школа. конкурс

Трудности самоопределения

Время чтения — 3 минуты
Вячеслав Голубовский, педагог дополнительного образования ЧОУ «Барнаульская классическая школа», победитель (II место) конкурса «Вклад учителя — 2024», рассказывает о поиске себя в профессии, об объективном взгляде на свою работу и о ценности экспертного сообщества.
Вячеслав Голубовский
педагог дополнительного образования
ЧОУ «Барнаульская классическая школа»
Три кита
— Вы должны были стать вовсе не педагогом по специальности, вас ждала другая профессиональная судьба…
— Я невыразимо счастлив, что не стал тем техническим специалистом, на которого поступил учиться после школы, потому что уже первая сессия показала тогда, насколько меня не привлекает предмет моих занятий.

Сейчас мне как педагогу-организатору особенно интересно создавать именно профориентационные события. Наверное, потому, что в свое время я совершенно не понимал, чем буду заниматься в жизни. Мне 17 лет, я еду из поселка в город поступать в университет. Куда? Куда баллов хватит. Вот и вся профориентация.
Очень быстро я начал искать альтернативу и отправился летом работать в педагогический отряд, выбрав из всех предложений, как мне показалось, самое творческое. Потом была работа вожатым в межвузовском студенческом педагогическом отряде «Союз», который базируется у нас, в Алтайском крае. За три года мы стали лучшим педагогическим отрядом края, а еще через два года — лучшим педотрядом России. Я до сих пор поддерживаю отношения с ребятами из отряда, бывает, и мероприятия провожу, тренинги и лекции, помогаю в подготовке к всероссийским конкурсам.

Это три кита, на которых выстроилась моя жизнь: организация событий, работа с детьми и КВН. В освоение этих трех сфер я стал вкладывать усилия, много общался с профессионалами, учился, ездил по форумам, тренингам. С тех пор уже восемь лет я работаю организатором и ведущим событий для детей в детских лагерях в Алтайском крае и по всей России, а с недавних пор я работаю еще и в школе.
Работа с детьми — это на 51% эмоциональное состояние самого учителя и на 49% — методический инструментарий, которым он владеет
— Как вы выбрали школу и почему захотели там работать?
— На одном из выступлений команды КВН меня заметили, предложили провести несколько событий такого рода в школе, а потом пригласили остаться и работать на полную ставку.

Это была Барнаульская классическая школа, которую я хорошо знал. Школа замечательная: хороший коллектив, отзывы, репутация. Но предложение меня озадачило. Да, с детьми я работал много, но то была некая несистемная деятельность, а здесь предполагалась постоянная работа. Насколько это будет комфортно — вписаться в формализованную структуру, я не знал и решил попробовать.
Меня пригласили прежде всего для того, чтобы я организовал отдельное направление внеурочной работы — создал школьную команду КВН. И вот уже год мы с ребятами систематически еженедельно занимаемся и выступаем. Я вижу, как ребята развиваются, как им нравится выходить на сцену, как они радуются победам. Это дает дополнительную мотивацию и ресурс, чтобы работать.
— Как бы вы определили образовательный смысл этого направления внеурочной работы? Очевидно, это не только полезный досуг.
— Я бы сказал, КВН — это первая универсальная ступень к творчеству, когда просто хочется быть на сцене, что-то делать там, хоть ничего пока особо не умеешь. Есть такое расхожее представление: умеешь танцевать — иди в ансамбль, умеешь петь — иди в хор и так далее, а если ничего не умеешь, иди в КВН.

Со мной было именно так. Хотелось быть на сцене, с чем-то выступать, но непонятно с чем. И я открыл для себя сферу юмора, начал развиваться в этом направлении, как и мои ребята теперь.

На самом деле КВН учит многому: основам драматургии и сценарного мастерства, ораторского искусства. Когда впоследствии ребята, пройдя школу КВН, поступают учиться дальше, все эти навыки будут очень востребованы. Писать сценарии, быть ведущим, снимать контент, быть блогером, понимая при этом, что хорошо, а что плохо. Soft skills, одним словом.
Довольно быстро я оброс и другими ролями в школе, включился в преподавание, организацию событий, стал классным руководителем в экзаменационном девятом классе. Вроде пока все получается во всех ролях — есть позитивный отклик. Как я сейчас понимаю, было важно поймать контакт с детской аудиторией и найти свои направления работы в школе, что получилось.

