ШКОЛА. КОНКУРС

Вдохновение в движении

Московская школа «Ретро» уже во второй раз в победных списках всероссийского конкурса «Вклад учителя». Константин Погорелов, чемпион мира по ачери-биатлону и учитель физкультуры этой школы, занял первое место в конкурсе 2024 года.

Беседуем с ним о том, как воспитать спортсмена-рекордсмена в общеобразовательной школе и сделать так, чтобы твой предмет полюбили дети.
Педагогика как вызов
— Вы профессиональный спортсмен в прошлом. Не скучаете в школе по большому спорту?
— Сложный вопрос. Все еще снится иногда, что бежишь соревнования. Но не скучаю. Я рад, что был такой опыт, нынешние педагогические достижения — все благодаря спорту. Он позволяет понять механизм преодоления трудностей, не только спортивных, но и жизненных, и дает понимание, как помочь другим.
— Расскажите, как вы начали преподавать в школе и работать с детьми.
— В какой-то момент пришло время заканчивать профессиональную карьеру, как раз тогда молодых специалистов в Москве приглашали в школы с хорошей мотивационной доплатой и в целом на привлекательных условиях.

Попробовать себя в педагогике хотелось. Некоторый опыт работы с детьми у меня был: в части организации, например, детских спортивных событий, праздников. По диплому я специалист в области физкультуры и спорта довольно широкого профиля, в том числе можно преподавать в школе. Эта работа позволяла бы продолжать тренировки, и действительно я еще лет пять совмещал свои спортивные выступления и учительство.
Детям должно быть просто. Нужно увидеть индивидуальный предел нагрузки, максимум для каждого ребенка и не выходить за этот предел
В школе «Ретро» я довольно быстро нашел себя, хотя первое время было очень тяжело. Приходилось долго настраиваться, были и мысли, что могу не справиться. Но в какой-то момент пришло новое состояние, когда, переступая порог школы, оставляешь все проблемы за дверью, полностью погружаешься в образовательный процесс.

Для меня вот что оказалось главным — быть в комфортной среде, творить, придумывать проекты, образовательные события, которые дают результат. Дело было в дружелюбной среде, где нет жестких рамок, излишне жесткого регламентирования, где во мне увидели потенциал и дали возможность его реализовать.
— Какую задачу вы себе поставили в новой роли педагога, к каким достижениям стремились?
— Работа с детьми стала новым вызовом. Понятно, что не все ученики любят физкультуру, и я поставил для себя задачу вовлечь максимальное число школьников в систематические занятия.

