школа. прорыв

Технолицей им. В. И. Долгих

Инновации в подготовке инженерных кадров

Первый учебный год идет в новом образовательном учреждении Московской области, которое претендует стать прорывным с точки зрения организации учебного и воспитательного процесса. Областной технолицей имени Владимира Ивановича Долгих открылся 1 сентября 2023 года с опережением на год. Учиться в новом образовательном кластере будут талантливые ребята со всей страны. Уже сейчас сюда приехали школьники с Кубани, Сахалина, из Ханты-Мансийска, Тюмени, Татарстана — из 17 регионов РФ.
Екатерина Сизинцева
директор Областного технолицея имени Владимира Ивановича Долгих
Ученый-практик
Учредителями технолицея выступили правительство Московской области и Областная гимназия имени Е. М. Примакова, проект реализован также при участии ПАО «ГМК „Норильский никель“». Норильск не случайно вписан в историю лицея. «Наш технолицей с гордостью носит имя доктора технических наук Владимира Ивановича Долгих, выдающегося производственника, талантливого инженера-новатора, автора научных изобретений в области полупроводникового производства. Участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Социалистического Труда, д-р техн. наук, почетный гражданин Москвы, этот человек принципиально изменил технологические подходы в отечественной металлургии, — рассказывает директор технолицея Екатерина Сизинцева. — Под его руководством индустрия ценных металлов — золота и платины — выросла в десять раз, на карте страны появились десятки новых городов и поселков, стремительно развивалась добывающая промышленность, а вместе с ней — гидроэнергетика, газодобыча, транспортные узлы и строительная индустрия всей Сибири».
Миссия образовательного кластера — подготовка технологических лидеров в соответствии с национальными интересами России
Благодаря стараниям Владимира Долгих в стране вырос крупнейший горно-металлургический комплекс — Норильский комбинат, директором которого он был. Поэтому имя этого ученого-практика и было выбрано технолицеем. Такие люди создают историю и являются настоящим примером любви к труду, к науке и своему делу. Сам Владимир Долгих говорил: «Каждый кует свою судьбу собственными поступками и устремлениями». Он был убежден в абсолютном первенстве России в науке и технологиях.

Как отмечает Екатерина Сизинцева, миссия образовательного кластера — подготовка технологических лидеров в соответствии с национальными интересами России.
Принципы преемственности
В состав кластера, расположенного в селе Павловская Слобода Истринского района Московской области, входят школа на 960 мест и детский сад на 320 воспитанников. Здесь обучаются ребята в возрасте от двух до 17 лет. Сейчас коллектив лицеистов — это 784 ученика, из них 553 — учащиеся 1−10-х классов и 231 воспитанник дошкольного отделения.

Одна из важнейших задач дошкольного отделения — развитие социальных навыков ребенка. «Наши самые маленькие лицеисты только начинают изучать мир вокруг себя, они учатся взаимодействовать с другими ребятами, со взрослыми. Пробуют находить компромиссы, решать конфликты, делиться и сотрудничать, развивать лидерские качества», — рассказывают в лицее.

В дошкольном возрасте активно развиваются коммуникативные навыки. А во время ежедневных занятий, специально организованных игр или других мероприятий ребята учатся размышлять, анализировать, решать задачи и критически мыслить, оценивать свою работу.
В технолицее реализуется программа преемственности между дошкольным отделением и начальной школой. Ребята, находясь еще в детском саду, знакомятся со школой, изучают правила, носят школьную форму. Существует система шефства, где каждый класс начальной школы курирует одну группу детского сада, ребята проводят в каждом модуле совместные мероприятия, игры, мастер-классы, читают сказки и помогают учиться. Таким образом, у ребят появляется время для совместного общения, развития, они растут вместе, а также заранее знакомятся со своими учителями. Приняты единые программы обучения, что позволяет избежать разрыва в образовании.

Интересные форматы обучения есть и в школьном отделении. Каждый год ребята сдают переводные экзамены, чтобы перейти в следующий класс. Кроме того, для лицеистов с 5-го по 8-й класс существует система допуска к переводным экзаменам в формате устного зачета по билетам. Учащиеся 9−10-х классов в обязательном порядке проходят профессиональные стажировки в компаниях-партнерах.
Особое внимание уделяется физической активности детей, здесь есть спортивные залы, бассейны, зал единоборств, балетный зал, скалодром, стадион, площадки для игр на открытом воздухе. В рамках спортивного клуба ученики с 1-го по 11-й класс могут самостоятельно выбрать спортивное направление, работает более 70 секций дополнительного образования.

