Дети отчаянно нуждались во внимании к их проблемам, которые тянулись из раннего детства. Вели себя эмоционально, если не сказать агрессивно, безопасность среды и уважение к личности в школе принимали за вседозволенность, учились без особого мотива, скорее из страха потерять комфортный статус-кво.
Это было не только смелое решение, но и наивное. Задачи, которые должен был решать человек с дополнительной специальностью в дипломе и полным отсутствием опыта, были не технологические, а творческие. А решение таких задач во многом требовало четкого видения.
Нам понадобился не один десяток лет и буквально не одна смена специалистов, прежде чем система заработала: наблюдения перестали напоминать записи в дневнике, а у детей появился канал для связи с психологами. Они по специальному QR-коду могут немедленно получить поддержку.
Учитель обычно интуитивно чувствует, как действовать, но часто не делает решительных шагов из страха совершить ошибку. Если есть установленный порядок, выверенная последовательность наблюдений и обсуждений, вероятность ошибки меньше, а вариантов развития ситуации в лучшую сторону больше.
Начинаем с анкеты, в которой необходимо найти объяснения выбора или смены школы, затем собеседование, пробная неделя, отчет по навыкам и встреча с родителями. Сложности нарастают по мере приближения к итоговой встрече — количество вопросов, на которые мы не нашли ответов, может быть критически большим. Чаще всего приходится пересобирать всю картину образования ребенка, начиная лет с трех и всевозможных развивашек и заканчивая респектабельными репетиторами, занимающими нишу подготовки к школе. С ними ребенок по факту осваивает программу первого класса или больше, если его интеллектуальное развитие позволяет.
У младших школьников переход к поиску причин проблемного поведения логичен. Родители воспринимают это в целом адекватно, особенно если мы не просим диагноз, а стараемся найти опору для будущих решений специалистов. Старшие дети умеют маскировать проблемы в обучении, но на уроке, в командной работе становятся видны те стороны личности, которые нуждаются в коррекции, иногда серьезной и долгой.
Мы ищем все новые способы мотивации, родители на грани нервного срыва, а нужно попробовать вернуть ребенка в норму, насколько это возможно. На этом простое и общее заканчивается и начинается частное и сложное.
По нашему стандарту классный руководитель, психолог, координатор и директор по очереди разбираются с трудностями, и всем понятно сразу: диагностика не подвела, вот и проблемы подъехали. Сам ученик не справится, начинаем работу с родителями. Там прохождение всех стадий от отрицания до принятия может занять несколько месяцев. О чем наши встречи? Об искренности и доверии, о режиме дня и отдыха, о привычках и семейных ритуалах, об отношениях с бабушками и дедушками. Темы все очень сложные.
Очень долго мы выходим на необходимость включения в процесс специалистов: неврологов, психологов, психиатров, эндокринологов. Опытные педиатры, ведущие ребенка с рождения, очень помогают — к ним, как правило, и доверия больше. Наконец, диагноз для нас и родителей, а не для ПМПК найден, процесс восстановления, а иногда лечения начался.
Если не ставишь нерешаемых задач, а умеешь работать в режиме педагогического марафона, то есть делать, анализировать действие и результат, ждать, менять тактику, снова ждать, тогда работа начинает приносить ощутимую пользу не только ученику, но и тебе.
Трудность в том, что правила взаимодействия можно прописать разве что рамочно, остальное требует смелости и аккуратности. И способности быть очень тонким в понимании слов, событий, даже взглядов и жестов.
Как только человека захватывают эмоции, он теряет возможность видеть причинно-следственные связи, рационально выстраивать свое поведение. Появляются негативные мысли: «Не получается, они меня не слушаются, я выбрал не ту профессию» и подобное. Все это сильно влияет не только на учителя, но и на всех вокруг. Если нет изменений, молодой специалист, скорее всего, продержится некоторое время на манипуляциях, а потом разочаруется в работе.
Первое, что приходит на ум при обсуждении каждого такого эпизода, — эмоциональный учитель лучше равнодушного. Но это не совсем так. Эмоциональный учитель — это нормально только в случае, если он осознает природу своих эмоций. Должна быть точка или момент для такой профессиональной рефлексии.