школа. конкурс

Только жизненные сюжеты

Ирина Шестакова, учитель начальных классов (АНОО «Интеллект-плюс», Самара), победитель (III место) конкурса «Вклад учителя — 2024», рассказывает о том, как вырастить мотивацию к учебе у ребенка и сохранить собственную, как работать легко и счастливо, даже когда это далеко не первый год в школе.
  • Ирина Шестакова
    учитель начальных классов (АНОО «Интеллект-плюс», Самара), победитель (III место) конкурса «Вклад учителя — 2024»
Третий круг
— 30 лет педагогического стажа — это серьезно. С высоты своего опыта скажите нам что-то главное о профессии.
— Эти 30 лет пролетели быстро, кажется, я только пришла в школу 19-летней выпускницей педколледжа. При этом моя профессиональная траектория никогда не была ровной. За 22 года работы в муниципальной школе Норильска я попробовала себя во многих ролях. Начинала с вожатой, затем была учителем начальных классов, классным руководителем выпускных классов, работала психологом, получив соответствующее образование, пять лет была заместителем директора по воспитательной работе, пять лет — заместителем по учебно-воспитательной работе и, даже страшно вспомнить, исполняла обязанности директора школы.
Учитель начальных классов — почти всемогущий специалист, способный провести любой урок и заменить всех
Это, наверное, и спасло от эмоционального выгорания — смена статусов, продвижение в каждой новой роли и достижение результатов. В качестве зама по воспитательной работе я режиссировала и проектировала все школьные события — это по должности. Но события городского масштаба, которые мы с командой создавали, были за пределами функционала завуча. 25-й юбилей школы с участием первых лиц города, фестиваль «Горизонты успеха» — это была работа команды, которую нужно было создать.

Старшеклассники, которые подошли к выпуску в эти годы, выросли людьми с необыкновенно активной жизненной позицией. Возможно, эта событийно насыщенная школьная жизнь так повлияла на их становление. Горжусь тем, что вложила в них, душу, знания, отношение к жизни.
Оказавшись в Самаре, я начала все с нуля — пошла работать в частную школу учителем начальных классов. Затем мне доверили быть методистом, куратором начальной школы. Теперь, после конкурса, я стала руководителем одного из отделений школы. Как будто «Вклад учителя» запустил очередной жизненный виток, третий. И можно было бы уже уйти на заслуженный отдых, доработав до северной пенсии, но не похоже, чтобы я куда-то собралась уходить.

Мудрые коучи и специалисты work-life balance учат отделять работу от личной жизни, но у меня такое не получилось. Школа — моя жизнь, и даже моя семья давно с этим смирилась. Они знают, что в списке всего важного занимают почетное место где-то рядом с работой. Искренне считаю себя очень счастливым педагогом и учу тому же молодых педагогов, потому что результат нашего творчества и есть наша счастливая жизнь.
— Чему прежде всего нужно научить молодого коллегу?
— На начальном этапе важно эмоционально «задержаться» в школе. Если этого не происходит в первые три года, то человек, скорее всего, уже не вернется в школу. Самая первая моя подопечная, сейчас уже опытный учитель, подготовившая не один выпуск, до сих пор мне пишет: если бы не вы, наверное, я бы ушла тогда из школы, а ведь сейчас получаю столько удовольствия от работы, как вы.

Конечно, я учу молодых коллег быть профессионалами, строить грамотно урок, аккуратно указываю на ошибки, стараюсь, чтобы дети и учебный процесс от них не страдали, и профессионализм придет с годами. Но педагогу важно на первых порах понять, что школа — это его, увидеть, что работать можно легко и с удовольствием.
Все ярко
— И нет ощущения повторяемости, рабочей рутины?
— В целом у меня каждый год как первый, все ярко. Такое ощущение, что время бежит, меняются дети, программы, коллеги, школы, а в центре все равно ты со своим творчеством и желанием сделать этот мир немного лучше.