Лицей старается поддерживать открытый диалог с родителями, гармонично вовлекая их в образовательный процесс. И это не только родительские собрания, но и брифинги, консультации, семейные мероприятия, Family Academy, есть даже секции и кружки для родителей в рамках дополнительного образования.
В лицее могут учиться школьники со всей страны, которые успешно пройдут конкурсный отбор. Вступительные испытания отличаются в зависимости от возраста ребенка. Например, чтобы поступить в школьное отделение, на первом этапе необходимо написать комбинированную работу, которая включает задания по математике, русскому и английскому языку. На втором этапе проводится психолого-педагогическая игра либо пробный день обучения, где дети знакомятся с лицеем, правилами, могут показать навыки командной и групповой работы. Особое внимание уделяется внеакадемической деятельности учащихся и их личным достижениям. На последнем этапе проводится собеседование с кандидатом и его родителями.

Призеры и победители региональных и заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут учиться за счет средств стипендиального фонда технолицея.

Сейчас в лицее строят кампус для преподавателей на 50 мест, его введут в эксплуатацию к началу нового учебного года. В планах — строительство еще двух кампусов для проживания учеников из других регионов России на 150 мест.
Синергия наук
«Мы разработали инновационную концепцию образования, которая сочетает в себе традиционные методики с современными технологиями обучения, — рассказывает Екатерина Сизинцева. — Кроме того, мы убеждены в важности индивидуального подхода к каждому ученику. Делаем ставку на развитие его лидерских качеств и навыков soft skills, которые так важны в современном мире. Мы стремимся создать комфортную и стимулирующую образовательную среду, где каждый ученик может раскрыть потенциал и достичь успеха в учебе и в жизни».

Techno Space — сердце образовательной модели технолицея, четыре образовательных направления: IT, математика, технологии и естественные науки, которым в технолицее уделяется приоритетное внимание. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый лицеист обладал глубокими знаниями в этих областях. Поэтому даже самые маленькие воспитанники детского сада уже изучают робототехнику и конструирование, — отмечают в лицее. — Программирование, прототипирование, моделирование, спутникостроение, искусственный интеллект, БПЛА — все эти и другие направления также реализованы в учебном процессе. Технологическое образование постоянно развивается в стране, поэтому и мы гибко реагируем на изменения». Для старших ребят планируется развивать такие направления, как биоинформатика и киберфизика.
Techno Space — сердце образовательной модели технолицея, четыре образовательных направления: IT, математика, технологии и естественные науки
Для реализации технологического и IT-образования в технолицее созданы все условия: функционируют три хаба, которые объединяют разные лаборатории. Это Techno Hub (в нем работают лаборатории прототипирования, спутникостроения, лаборатория интеллектуальных энергетических систем, столярные и швейные мастерские, арт-лаборатория, лаборатории фото, видео, дизайна и другие), Science Hub (лаборатории биологии, химии, физики и лаборатория окружающего мира для учащихся начальной школы) и IT Hub (кабинеты по программированию, робототехнике и VR/AR-технологиям).

Важная часть обучения в лицее — научно-исследовательская и проектная деятельность. Дети вместе с учителями, своими научными руководителями, в течение учебного года работают над проектами. Роль преподавателей — предметная поддержка учеников, помощь в постановке задачи, создании плана работы над проектом, подготовка к защите проекта. Таким образом, педагог курирует лицеиста на протяжении всей его проектной работы. Также лицеистов в рамках их проектной деятельности консультируют преподаватели вузов, например МФТИ, МИФИ, МГТУ имени Н. Э. Баумана, МГУ имени М. В. Ломоносова, РЭУ имени Г. В. Плеханова или Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН). В жюри на защиту проектов приглашаются родители.
Ежегодная научно-практическая конференция технолицея «Поколение будущего», где проходит защита всех проектов лицеистов, проводится в международном формате, совместно с гимназией имени Е. М. Примакова и Русской школой в Абу-Даби.

У ребят есть возможность не только послушать своих ровесников из других школ, но и обменяться мнениями, поделиться результатами и найти единомышленников по интересам. Некоторые проекты могут быть реализованы уже сейчас. Школы и компании-партнеры, представители которых тоже находились в составе членов жюри, взяли себе на заметку готовые стартапы, бизнес-идеи и полезные программы, чат-боты, календари и путеводители. Другие проекты продолжат свою работу в следующем году и обещают удивить результатами.
Языки и лидерство
В лицее создана билингвальная среда, с воспитанниками работают 26 педагогов — носителей языка из девяти стран мира (США, Великобритании, Аргентины, Китая, ЮАР и др.). Педагоги-иностранцы ведут не только традиционные предметы (ESL — English as the Second Language), но и преподают основы наук: Science, Maths, Physics, ICT (Information and Communication Technologies), Arts&Crafts, PE (Physical Education), Geography, Global Perspectives.

Ученики углубленно изучают два языка: русский и английский, также вводится изучение китайского языка. Первый опыт выступлений на языке ребята приобретают на ассамблеях и концертах.
Одна из задач лицея — прокачка лидерских качеств, компетенций и soft skills. Педагоги создают психологически комфортную среду, в которой лицеисты не боятся проявлять себя, учатся делать выбор и нести ответственность за свои слова, действия и поступки. В рамках проекта «100 вопросов лидеру» с ребятами встречаются известные государственные деятели, политики, спортсмены, представители культуры и искусства.

