БЕСedА

Выразительная ясность

Образовательная экосистема «Солнечный город»: результаты и находки
Время чтения — 4 минуты
В 2004 году команда только что задуманного образовательного проекта искала название будущего бренда. Нужна была яркая и простая метафора, полная света и воздуха, как сибирская зима, — «Солнечный город».

Сегодня та же команда под руководством учредителя Инны Шамрай представляет профессиональному сообществу интегральную модель развития образовательной субъектности ребенка и объединяется с лидерами других практик, чтобы вывести образование в регионе на новую высоту.
  • Инна Шамрай
    Генеральный директор группы компаний «Солнечный город»
Управляемость
— Что важного произошло в жизни «Солнечного города» за последнее время?
— Справедливо сказать, что за прошедший год мы буквально пересобрали свою образовательную практику и выстроили внутреннюю систему оценки качества как готовый авторский продукт. Это значительное достижение нашей команды последнего времени, и не единственное.

На полную мощность заработал функционал цифровой образовательной платформы «Солнечного города» — инструмент поддержки коммуникации, включенности в проект и обратной связи трех ключевых субъектов учебного процесса: педагога, ребенка, родителя. Ребенку платформа обеспечивает максимальную простоту доступа к персональному образовательному треку, актуальным задачам, к учебному материалу, независимо от того, где он находится. Сейчас родители полностью включены в образовательный процесс, и ни один персональный образовательный трек ребенка не разворачивается бесконтрольно.
Мы создали интегральную модель развития образовательной субъектности с элементами системы развивающего обучения, системой наставничества, ключевой ролью учителя-медиатора
Я говорю «контроль», и да, наша образовательная платформа — способ управления и контроля качества образовательного процесса. Кажется, что слово «контроль» неуместно звучит в контексте разговора о частной школе. Но, пожалуй, это только кажется. Для нас самих и для нашей целевой аудитории идея управляемости образованием очень важна.

Известные потрясения последнего времени повлияли на состав родительской аудитории — тут тоже произошла пересборка. О целевой родительской аудитории у нас есть теперь максимально точное представление и стопроцентное совпадение взглядов. Это исключительно деловые люди, которые привыкли много работать и точно знают, чего хотят. Им важно понимать, что гарантированно обеспечивает образовательная организация. Их требование — высокие образовательные предметные результаты, что выражается в том числе в олимпиадных достижениях, конкретных баллах ЕГЭ и ОГЭ. Кроме этого, они ожидают максимально возможной прозрачности движения к результату и процессов, которые происходят в школе, управляемости.
Язык целевой аудитории сегодня изменился, как и ее восприятие. Кажется, никто больше не рассматривает школу только как безопасную, комфортную и щадящую среду, где для ребенка создадут теплую атмосферу полного эмоционального принятия. Этого недостаточно. Возможно, здесь, в Сибири, это ощущается сильнее, есть региональная специфика, но коллеги из Москвы и Санкт-Петербурга тоже отмечают тенденцию.

Итак, мы глубоко понимаем своего клиента, знаем его потребности, можем дать желаемый результат и представить этот результат с помощью цифрового инструмента — платформы «Солнечного города».
Образовательная субъектность
— Как платформа работает для названных главных фигур: ребенка, родителя, педагога?
— Ключевой элемент системы, видимая часть айсберга — это протокол индивидуальной конференции (ИК), объяснение и экспликация всех процессов, динамики и образовательных результатов. Родитель ежедневно в личном кабинете видит протокол ИК, данные в нем систематически обновляются, отражая текущие образовательные результаты в цифрах по стобалльной шкале (для детей с 4-го по 10-й класс), результаты контрольных срезов по предметам, итоговые баллы. Рядом — пустая графа для планирования следующего образовательного такта, она постепенно заполняется данными.
Значительные изменения в сфере образования на уровне региона могут быть в том случае, если есть вариативность, если у родителей региона есть выбор
Бланк ИК отражает:
  • уровень академической успешности ребенка, образовательные результаты как результат работы учителя по каждому предмету;
  • развитие образовательной субъектности ребенка.

Я говорю именно об образовательной субъектности, и этот термин все больше входит в обиход — не без нашего участия. Образовательная субъектность не равна учебной самостоятельности, умению учиться. Она представляет собой сумму способностей рефлексировать, выстраивать коммуникацию, ставить цели, планировать, преодолевать трудности.

Два названных параметра всегда находятся в состоянии баланса: образовательная субъектность не может быть высока, если предметные знания низкие, и наоборот. Это соотношение наглядно отражено в бланке и позволяет управленцу анализировать совместную работу педагогической команды, работу отдельного учителя-предметника, работу наставника с ребенком.
И уровни развития мышления
Кроме соотношения академического успеха и образовательной субъектности, мы оцениваем актуальный уровень развития мышления. Идея разноуровневости развития мышления одно из оснований нашей образовательной системы, измеримый показатель образовательного результата наряду с единым экзаменом.