Это во многом получилось. Сначала я действовал по наитию. Сейчас, имея педагогический опыт, могу дать довольно конкретную рекомендацию: детям должно быть просто. Нужно увидеть индивидуальный предел нагрузки, максимум для каждого ребенка и не выходить за этот предел, то есть не давать запредельные нагрузки. В основном дети перестают любить физкультуру после выхода за этот предел. Стоит несколько раз перенапрячься — и занятия перестают быть интересными.
Что лучше делать? Понемногу давать несложные задания, которые школьник действительно может выполнить и увидеть результат. Показывать возможности своим примером. На физкультуру со старшеклассниками я выхожу сам, выполняю все упражнения, например круговой тренировки. Бывает, что мы соревнуемся, и желание меня обыграть их здорово подстегивает.
— Определить этот предел может быть довольно сложно.
— Это возможно при индивидуальном подходе в частной школе. Самая большая проблема — когда дети приходят к тебе не с первого класса, из другого школьного уклада, с другим отношением к физической культуре в том числе. Бывает, у ребенка травмирующий опыт занятий, так что он старается и форму с собой не брать, всеми силами избегает спорта. Кто-то претерпевал в школе буллинг, поэтому развились комплексы, появилось стеснение. В таких случаях вовлечь получится не всегда, но поможет только создание комфортной среды, чтобы ребенок мог попробовать, даже просто прийти посмотреть. Основное условие результата как для взрослых, так и для ребенка — комфортная среда для творчества.
— Похоже, получается создать такие условия. Занятия физкультурой в школе «Ретро» очень популярны.
— Мой опыт говорит, что дело в свободе, насколько она возможна на уроке при направляющей роли учителя. В этой свободе дети могут найти для себя моменты вдохновения на уроке. Это работает даже в том случае, когда занятия неигровые, требующие физического напряжения, например направленные на развитие выносливости силовые тренировки. Преодолев трудности однажды, дети с удовольствием стремятся к испытанию себя в следующих.
Что может школа
— Каков конечный результат занятий физкультурой в школе?
— Это вовлечение в систематические занятия физкультурой не только на уроках, но и в жизни. Это значит, что для ребенка прогулки, катание на велосипеде, скейтборде, пробежка в лесу и тому подобные занятия становятся частью жизни. Он черпает вдохновение не в сидении дома за компьютерной игрой, а в движении. Речь не о том, чтобы не играть в компьютерные игры вообще, речь о гармонии и об удовольствии от всех видов деятельности. Конечно, нет стопроцентного результата, но есть борьба и движение в нужном направлении.
Мой опыт говорит, что дело в свободе, насколько она возможна на уроке при направляющей роли учителя
— Считается, что школа должна решать вопрос здоровьесбережения. Насколько это реалистичные ожидания?
— Стандартных трех уроков физкультуры в неделю, конечно, недостаточно для решения этой задачи. Надо учитывать и то, что в частную школу родители привозят ребенка утром и в семь часов вечера забирают. И несмотря на обилие прогулок, физической активности, достаточной для сбережения здоровья, нет. Так что обязательно должны быть дополнительные занятия, секции, выбранные ребенком, а не родителем. Идеальная картина такова: три часа в неделю уроки, четыре занятия спортом в секции.
В нашей школе примерно так и происходит. Многие дети занимаются профессионально и полупрофессионально в секциях, и именно эти занятия важны с точки зрения сохранения здоровья. Во второй половине дня я провожу индивидуальные занятия по ОФП или определенным видам спорта для ребят, которым нужна специальная физическая подготовка, или готовлю к сдаче ГТО.
— Что бы вы изменили в системе преподавания физкультуры в школе?
— Чтобы поднять престиж физкультуры как учебного предмета, необходимо повысить количество баллов, которые получает ученик за выполнение норм ГТО, до 10−15 баллов за золотой значок.

Сегодня это всего три балла, а нормы ГТО — это достаточно серьезно. Чтобы сдать эти нормы, ребенок должен заниматься не просто физкультурой, а практически любительским спортом. Повышение стало бы хорошим стимулом для детей сдавать ГТО.

Кроме этого, конечно, в школе должно быть хорошее оснащение, оборудование и мотивированный учитель — вот три составляющие, которые дают результат.
Отдача
— Вы работаете в школе много лет. Что мотивирует вас оставаться в педагогике?
— Я каждый год нахожу для себя новые точки роста, накапливаю опыт. Вот один из последних примеров: в сентябре к нам в школу пришел новый мальчик, который абсолютно не хотел заниматься физкультурой. Он боялся настолько, что не участвовал даже в построении вместе со всеми в начале урока, просто убегал за пределы площадки и просил маму освободить его от физкультуры.
Несколько месяцев я наблюдал за ним, дальше мы с мамой сформировали индивидуальную траекторию. Я знал, что проблема решаема, поскольку похожие случаи в моем опыте уже были. Так и случилось. Мы начали индивидуальные занятия, я увидел, что пугает ребенка, и все болезненные моменты мы разобрали. Мальчик почувствовал, что все это посильно и не страшно, и сейчас занимается вместе со всеми. Он обзавелся друзьями в классе, обрел уверенность в себе. Считаю, это одна из самых серьезных моих побед.
— Расскажите еще о спортивных достижениях.
— В этом учебном году во время школьных олимпийских игр и занятий ОФП я увидел у одного из учеников хороший спортивный потенциал. Мы стали больше тренироваться и вот даже подались на рекорд по прыжкам через скакалку. Рекорд российский (а может, и мировой), не абсолютный, но ценный тем, что ребенку всего 12 лет.