Курс «Лидерство» — один из флагманских в программе лицея. Это авторский курс гимназии имени Е. М. Примакова, который прошел успешную апробацию и реализуется во всех классах (с первого по десятый). Он состоит из тренировочных тестов, учебно-диагностических блоков, итоговых заданий и вопросов. Лицеисты получают знания в области проектного менеджмента, лидерства и управления командами, а также прикладные знания в создании прототипов высокотехнологичных бизнес-стартапов.
Непрерывность образования
Одна из идей технолицея — выстроить и сохранить систему взаимодействия школа — вуз — предприятие. Это помогает старшеклассникам определиться с выбором профессии. Далее вузы готовят студентов уже с учетом требований рынка труда, запросами работодателей, и будущие специалисты получают углубленные специальные знания. Наконец, молодые кадры могут органично включаться в производственный процесс, этому способствует и насыщенная практика на предприятиях-работодателях во время учебы в университете или колледже.

Лицей наладил сотрудничество с МГТУ имени Н. Э. Баумана, Московским физико-техническим институтом (МФТИ), РГУ нефти и газа имени И. И. Губкина, Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ, Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС, Московским политехническим университетом, МАИ, НИУ ВШЭ, МГУ имени М. В. Ломоносова, РЭУ имени Г. В. Плеханова, ГАУГН. Партнерство идет в разных направлениях. Например, в лицее в рамках учебного плана вводятся курсы от вузов, преподаватели вузов участвуют в ведении профильных предметов.
Еще одна важная часть совместной работы — профориентационные мероприятия. В проекте «Встречи с наставниками» старшеклассники общаются по профильным дисциплинам с учеными, профессорами, представителями разных профессий, которые рассказывают о своей работе и о науке. Таким образом, у ребят есть возможность получить информацию о будущих направлениях учебы или профессии из первых уст.

Кроме того, все ученики 9−10-х классов проходят недельные стажировки в компаниях по различным профилям. Цель — погрузить учеников в деятельность компаний, познакомить с реальными процессами, помочь сделать осознанный выбор дальнейшего трека обучения. Стажировка позволяет сформировать целостное представление о работе компании, стратегии ее развития, старшеклассники могут попробовать свои силы, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. На время стажировок ученикам выдается дневник стажировки, в котором они отмечают основные этапы в период работы. А по окончании стажировок в технолицее проходит защита: ученики рассказывают, чему научились, представляют итоговый проект или продукт, если он разрабатывался в рамках стажировки.
Традиции и будущее
Технолицей еще только пишет свою историю, но у организации уже есть свои традиции. Учеба разбита на пять модулей, каждый состоит из семи недель и имеет свою тематику. В частности, темой второго модуля является благотворительность, а ключевое мероприятие этого модуля — благотворительная ярмарка, настоящий большой семейный праздник. Все средства, собранные на ярмарке, отправляют нуждающимся. В 2023 году все средства были отправлены в Благотворительный фонд Константина Хабенского.

Каждую пятницу в лицее проводятся ассамблеи, где подводятся итоги недели, дети награждаются значками: «Звезда недели» в дошкольном отделении и «Лидер недели» в школе. В конце каждого модуля проходит итоговая ассамблея, где отмечают учеников, которые не пропустили ни одного учебного дня, им вручают зеленые яблоки, также определяются «Лидеры модуля». Победители — это лицеисты, проявившие себя в учебе, спорте и творчестве. «На ассамблее мы отмечаем лучших лицеистов, которыми мы гордимся и кто является прекрасным примером для всех нас. Их усердие, талант и стремление к совершенству вдохновляют всех нас и показывают, что невозможного не существует», — говорят педагоги лицея. «А еще ассамблея — это возможность для детей и преподавателей обсудить прошедшие в лицее события, поделиться интересной информацией и планами на будущее», — рассказывает Екатерина Сизинцева.
«Технолицей — это школа с технологическим уклоном, где мы стремимся создать благоприятную среду для саморазвития и достижения потрясающих результатов. Наша команда преподавателей и сотрудников с горячностью и любовью занимается обучением и формированием сильного профессионального фундамента у каждого ученика, чтобы ребята могли успешно преодолевать любые трудности и стремиться к новым вершинам», — замечает Екатерина Сизинцева.

В ближайших планах технолицея — расти и становиться флагманским учебным учреждением, точкой притяжения не только для школ Московской области, но и для профессионального сообщества из других регионов. И конечно, одна из главных задач — чтобы как можно больше талантливых ребят из разных регионов России могли получать здесь высокотехнологичное образование. У всех ребят будет возможность не только учиться, но и приезжать на профильные смены, принимать участие в каникулярных сменах по разным направлениям. Будет развиваться и пространство для родителей, где они могут получать новые знания о воспитании детей, делиться и передавать свой опыт, быть в контакте с педагогами. А уже в горизонте пяти лет, уверена команда технолицея, педагоги смогут увидеть выпускников успешными, состоявшимися молодыми людьми.

Текст: Марина Константинова
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more