель приводит своего ребенка в школу или детский сад. И все, от родителей до государства, ждут от педагогов чудес высшего пилотажа, невероятных результатов. Любая вершина может быть головокружительной, если ее основание прочно и фундаментально. Руководители образовательных организаций понимают это особенно ясно.
Все, от родителей до государства, ждут от педагогов чудес высшего пилотажа, невероятных результатов. Но любая вершина может быть головокружительной, если ее основание прочно
Рассмотрим в этой статье несколько вопросов, а также плюсы и минусы возможных решений:

1. На какие элементы фундамента возможно повлиять и способствовать их формированию в детском саду/школе?

2. Каким образом целесообразно создавать условия формирования?

3. Какие специалисты для этого нужны?

4. Штатные специалисты или внешние ресурсы?

5. Какова роль родителей, как сбалансировать взаимодействие?
Фундамент и условия
Возможности влияния
В основании пирамиды Шелленбергер лежат сенсорные системы, первичный прием любого рода информации зависит именно от них. Для процесса обучения особенно важными являются вестибулярная, проприоцептивная, зрительная и слуховая системы (их специфическая важность описана в книге Салли Годдард Блайт «Хорошо сбалансированный ребенок»). Отметим отдельные навыки, зависящие от функциональной зрелости перечисленных систем: возможность сохранять усидчивость, работоспособность, устойчивость внимания, регуляция деятельности, скоординированность, автоматизация навыков письма и чтения, пространственные представления (больше/меньше, выше/ниже, ближе/дальше, вчера/сегодня/завтра, причинно-следственные связи и т. д.). Таким образом, оказывая влияние на нижний этаж основания пирамиды, мы создаем элементарную базу для формирования комбинаторных функций более высокого порядка.
Плюсы. Образовательный процесс становится более прицельным, появляется возможность анализировать динамику обучения каждого ученика с точки зрения его индивидуальных возможностей, оказывать системное влияние на активацию этих возможностей и, как следствие, повышать уровень образовательного результата.

Минусы. Требуется время на изучение и введение в практику системного образования новых элементов, находившихся до этого вне зоны внимания педагогов.
Условия формирования функций
Мир современного ребенка, особенно городского, в значительной степени лишен правильной и достаточной активации. Существует огромное количество игр, двигательной активности, элементов среды (качели, карусели, различное оборудование детских площадок и спортивных залов), которые способствуют ее стимуляции и развитию. Подумайте, как в вашей организации реализуются программы по целенаправленному развитию сенсорных систем, в какой последовательности, в каком объеме и с какой частотой проходят занятия, какие элементы включены в урочную деятельность. На первый взгляд кажется, что если в детском саду еще можно продуктивно создать условия для базового развития согласно пирамиде Шелленбергер, то в школе это невозможно. На самом деле уроки физкультуры, прогулки, динамические паузы на уроках — это благодатная почва для каждодневного процесса функционального развития.
Первые два класса в школе остаются важными для взаимодействия с предметным овеществленным миром, это путь к овладению миром абстракций. Переходя на плоскость двухмерного пространства — листа, мы перепрыгиваем через несколько уровней развития, не даем через телесный образ прочувствовать геометрию абстрактных форм. Дополните среду элементами конструирования «Бабашки», и многие математические и языковые структуры станут детям доступнее.

Плюсы. Стимуляция развития базовых нейрофизиологических функций должна быть интервальной, то есть нужны короткие, но регулярные практики, что прекрасно вписывается в классическое расписание образовательных организаций.

Минусы. С содержательной точки зрения — отсутствуют. С технической — требуется контроль формирования этапов, целесообразности включения тех или иных упражнений в определенный момент урока, менеджмента и анализа урока.
Специалисты, сопровождающие образовательный процесс
Для многих школ и детских садов уже традиционными коллегами стали психологи, логопеды и нейропсихологи. Назначение этих специальностей давно известно директорам и заведующим, но часто возникает вопрос: на каком этапе и для каких задач развития ребенка или детского коллектива своевременно подключать таких специалистов? Какие еще профессиональные компетенции могут быть полезными в образовательном процессе?

Психологи должны обладать специализацией в области возрастной психологии, принимать активное участие в воспитательном процессе в соответствии с программой, обладать навыками индивидуальной и групповой работы. Они создают средовые, социальные и эмоциональные условия для развития всех систем и функций.