Бывает, конечно, и день сурка, и рутинные события, и шаблоны — в жизни школы этого много. Но, кажется, именно частная школа меня спасла от повторяемости. Я чувствую себя невероятно свободным человеком, мне можно креативить в учебном и воспитательном процессе, делать, что хочется, в профессиональном плане, реализоваться полноценно.
Академическую мотивацию нужно обязательно поддерживать внеакадемической составляющей — эффективной, деятельностной, проектной
— Как вы выбрали школу «Интеллект-плюс»?
— Случайно нашла сайт этой школы, представленная миссия и концепция школы мне откликнулись, было очень понятно и созвучно. И вот конец лета, я понимаю, что хочу на работу: как же это я без работы? Позвонила, приехала. Сказали: выходите хоть завтра, дали классное руководство и даже доверили пятиклассников. Все сложилось. И директор школы, и учредители, и команда педагогов — казалось, все это люди, с которыми мы вместе всегда и работали, просто в разных городах, мои люди, и с годами это все более очевидно.
Универсальный специалист
— Вы и классный руководитель, и психолог, и учитель русского, но начальная школа — любимая?
— Искренне считаю, что учитель начальных классов — это универсальный творческий солдатик, почти всемогущий специалист, способный провести любой урок и заменить всех. Вообще, любой учитель — это актер, который должен играть на уроке, потому что необходимо вызывать у детей эмоциональное отношение к изучаемому, фиксировать моменты открытия, удивления. Во всяком случае, я каждый день хожу в класс как на сцену, на выступление. Дети интуитивно, на эмоциональном уровне присоединяются к моему состоянию, и тогда все проходит на одном дыхании. Обучение должно быть эмоциональным, все знают, что мотивация детей начальной школы во многом зависит от личности учителя. Педагог должен быть в ресурсе, его эмоциональное состояние должно быть устойчивым и гармоничным, и здесь у каждого свои приемы, как не сгореть. В моем случае чем интересней мне самой, чем больше я преодолела шаблонов профессии, тем выше мой эмоциональный тонус, тем дальше от выгорания, поэтому чудим, придумываем, творим и воплощаем.

При этом не так важно, по какой программе работаешь, среди моих коллег есть мастера развивающего обучения, эксперты по работе с наглядностью, создатели дидактических игр. У многих есть свой неповторимый стиль. Но все вместе мы создаем причудливый мир начальной школы.
Перенос по смежности
— Кроме личности учителя, от чего еще зависит мотивация?
— В нашем отделении школы сейчас идет экспериментальный процесс: мы с командой педагогов и с ребятами создаем метапредметную образовательную среду на основе проектной работы. Все проекты связаны с жизнью, их результатом должно стать развитие гибких навыков обучающихся и, как следствие, личностное развитие и рост мотивации.

Например, в начальной школе в рамках модуля профориентации решили не просто, как обычно, пригласить родителей, которые выступят перед детьми с рассказами о своей специальности. Мы пошли другим путем: завели детям трудовые книжки, открыли фотостудию, рекламное агентство, салон красоты, турагентство. Выбрали руководителей, которые собрали свои команды, нашли заказчиков среди родителей, работа закипела. Построили процесс так, как если бы это был реальный жизненный проект, бизнес-процесс. Маленькие взрослые удивляют нас самостоятельностью в принятии решений, слаженной командной работой, смелостью.
В культуре жизненного проекта наши дети живут с первого класса, в результате нет трудностей с мотивацией: дети откликаются на любую инициативу, стоит только подать идею. Сейчас переходный момент, когда к нам присоединилось несколько новых классов из других филиалов, у них нет опыта такой событийно насыщенной проектной жизни. Чтобы вывести их из состояния привязанности к смартфону, мы создали для них киношколу, рок-группу, блогерскую школу, другие интересные современным детям практики. И коммуникация между нами уже налаживается.