Первый уровень — эмпирический, он предполагает, что ребенок осваивает выполнение заданий по образцу, решение задач по алгоритму. Ребенок может работать на этом уровне с 1-го по 11-й класс, и достижения этого уровня соответствуют отметке «пять» по классической системе оценки.

Простая аналогия: научился ребенок кататься на велосипеде по ровной асфальтированной дорожке. И если падает, то, скорее всего, сильно расстраивается, воспринимая ошибку как нарушение шаблона.
Второй уровень — содержательно-теоретический, он означает, что ребенок осваивает общий способ действий, решение задач с зашумленными условиями и умеет составлять такие задачи самостоятельно, что соответствует олимпиадному уровню. Если продолжить аналогию с велосипедом, то речь идет о самостоятельном выборе трека и условий катания, то есть самостоятельной постановке цели. Трудности пути и вероятное падение такого велосипедиста не расстроят, он будет пробовать снова и снова.

Но если использовать велосипед как инструмент создания продукта (скажем, для организации перевозок), то речь идет о третьем — продуктивном уровне. На этом уровне мы способны удерживать в фокусе своего внимания образ конечного результата и проектировать свою деятельность по направлению к этому результату.

Так, предприниматель, который создает востребованный обществом продукт (материальный или интеллектуальный) или услугу, действует на продуктивном уровне.
Педагогическая провокация
— Желательно, чтобы все ученики достигали продуктивного уровня к окончанию школы?
— Не обязательно, но важно, чтобы каждый ребенок достиг оптимального для себя результата.

В этом году девятый класс окончили шесть учеников школы «Солнечный город». У каждого из них своя сложная история ухода из массовой школы в связи с типичными проблемами. Школьный буллинг, проблемы детско-родительских отношений, утрата контакта с близкими и, как естественное следствие, уровень знаний и компетенций, соответствующий «тройке» или «двойке». Все шестеро показали высокий результат на ОГЭ — не одинаковый, но максимально возможный для каждого, знак преодоления истории школьной неуспешности.
Родители в замешательстве. Наблюдая за динамикой обучения ребенка в протоколе ИК в течение года, они видели, например, что ребенок достиг первого уровня мышления — эмпирического, следующие уровни еще впереди. Но вот результаты годовой аттестации — с «пятерками» по всем предметам.

Тогда мы задаем родителю вопрос: вы хотели бы, чтобы ваш ребенок просто имел «пятерку» в году или чтобы мы его провоцировали на развитие следующего уровня мышления? Конечно, родитель (вы помните, что это за типаж) хочет большего, как и мы.

Определив в качестве главного ориентира образовательного результата продвижение к следующим уровням развития мышления, мы сами себе поставили очень высокую планку.
Задача управленца здесь — проанализировать динамику развития каждого ребенка. Допустим, образовательная субъектность высока, у ребенка сформировано теоретическое мышление. Вопрос к руководителю ступени или к учителю-предметнику: созданы ли достаточные условия для того, чтобы ребенок участвовал в предметных олимпиадах, конкурсах, событиях, есть ли уже достижения в этой сфере? Если достигнуты показатели третьего, продуктивного уровня, то в индивидуальном образовательном треке ребенка на цифровой платформе должна быть показана проектная деятельность ребенка, которая ведет к созданию продукта.

Задача педагога-наставника — удерживать баланс, не выходя за пределы возможностей конкретного ребенка, с одной стороны, и не облегчая задачу чрезмерно — с другой. В этом заключается мастерство педагогической провокации — создать такую учебную ситуацию, которая подталкивает развитие без принуждения. На решение этой задачи работает институт наставников «Солнечного города», создавая педагогически целесообразные провокации. Для каждого возраста и класса они свои, но всегда это рутинный путь через преодоление трудностей.
Как понять, что удерживать баланс получается, педагоги и управленцы создали нужные условия? Все получилось, если ребенок стремится доказать самому себе, что может достичь поставленной учебной цели, снова и снова пробует, когда не получается.

Если образовательный трек выстраивается, исходя из идеи баланса, то ребенку к окончанию девятого класса ничего не остается, кроме как прийти путем самоопределения к собственному образу результата, личному, не усредненной норме.
— Три уровня развития мышления отсылают нас к идеям развивающего обучения?
— В нашем случае речь идет об адаптации системы развивающего обучения, методологических оснований концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Наверное, невозможно говорить о реализации идей развивающего обучения в чистом виде в современном образовательном процессе для современных детей — детей цифровой эпохи.

Понятно, что произошли принципиальные изменения, учитель больше не источник информации, он, скорее, наставник и компетентный сопровождающий образовательного процесса, грамотный медиатор. Следует говорить о новой задачности для учителя, исходя из последних образовательных трендов. На этот счет у меня есть собственные разработки — результат глубокого погружения в тему и долгого поиска.
Итак, мы создали интегральную модель развития образовательной субъектности с элементами системы развивающего обучения, системой наставничества, ключевой ролью учителя-медиатора. Это законченный авторский продукт, результат нашей с командой работы.