Участие логопеда в дошкольный период имеет особую значимость для развития артикуляционных и фонематических аспектов речи, а к школьному возрасту акценты смещаются в сторону развития всех видов речи, навыка чтения. Насыщение занятий и уроков элементами логопедических стимульных материалов для повышения качества образовательного результата продуктивно не только для воспитанников и учеников с дефицитарным развитием, но и для всех остальных. Особенно значимый вклад логопеды вносят в формирование проприоцептивной, зрительной, слуховой систем, моторного планирования, восприятия входящей сенсорной информации, слухоречевых навыков, координации глаз — рука, внимания.
Нейропсихологи — незаменимые специалисты в коррекции и интенсификации освоения воспитательной и образовательной программ, в развитии высших психических функций. Зачастую нейропсихолог работает с детьми в индивидуальном формате или мини-группах. Однако прекрасные результаты на начальном этапе обучения можно получить и в работе с целым классом. Хороший пример — разработанная в московской школе «Золотое сечение» программа «Учись учиться». В течение первого полугодия первого класса нейропсихолог школы проводит специально спроектированные уроки, стимулирующие развитие ряда высших психических компонент деятельности. Конечно, такой формат позволяет максимально масштабно включить в работу всех детей первого года обучения.

Помимо традиционных для образовательной организации специалистов, в детских садах и школах все чаще начали встречаться специалисты в области сенсорной интеграции, что особенно ценно на дошкольном этапе образования.

Уроки физической культуры можно рассматривать не только как способ поддержания физического здоровья, но и как стимуляцию развития нейрофизиологических функций. 3D-физкультура на комплексах Реутского, педагоги физической культуры, понимающие анатомию движения, связи физической активности и развития интеллектуальных навыков (этому учат в центре Gympaclass) дают образовательной организации возможность скорректировать все процессы на образовательные задачи, развитие функций высшего порядка, составляющих пик пирамиды обучения.

О плюсах и минусах будет логичнее поговорить в следующем разделе.
Внутренние и внешние ресурсы

Это важный аспект в организации сопровождения образовательных процессов — сбалансировать внутренние и внешние ресурсы. Каждая образовательная организация старается оптимизировать расходную часть своего бюджета. Постараемся учесть все организационные формы.

Плюсы внутренней системы службы сопровождения — возможность консолидированной работы педагогов и специалистов. А именно:

  • система диагностических мероприятий дает информацию педагогам об актуальном состоянии ребенка, что позволяет индивидуализировать подход;
  • педагоги получают рекомендации по взаимодействию и обучению детей в реальном времени;
  • специалисты могут наблюдать за ребенком в рабочем процессе в классе;
  • специалист может корректировать нагрузку, объем и способ подачи материала конкретному ребенку или группе детей, совместно с педагогом вводить в урок специфические техники;
  • специалист может наблюдать эффект своей корректирующей работы;
  • можно вводить в образовательный процесс специальные уроки, стимулирующие развитие необходимых в обучении функций (нейромоторная гимнастика, курс «Учись учиться», см. в «Полезных ресурсах»).
Иногда родителям кажется, что откровенный разговор о здоровье ребенка может негативно повлиять на отношение педагогов. Выбор остается за семьей — учить «медицинскую карту» или настоящего живого ребенка
Практический кейс. Приведем пример продуктивного взаимодействия специалистов в «Новой школе» — логопеда Марии Черемисиной, дефектолога Максима Бушмелева и педагога начальной школы Федора Моржина. В первый класс поступила девочка А. На начальном этапе демонстрировала достаточный уровень подготовки и нейрофизиологической зрелости. По мере нарастания сложности программы, начала написания предложений в феврале и затем диктантов весной стали появляться сложности, которые учитель трактовал как педагогические, применял работу с трудностями по Граник. Во втором классе к работе с ребенком подключился логопед. Мария провела обследование, выявила признаки дислексии, непонимание лексического значения слов. Для уточнения диагноза маме было рекомендовано обратиться к неврологу. Диагноз подтвердился. Кроме того, выяснилось, что папа А. дислексик и семья весь дошкольный период жизни А. должна была переезжать из страны в страну, где девочка ходила на развивающие занятия на языке страны пребывания. Таким образом, перед учителем и логопедом встала задача адаптации к обучению ребенка с дислексией, выросшего в полилингвальной среде. А. в течение года посещала индивидуальные занятия с логопедом, учитель получал рекомендации по коррекции объема, содержания и формы выполнения домашней работы (часть письменных заданий заменялась на устную), по корректировке заданий во время уроков. Результаты выполнения диктантов рассматривались учителем и логопедом совместно с обсуждением динамики. Родителям было рекомендовано временно сократить длительность пребывания ребенка в школе (школа полного дня), чтобы А. успевала отдохнуть и восстановиться. За год совместной работы была достигнута устойчивая позитивная динамика, уровень освоения программы выведен на достаточный уровень. В четвертом классе А. посещала занятия дефектолога школы Максима Бушмелева в мини-группе для инсталляции полученных при индивидуальной коррекции навыков в групповом формате. Сейчас девочка благополучно учится в пятом классе.
Минусы внутренней системы службы сопровождения. Организация и контроль взаимодействия педагогического состава и специалистов требуют отдельного внимания. Зачастую руководитель образовательной организации сомневается в эффективности оценки качества работы службы сопровождения.

