ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Самый важный нацпроект

Денис Кравченко
Главный редактор, основатель EdExpert
Минута политинформации: расскажу, задам один вопрос и выскажу робкую надежду. И как родитель, а теперь еще и дед. И как человек, много лет посвятивший теме развития образования. И как член общественного совета Росмолодежи. Речь о новом нацпроекте «Молодежь и дети». Мне кажется, мы мало про него знаем, мы во власти текущей повестки, нам порой некогда сфокусироваться на чуть более отдаленной перспективе. А ведь этот нацпроект позиционируется как проект о будущем и для будущего нашей страны. Похоже, так и есть.

В декабре 2024-го правительство примет сразу 19 национальных проектов на период действия с 2025 по 2030 год. Среди них есть и тот самый, разработанный с целью объединить все меры государства по поддержке детей и молодежи. Коснется он сразу трети населения — детей, юношества, молодых людей — всего более 50 миллионов человек. 18,3 миллиона — это школьники, еще восемь — студенты вузов и колледжей. Стоить он будет стране примерно полтриллиона рублей в год.
«Молодежь и дети» вбирает в себя четыре федеральных проекта, которые реализует Минпросвещения, два от Минобрнауки и три от Росмолодежи. Впервые делается попытка увязать все направления работы со сменой под единым контролем и управлением. Руководить нацпроектом поручено главе Росмолодежи Григорию Гурову (в федеральном агентстве заработает проектный офис), а курировать его в правительстве будет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Будут задействованы все уровни исполнительной власти, тысячи учреждений, сотни тысяч специалистов.

Какова цель этих огромных усилий? Она названа: реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности. В результате реализации мероприятий нацпроекта мы можем рассчитывать на «становление и развитие поколения российских граждан патриотически настроенного, высоконравственного и ответственного, способного обеспечить суверенитет, конкурентоспособность и дальнейшее развитие России». Хорошо бы, конечно, не одного поколения.
Чтобы достичь этих целей, авторы проекта изучили главные вызовы. Среди них называются: информационная борьба за умы молодого поколения, нехватка молодежи в прорывных направлениях экономики, неравные возможности для реализации, несоответствие образовательной инфраструктуры запросам учащихся, проблемы с педкадрами и другие. На каждый из вызовов готовится свой ответ.

И несмотря ни на что, разработчики уверены, что к 2030 году удастся достичь стопроцентного охвата обучающихся «системой мер по выявлению, поддержке и развитию их способностей и талантов, основанной на принципах ответственности, справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию». Похоже, это главная из множества задач нацпроекта. Для ее решения, в частности, создадут почти 2,5 тысячи молодежных многофункциональных центров во всех регионах и крупных муниципалитетах страны. И много еще чего важного создадут.
Но возникает вопрос: а где же во всей этой истории школа? Где, как не в школе, можно вовремя выявить таланты, где совсем не поздно помогать с самоопределением? Школа — самая массовая из институций, здесь дети проводят наиболее значительный период жизни. Как можно не попытаться максимально использовать этот могущественный государственный ресурс и не дать ему сигнал в сторону индивидуализации? Федеральные проекты Минпроса в значительной степени инфраструктурные. В них больше о строительстве новых прекрасных школьных объектов, об оборудовании классов, о выплатах, но почти ничего о новых содержательных задачах общего образования.

Сегодня массовая школа не настроена на выявление и поддержку способностей и талантов. Ну нет таких установок. Все усилия последних лет были направлены на создание единой образовательной среды. Хорошее дело? Да, если речь идет о государственных гарантиях качества образования, об определенном золотом стандарте. Но говорим ли мы при этом об уникальности и реализации каждого? Нет, конечно. Пока представляется, что школа не выглядит самым сильным звеном в решении одной из основных задач нацпроекта. Даже такие выдающиеся инициативы, как «Большая перемена» и профильные классы, не могут коренным образом преобразить картину.
Но есть осторожный оптимизм. До марта следующего, 2025 года профильным ведомствам поручено разработать и представить стратегию развития образования в РФ. Искренне надеюсь, что ценность бережного отношения к способностям каждого ребенка, сформулированная президентом страны, будет закреплена в новой стратегии. Дело останется за малым — изменить школьную парадигму. Хорошо, пусть дети поют хором, это безумно красиво, но голос каждого должен быть услышан.

Денис Кравченко, основатель и главный редактор EdExpert

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more