«Вклад учителя»: итоги первого конкурса учителей частных школ
Каждая из победительниц Первого Всероссийского конкурса учителей частных школ «Вклад учителя — 2021» признается, что призовое место было для нее шокирующе неожиданным. О каждой из них с первого момента беседы понятно, что они безгранично любят свою профессию. Очевидно, именно это фундамент профессионализма, отмеченного членами жюри.

Поздравляем организаторов конкурса Татьяну Есину, директора НОЧУ «СОШ «Феникс» (г. Москва), и Александра Кузьмина, директора АНОО «Школа имени А. М. Горчакова» (г. Санкт-Петербург) и представляем победительниц.
Ольга Сорока
учитель начальных классов, АНОО «Ломоносовский лицей» г. Ногинска, первое место
Участие в конкурсе моя давняя мечта. По разным причинам до сих пор мне это не удавалось: то не отпускали, то мне казалось, это бесполезно, то времени нет причины могут быть любые. И только после 18 лет педагогической работы в школе я поняла, что пора не только мечтать, но и действовать, смотреть, как работают другие люди.

Помимо всех испытаний, этот конкурс мощное взаимодействие педагогов, обмен опытом. Теперь у меня появилась уверенность в собственных силах и твердое убеждение, что результат зависит от меня самой, от умения собраться с силами и показать, на что ты способен.

Конечно, конкурс потребовал колоссального сосредоточения всех сил и профессиональных, и моральных, и физических, но так и должно быть.

Конкурс тщательно продуман и грамотно составлен от первого этапа до финала, так что каждый участник мог продемонстрировать свои знания, умения, навыки в полной мере. Для каждого этапа были разработаны критерии, и было ясно, что требуется показать. После каждого этапа в свободном доступе таблицы рейтинга конкурсантов. Более того, можно было запросить обоснование тех или иных оценок рейтинга при желании.
Критериев оценки профессионального мастерства конкурсантов не было только на этапе финала. Помню наше удивление: а как же так, куда смотреть, что показывать? Нам ответили: судьи сами решат. Это тоже правильно: должно быть место и для субъективной экспертной оценки в процессе очного знакомства с финалистом, наблюдения за ним в живой коммуникации с аудиторией во время стендапа, дебатов.

Вторая важная характеристика конкурса демократичность подхода и нетривиальность испытаний и форматов. Например, задача написать сценарий образовательного события сложна постольку, поскольку надо, с одной стороны, создать уникальный сценарий, а с другой стороны, это должен быть такой сценарий, который успешно реализует любой другой педагог, случайно определенный из числа конкурсантов! То есть надо показать, на что ты способен, удивить, и в то же время не подложить свинью коллеге. Конечно, нас учили проектировать образовательные события. Вообще мы начали учиться сразу после представления видеоэссе и продолжали в течение всего времени конкурса трех месяцев.
Реализовать образовательное событие по сценарию другого участника было для меня самым сложным заданием. Сложно совладать с желанием переделать сценарий под себя, переписать его вместо того, чтобы реализовать авторский замысел. Примечательно, что после обмена сценариями можно было связаться с тем участником, который получил твой сценарий, проконсультироваться, обменяться лайфхаками.

Эта открытость коммуникации, как и открытость рейтингов конкурсантов, была на каждом этапе вплоть до финала, когда мы вместе с организаторами определили тему дебатов: возможно ли обучение без принуждения?

Конкурс закончился, эмоции еще переполняют, общение между конкурсантами продолжается, появились совместные планы. Все уже зарегистрировались на Летнюю школу педсовета — 2021 https://2021.pedsovet.org/#rec305278408, которая пройдет в формате педагогического Хогвартса. На первой встрече снова будем выступать со стендапом. Думаю написать что-нибудь новенькое!
Светлана Бунова
учитель испанского языка НОЧУ «СОШ «Феникс», г. Москва, второе место
Несмотря на то что директор нашей школы Татьяна Есина была одним из организаторов конкурса, мы не представляли, что нас ждет, какие испытания будут, как долго все продлится. Решение об участии было спонтанным; необычайно приятно было видеть, какой резонанс получило это начинание: на конкурс подали 128 заявок.

Конкурс принес мне, во-первых, огромное количество новых друзей, много прекрасных коллег, с которыми, надеюсь, будем поддерживать связь. И, во-вторых, осознание того факта, что, наверное, я уже могу встать в один ряд с другими хорошими, талантливыми педагогами и предъявить наравне с ними свои профессиональные достижения. Я, наконец (смешно сказать!), обрела такую уверенность, спустя 18 лет работы в школе.

Не очень понимаю, как жюри могло выбрать не только из десятки, но даже из тех, кто не попал в десятку, — было много достойных профессионалов. Тем не менее, конкурс в достаточной степени оценивает компетенции и мастерство участников, на мой взгляд. Надо понимать, что это не спорт, где есть абсолютно точные критерии успеха, победы. Здесь члены жюри (а их было много на каждом этапе конкурса) учитывали множество факторов, найти универсальный оценочный критерий было необыкновенно сложно.

Моя победа была совершенно неожиданной, а путь к ней — непростым. Были моменты, когда я была готова все бросить, было физически трудно все успевать, совмещать, соответствовать, придумывать. Трудно, да, но с каждым этапом конкурса все более интересно. Остановиться было уже невозможно.
Светлана Морозова
заместитель директора, учитель истории и обществознания ЧОУ «Школа-интернат № 29 среднего общего образования ОАО „РЖД“» г. Уссурийска, третье место
Конкурс принес много впечатлений, волнений, испытаний. Я многому научилась у финалисток, и не только в профессиональном плане. Я увидела в них удивительных людей, честных, болеющих за наше образование, добрых, сострадательных, умных. Вот это главный приз новые друзья, соратники, сподвижники! На мой взгляд, одна из целей организаторов создать сообщество педагогов частных школ была достигнута. Но задача поддерживать жизнь в этом сообществе потребует многих усилий.

Мы, несколько педагогов школы № 29, приехали на конкурс именно командой, решили участвовать, потому что были заданы интересные и новые форматы конкурсных испытаний.

Хотелось получить экспертную оценку тех образовательных событий, которые мы проводим в нашей школе, услышать мнение компетентного жюри. И, видимо, наши подходы работают, раз мы вышли в финал!

Писать собственный сценарий, затем реализовывать сценарий коллег было интересно, и все это был коллективный труд, в одиночку здесь не справиться. Показать свое профессиональное мастерство в дебатах и стендапе было непросто. Профессионально шутить это сложно, нужно серьезно готовиться. Было бы интересно, если бы члены жюри могли увидеть еще и процесс подготовки дебатов в формате встроенного наблюдения, потому что в выступлении не было видно некоторых вещей: наших концептуальных споров, работы над стратегией выступления, самого процесса рождения идей.