Плюсы внешнего сопровождения. Часто родители более открыты со специалистами вне школы, что дает преимущество при выборе стратегии работы, привлечении дополнительных специалистов. Родитель сам регулирует финансовые отношения со специалистами.

Минусы внешнего сопровождения. Сложно создать эффективную коммуникацию между педагогическим коллективом и внешними специалистами, получать рекомендации для обучения. Невозможно контролировать посещение внешних занятий и их качество и оценивать динамику терапевтического влияния на процесс обучения.

Выбирайте независимые центры коррекционно-развивающей направленности, для которых взаимодействие с педагогами является одной из неотъемлемых компонент терапевтического процесса, например многопрофильный психологический центр «Территория счастья».
Родители. Особенности и эффективность взаимодействия
В общении с семьей воспитанника/ученика регулярно возникает тема распределения ответственности за образовательный результат. Часто родители, особенно в частных садах и школах, считают, что все зависит от профессиональных педагогов, они сами выбрали для своего ребенка лучшее учебное заведение и выдохнули. Или, наоборот, всегда знают все лучше учителя и готовы делиться этим круглосуточно. Множество конфликтов возникает из-за смешения или недостаточного прояснения, какова роль родителя в обучении ребенка.

Вернемся к пирамиде Шелленбергер. Нервная система человека — это в первую очередь физический орган, который требует внимания и ухода. Крайне важен регулярный качественный сон, полноценное питание, достаточное количество кислорода, переключение между разного рода активностями, комфортная эмоциональная атмосфера, развлечения и нагрузки в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Нервная система — единственный орган, который продолжает развиваться почти треть человеческой жизни, и интенсивное обучение приходится на это время. Поэтому роль родителя становится не просто значимой, а определяющей. Кто, кроме него, может позаботиться о здоровье ребенка? Здоровая и «ухоженная» нервная система — это качественное обучение.
Иногда родителям кажется, что откровенный разговор о здоровье ребенка может негативно повлиять на отношение педагогов, что они будут особенно придирчивы, или станут списывать любые трудности на состояние ребенка и не прикладывать усилий, или откажут в приеме, или не сохранят конфиденциальность информации, и т. п. И тут начинается странное. Педагоги и специалисты упаковывают в деликатные фразы свои наблюдения за «безусловно, здоровым» ребенком, рекомендуют «вот здесь еще улучшить, а вот здесь поддержать». Но такая деликатность не приводит к исправлению ситуации. Однако выбор остается за семьей — учить «медицинскую карту» или настоящего живого ребенка, честно говорить обо всем важном, что с ним и его здоровьем связано.

Плюсы взаимодействия с родителями. В описанном выше практическом кейсе «Новой школы» мама девочки пошла на открытое сотрудничество со своей стороны: получила медицинские рекомендации, следовала им, поддерживала с педагогом и специалистами контакт, вовремя передавая всю значимую информацию, перестроила на время коррекционной работы график посещения школы. Трудно предположить, каков был бы результат, останься мама на позиции «мой ребенок абсолютно не нуждается ни в каком лечении, найдите к ней правильный подход».

Минусы взаимодействия с родителями. Иногда вы невольно узнаете значительно больше, чем нужно для решения задачи. Иногда накатывает отчаяние, когда многолетний опыт показывает выход, но родители закрыты и не готовы включиться во взаимодействие.

В завершение — summary полезных ресурсов, упомянутых в статье:

  1. Предыдущие материалы по теме в журнале EdExpert под рубрикой «Аналитика»; https://edexpert.ru/
  2. Книга Салли Годдард Блайт «Хорошо сбалансированный ребенок», «Национальное образование»;
  3. Центр конструирования «Бабашки»; https://babashki.ru/
  4. Центр обучения педагогов физической культуры Gympaclass;
  5. Материалы по нейромоторной гимнастике опубликованы в книге Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению», «Линка-пресс»;
  6. Программа «Учись учиться» разработана частной школой «Золотое сечение»; https://theschool.ru/
  7. Частная школа «Новая школа»; https://home.n.school/
  8. Многопрофильный психологический центр «Территория счастья». https://centr.idnps.ru/
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: