Принять правильное решение

Трудные вопросы профориентации школьников
Вопрос о профориентации школьников остается одним из самых актуальных в жизни ребенка. Фактически это первый важный вопрос из взрослой жизни для подростка, от которого зависит его дальнейший жизненный путь. О том, как школа может помочь своему ученику принять правильное решение, рассказала заместитель директора по сопровождению, благополучию и карьерному развитию школы «Новый взгляд», подростковый и семейный психолог, эксперт всероссийского консультационного центра «Новая линия родительского роста» Ирина Гришина.
К 9 классу общество ожидает от подростка определенности, в каком профессиональном направлении он дальше будет двигаться и какой уровень образования для себя изберет. Такой срок определяется необходимостью в конце 9 класса выбирать, остаться ли ему в школе или уходить в колледж. Кроме того, подросток выбирает предметы, которые будет сдавать на ОГЭ, и очень желательно, чтобы они совпадали с предметами, которые впоследствии будут сдаваться им на ЕГЭ — это значимо увеличивает шансы получить высокий балл и расширить возможности поступления в лидирующие вузы.

Тем не менее, реальной профессиональной определенностью обладает очень небольшое количество девятиклассников. Один из ключевых запросов родителей учеников этого возраста — как мотивировать ребенка выбирать профессию. То есть ученики не то, что не определились — они не готовы делать выбор, не проявляют собственной активности в этом направлении. Безусловно, исключения есть, мы говорим о большинстве. Родители в отличие от детей осознают необходимость своевременного выбора и ищут способы, как мотивировать ребенка на поиски своей профессиональной идентичности. Многие из них и небезосновательно ожидают, что эту функцию возьмет на себя школа.
За последние десятилетия образовательные учреждения существенно нарастили инструментарий, способствующий профессиональному самоопределению школьников. С сентября 2023 года на всей территории России была внедрена единая модель профориентационной деятельности — Профминимум, которая включила в себя 7 основных направлений работы, среди которых: профориентирование в рамках учебной и внеурочной деятельности, профильные предпрофессиональные классы, экскурсии на предприятия и участие в профессиональных пробах, выставках вузов и колледжей, ярмарках профессий, обучение по программам профессиональной подготовки и взаимодействие с родителями. Реализация Профминимума обеспечивается, в первую очередь, деятельностью проекта «Билет в будущее», запустившимся во всех регионах России для учащихся 6−11 классов, их родителей и педагогов. Вместе с этим существует множество инструментов, практик и подходов, используемых более локально с учетом потребностей семей, возрастных особенностей и возможностей образовательных организаций. Именно их мы и рассмотрим.
Запрос на профориентацию поступает от родителей уже в начальной школе: некоторым важно понимать особенности своего ребенка, чтобы помочь ему корректно выбрать профиль обучения, другим — отдать на «правильные» кружки. Осознанно выбрать профессию в этом возрасте ребенок, безусловно, не способен, поэтому фокус профориентационной работы в школе может быть направлен на развитие насмотренности ребенка. Это, прежде всего, экскурсии на разные предприятия, встречи со специалистами из разных областей и профессиональные пробы. Ребенок расширяет свои представления о том, как устроен мир, что интересного в нем есть, утверждается в своей умелости. Наличие разнообразных опытов и проб впоследствии позволит ему с большей уверенностью понимать, что ему нравится делать, а что нет. Это расширит его поле выбора.
В средней школе ученики нередко сталкиваются с учебной демотивацией. Предметы становятся сложнее, домашние задания — больше, а ответ на волнующий подростка вопрос «Зачем мне это надо?» дается далеко не всегда. У педагогов и классных руководителей часто недостаточно ресурса, чтобы помочь каждому ученику сформулировать персональные смыслы и учебные цели, поэтому в образовательной среде становится все больше востребована роль тьютора. Главная задача тьютора — помочь подростку определить индивидуальную траекторию, которая включает в себя профессиональную цель, необходимые знания, навыки и опыт, которые предстоит обрести. Таким образом, тьютор связывает личностные запросы ученика с его задачами в образовательной деятельности и профессиональном самоопределении. Еще одна важная функция тьютора — взаимодействие с родителями. Нередко в средней школе у родителей возникают проблемы в общении со своими детьми: привычные способы договориться, побудить к действию перестали работать, а новые еще не выработаны. Тьютор может давать родителям полезную обратную связь об их ребенке, делиться наблюдениями и достижениями, запрашивать необходимую информацию и договариваться о совместных действиях, направленных на помощь подростку.
К сожалению, далеко не все образовательные учреждения могут позволить себе брать в команду тьюторов. Иногда тьюторским функционалом дополняют работу классных руководителей, что, в целом, может быть лучше, чем ничего. Но ожидать, что учитель-предметник с полной загрузкой будет уделять фокусное внимание индивидуальным траекториям развития каждого ученика, несколько опрометчиво. Поэтому на практике тьюторов нанимают семьи в индивидуальном порядке: либо в целях развития учебной мотивации и профессионального самоопределения, либо для детей, нуждающихся в постоянном индивидуальном сопровождении.