Команда «Солнечного города» удивительная. Они живут нашей работой, мы делаем общее дело, хотя, казалось бы, только я как учредитель, собственник здесь самое заинтересованное лицо. Моя роль — быть чем-то наподобие экспертного фильтра идей и подходов.

Думаю, я со своим неистребимым перфекционизмом нужна школе в этом качестве. Да и можно ли работать в образовании, не будучи перфекционистом? Вряд ли мы имеем право свободно экспериментировать, хорошо ли сработает с этим ребенком та или иная технология или нет. Поэтому все новое, что когда-либо привносилось в нашу практику, любую технологию, любую методику я изучаю сначала сама, формирую отношение, анализирую вероятный результат и принимаю решение, быть новым подходам или нет.
Не все равно кто
— Будет ли система работать в других условиях, вне вашей практики?
— Сейчас мы вышли на уровень презентации своего авторского продукта для педагогического сообщества и проводим у себя обучение для управленцев в образовании.

Продукт востребован: к нам на управленческие стажировки приезжают руководители частных школ, больших инвестиционных проектов и маленьких школ, история которых похожа на нашу. Это возможность изучить работающую систему, перенять опыт и улучшить собственную практику. Мы также рассказываем, как научиться понимать свою целевую аудиторию, после того как все пройдено на собственном опыте.
На данном этапе развития мы много работаем над тем, как себя позиционировать, я работаю над личным брендом. Одних результатов недостаточно, надо сказать о себе. Такое расширение фокуса внимания приносит плоды: сейчас мы ведем переговоры с двумя компаниями-инвесторами.

Это совершенно разные компании, но обе заинтересованы в нашем проекте, поскольку понимают, как работает наша образовательная система, что мы даем детям, какое значение это имеет для региона. Люди наблюдали за нашей практикой со стороны, изучали, после этого пришли к нам, понимая, с кем они имеют дело и что они будут реализовывать.

Нам тоже не все равно, с кем мы будем работать и где. Ответственно заявляю: новые проекты в сфере образования в 2026—2028 годах мы с партнерами и коллегами начнем по-прежнему в Красноярске.

В этом смысле новые возможности дает появление регионального представительства Ассоциации негосударственного образования, результат моей инициативы и наших с коллегами усилий.

Руководство ассоциации транслирует среди прочего одну важную для нас идею: есть много успешных образовательных проектов России, которые работают в рамках лицензии на дополнительное образование с контингентом детей на семейном обучении. Это — реальность, и это надо учитывать.

Еще год назад я, наверное, не рискнула бы сказать на всю страну, что мы работаем по лицензии ОНО и имеем соответствующую аккредитацию, а с 5-го класса работаем в рамках лицензии на дополнительное образование.

Конечно, мы очень много усилий вкладываем в то, чтобы получить лицензию на ведение образовательной деятельности в средней школе. Моя позиция здесь абсолютно ясная: необходимо соответствовать федеральному законодательству РФ. Но пока есть препятствия в части соответствия зданий нормам. Например, СанПиН предписывают иметь спортивный зал с определенным количеством душевых определенного метража без учета количества учеников в школе. Требования одни и те же для больших и маленьких школ, таких, как наша, в которой 200 человек.

Несомненно, будущее за проектами, которые стопроцентно соответствуют всем требованиям, и педагогическим, и требованиям контролирующих инстанций. Именно таким будет наш следующий проект, над которым мы сейчас работаем с партнерами-инвесторами.

— Ассоциация негосударственного образования, привлечение инвестиций, тиражирование опыта — ставите ли вы перед собой задачу найти точку трансформации в сфере образования региона?
— Значительные изменения в сфере образования на уровне региона могут быть в том случае, если есть вариативность, если у родителей региона есть выбор.

В Красноярске сейчас 12 частных школ, и выбор наконец-то есть. Чем прозрачнее будет работа каждой из организаций, тем легче будет родителю выбрать то, что соответствует его запросу, а Красноярский край получит ощутимый, качественный вклад в единую систему образования региона.

Вместе с Министерством образования Красноярского края мы готовим сейчас несколько событий, которые позволят наладить связи и партнерство между директорами государственных и частных школ, лидерами частных инициатив в образовании. Для меня очень важна эта коммуникация, потому что частное образование — это часть единой системы образования страны.
— Есть трудности на пути этой позитивной трансформации?
— Я не скажу, что есть трудности или проблемы, но нам предстоит работа по настраиванию коммуникации, партнерства. Именно сотрудничество решает многие вопросы.

Вот где-то в рамках частной практики опробована та или иная педагогическая технология, и она работает. По многим причинам очень важно ее реализовать не только в частном секторе, но и вообще в школе.

И здесь мы друг другу можем быть полезны: зачем государственной школе придумывать велосипед, если он не только придуман, но и обкатан уже в частной? У нас много точек соприкосновения, возможностей взаимовыгодной работы, и нам о многом нужно поговорить.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more