У моего сына мировой рекорд по прыжкам в длину, еще у одной ученицы 11 лет также рекорд в этом виде спорта. То есть в школе возможны начальные спортивные достижения. Это хорошее основание, чтобы развиваться в спорте дальше.
— Что удалось за годы работы привнести в практику работы школы? Вот, например, упомянутые школьные олимпийские игры это ваша идея?
— Школьные олимпийские игры уже были традицией, когда я пришел работать в «Ретро», но только в формате командных игр. Я добавил индивидуальные виды спорта. Это помогло мотивировать детей к занятиям спортом летом. Они точно знали, что в сентябре у них будут индивидуальные соревнования, и не хотели терять форму за каникулы. Следовательно, занимались. И действительно стали показывать более высокий результат.
Кроме того, есть люди команды и те, кто предпочитает индивидуальную игру. Надо было придумать что-то для тех и для других.
А в этом году я реализовал давний замысел — зимние олимпийские игры. У нас в школе зимой очень популярен хоккей, несколько выпускников даже играют в хоккейных командах в профессиональных и полупрофессиональных лигах. В этом году на наших олимпийских играх был и хоккей, и эстафеты на коньках, и шорт-трек, и гонка на коньках. Отклик со стороны детей был даже больше, чем на летние игры. Возможно, это реакция на что-то новое, но в любом случае теперь это традиционное мероприятие.
Школа играющая
— Чем вас привлек конкурс?
— Мне близка тема конкурса этого года — игровые подходы в образовании. А ценность конкурса в том, что начиная с создания ролика и до последнего этапа идет игра на повышение. Приходится работать на максимуме и каждый раз находить в себе ресурсы, о которых не догадывался. Сценарий образовательного события, например, я садился писать за полночь, работал над ним до трех, а утром шел на работу.
— Какое, кстати, вы разрабатывали образовательное событие?
— Это была игра «Брейн-гейм» по модели игры «Звездный час» или «Что? Где? Когда?». Спроектировав игру, я сначала провел ее у себя в школе, чтобы коллеги, которым она достанется, не столкнулись с непреодолимыми сложностями.

У детей игра вызвала живой отклик, причем настолько, что педагоги, наблюдавшие за нами, решили проводить подобные события по своим предметам. Спустя несколько дней мы увидели поразительный отложенный эффект: дети отвечали правильно на вопросы, в которых ошибались во время игры. Иными словами, образовательный опыт состоялся, а нетривиальный формат позволил освоить то содержание, которое не удалось освоить на уроке.
— Вам же, в свою очередь, досталось профориентационое событие.
— Было непросто с этим событием, поскольку предполагалось, что в итоге должны быть найдены инвесторы, которые заинтересовались бы детскими проектами. В школе это практически невозможно осуществить.

Замысел был в том, что дети-участники развивают свой бизнес: строительную компанию или ферму, банк или стадион со спортивной командой. Сначала надо было презентовать свое дело, потом решать проблемные ситуации, а затем реализовать продукт, который произвели.

Надо сказать, что для нас это был практически первый опыт в сфере разработки профориентационных событий. Детям было непросто, многие впервые слышали бизнес-термины, но было интересно наблюдать, как они работают с источниками информации, начинают включаться, пытаться выиграть.
Привлечь инвесторов все-таки удалось. Они нашлись среди родителей-бизнесменов наших школьников. Один из них, занятый в сельскохозяйственной отрасли, заинтересовался нашим проектом, пригласил ребят к себе на производство. С другим, представителем крупного банка, я договорился о том, что на следующий год мы проведем вместе профориентационное событие. И, наконец, наш проект признали лучшим событием года, после чего строительная компания «Самолет» тоже выразила готовность помочь с организацией профориентационного события на их базе.

Конкурс буквально открыл для школы новые направления работы.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more