В случае, если тьютор отсутствует в окружении ребенка, формирование его траектории ложится на него самого, либо эту функцию берут на себя родители. В последнем случае минус в том, что родители часто (осознанно или нет) стремятся склонить ребенка к определенному решению, которое совершенно не обязательно будет откликаться его реальным потребностям. Также примером для ребенка может выступить любимый педагог в школе, с оглядкой на которого ребенок выберет направление для поступления.
В средней школе у учеников активно формируется собственная идентичность, ребята ищут ответ на вопрос «Кто я?». Однако их интерес больше ориентирован на здесь и сейчас, нежели на будущие перспективы. Поэтому со стороны школы важно вовлекать их в деятельность, где они смогут попробовать себя на разных ролях и позициях, получить разнообразный опыт и отрефлексировать его (в отличие от начальной школы, в средней это уже вполне возможно). Например, в школе «Новый взгляд» одним из таких инструментов является система агентств по разным профессиональным тематикам. Школьник может пойти, например, в дизайнерское агентство и создавать афиши для школьных мероприятий, а может пойти в медиа-агентство и вести SMM школы. У него есть несколько лет, чтобы перепробовать все, что нравится, и углубиться в самое интересное.
В 9 и 11 классах ученикам предстоит переход из привычного пространства школы за его пределы: в колледжи и вузы. Важно понимать, что такого опыта у подростка не было еще никогда, чаще всего он не представляет себе, как устроен колледж или университет, как туда попасть и что там будет. Именно поэтому подростки часто выбирают учебные заведения неосознанно, лишь бы быстрее решить давящий вопрос. В этом случае полезно, если в школе с 1 класса ведется системная профориентационная работа, собирается цифровой след ученика со всеми его ключевыми достижениями, а команда педагогов и тьюторов помогает ему в самоопределении, то с большой вероятностью к моменту завершения учебы в школе подросток уже будет понимать, какое профессиональное направление для него предпочтительно. Тогда в старших классах школа может помочь ребенку в следующих направлениях:

  • пройти стажировки в компаниях, соответствующих профессиональному интересу ученика;
  • сделать собственный проект, который позволит ему на практике протестировать, насколько ему нравится регулярно заниматься выбранным делом (и при необходимости скорректировать траекторию);
  • построить индивидуальный маршрут поступления, включающий предпочтительные учебные заведения с их вступительными требованиями и подробный план подготовки.
Работая над профориентационной моделью, школа должна стремиться к созданию и обеспечению системной, регулярной работы, пронизывающей все классы, использующей все многообразие инструментов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо вовлечение педагогов, классных руководителей, тьюторов, партнеров из компаний, вузов и колледжей, и, конечно же, родителей, без одобрения которых современные подростки редко принимают самостоятельные решения о будущем.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more