Таким образом, наш опыт говорит, что академическую мотивацию нужно обязательно поддерживать внеакадемической составляющей — эффективной, деятельностной, проектной. Это влечет за собой и рост учебной мотивации.
— Какие еще базовые принципы работы с детьми вы бы назвали?
— Учить жизненным ценностям и на жизненном материале. Это дает возможность вдохнуть в уроки больше жизни. Современные дети — это медиадети, которые с самых ранних лет неразлучны со смартфоном. Они любят снимать, позировать, играть, и я делаю с ними все то же самое. Например, мы снимаем ролики про правила русского языка. Для развития творческого потенциала учащихся урок литературы превращается в выпуск новостей, ток-шоу, театральную постановку.
В ход идет все, что попадает в зону моего внимания в современном информационном поле: газеты, журналы, энциклопедии, карты, названия на обертках конфет, записки, отзывы, соцсети, рекламные буклеты — список можно продолжать. Берем популярные посты, где много ошибок, редактируем, пишем тексты в группах в соцсетях, выкладываем новости. В чате класса учимся письменному общению в разных жизненных ситуациях: поздравлять друг друга с днем рождения, передавать привет, желать выздоровления. Мы изучаем язык на жизненном материале, ведь заниматься только по учебнику скучно и однообразно.

Я за осознанное обучение, которое в начальной школе прекрасно можно реализовать в рамках системы развивающего обучения, ориентированной на то, чтобы учить анализировать, мыслить, искать причинно-следственные связи, развивать критическое мышление. Поэтому никаких прямых вопросов, фронтальных подач и прямых толкований. Лучше неизвестное слово новой темы на доске и предложение вместе подумать об этом в контексте уже известного.
Все те же дети
— Цифровое поколение сущностно отличается от предыдущих?
— Дети все те же, требуют эмоционального тепла, эмпатии. Да, они больше знают, да, есть специфика восприятия: они видят картинку и неохотно мыслят дальше, вглубь. Раньше они сидели с книгами, теперь сидят со смартфонами, которые, впрочем, на уроке я забираю, поскольку нет ничего лучше живого общения.

Для ребят начальной школы я всегда создаю атмосферу принятия, эмоционального тепла, для детей это очень важно. Стараюсь, чтобы они учились в ответ проявлять эмпатию и друг к другу. Классические ценности в цифровую эпоху никто не отменял. Человечность, порядочность, гуманизм, способность к привязанности, активная жизненная позиция и способность критически мыслить — вот, пожалуй, главное, чему мы должны научить, помимо предметных навыков. И да, ученик должен хорошо учиться, насколько может и способен.
Пожить для себя
— Вы были наблюдателем конкурса два года, а потом решили участвовать, стали победителем и призером сразу в нескольких номинациях. Как это было?
— Первый год я участвовала в статусе наблюдателя, чтобы поддержать молодого коллегу, которому администрация школы порекомендовала участвовать. На второй год наблюдать было уже нечего, но руководитель нашей группы, кажется, на меня уже рассчитывала, так что я осталась.

В какой-то момент я спросила себя: и что ты сидишь, просто наблюдаешь?

Я поняла, что всегда старалась сделать что-то для школы, показать хороший общий результат, командную работу. Так, мне удалось вывести свою муниципальную школу на третье место в районном рейтинге. Я гордилась этим, потому что вложила в результат частичку своего труда. Мои учителя всегда участвовали в профессиональных конкурсах «Учитель года», ПНПО, я мотивировала и помогала им готовиться. А вот для себя я как-то никогда не жила.
На третий год решилась перестать быть наблюдателем и рискнуть. Я получила массу удовольствия, даже несмотря на то, что многие конкурсные задачи приходилось решать в экстремально короткие сроки.

Атмосфера всеобщего творчества, которой проникнут конкурс, оказалась мне очень созвучна. Все вокруг говорили: это твой конкурс, тебе нужно там быть! И это действительно так.

«Вклад учителя» — самый добрый, позитивный, творческий, современный конкурс, в центре которого — личность педагога. И никакой конкуренции, только забота.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

EdExpert — официальный информационный партнер конкурса «Вклад учителя — 2024»

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more