После года работы в школе появилась потребность получить профильное образование, так что я поступил в МПГУ. Не то чтобы мне не хватало владения профессиональным инструментарием: за годы практической работы я освоил, как мне кажется, методы педагогической работы достаточно глубоко, поскольку надо было решать конкретные рабочие задачи. Тем не менее профильное образование — это другой статус и возможность чувствовать себя увереннее, да и большой педагогический отпуск тоже нелишнее. Новые знания, конечно, тоже надеюсь получить.
— Чем привлекательна для вас педагогическая работа?
— Привлекает отклик, ощущение результативности работы и радость, благодарность в глазах ребят-участников, неважно даже, в какой степени это развлекательное или собственно образовательное событие. Обратная связь, когда ты понимаешь, что во что-то вложился, что-то сделал и что это было людям полезно. Во многом это эмоциональный компонент, захватывающее ощущение, которое буквально держит тебя в профессии.

Вообще, как мне кажется, работа с детьми — это на 51% эмоциональное состояние самого учителя и на 49% — методический инструментарий, которым он владеет, его профессиональная подготовка.

Какими бы методами и стратегиями работы ни владел учитель, но если ему с детьми неинтересно и детям с ним неинтересно, то все знания бесполезны. Уверен, что прежде всего нужно быть или хотя бы казаться ребятам другом. Они должны понимать, что этот человек, учитель — друг и к нему можно безопасно обратиться с вопросом, причем с гарантией не услышать критики в ответ. И это понимание определяется прежде всего эмоциональным состоянием учителя, тональностью, которую задает педагог. Методическую базу, предметные знания можно накопить, а вырастить эмоциональную составляющую сложнее, если вообще возможно.
— Еще одно направление вашей педагогической работы — детские летние программы. Расскажите о своей работе вожатого.
— Последние три года я работаю в Содружестве вожатых Ямала, в том числе и в качестве организатора событий, и управленца, проектирующего образовательные программы для лагерей всероссийского уровня.

На основании этого опыта скажу, что современный лагерь — это ни в коем случае не место, где родители оставляют ребенка побегать на свежем воздухе в безопасной среде. Смысл летних программ — всегда образовательная составляющая, что не отменяет развлекательной части. Конечно, мы не организуем в лагере системное освоение предметов, подменяя собой школьное образование. Это баланс между развлечением и полезным знанием в очень практико-ориентированном игровом формате.
Конкурс направлен на создание профессионального сообщества и общение педагогов, а не на определение лучшего
Мы не будем детям на научной смене рассказывать, например, о теории вероятности в формате лекции, а скорее разыграем известную задачку с тремя одинаковыми ящиками. Вероятность найти в одном из них искомый предмет — 33,3%, если последовательно открывать ящики один за другим, придерживаясь выбранной стратегии. И так каждое событие смены выстроено вокруг физического явления, закона, формулы. И необязательно это законы физики, могут быть смены, посвященные теме взросления, самопознания, понимания собственных чувств.

Таким образом, в организации современного лагеря укрепляется своего рода продуктовый подход, который предполагает, что ребенок приобщается к образовательным смыслам, получает образовательный продукт. Дети и родители выбирают смыслы и атмосферу, приезжая на определенные смены, связанные с самоопределением ребенка в науке, творчестве, спорте, и к определенным педагогам — за уникальной атмосферой смены.
— Игровые методы помогают в более формализованном образовательном процессе, в работе учителя и школьного педагога-организатора?
— Игра — универсальный инструмент. Любой предмет, учебное событие, отдельный фрагмент урока может быть реализован в плоскости игры, готовой или авторской, разработанной вами.

Такой подход разбивает рутину фронтального образовательного процесса. Банальный пример: на условном уроке истории мы изучаем деятельность того или иного исторического лидера и можем просто спросить у детей: что вы знаете о нем? Но можем разбить класс на две группы и попросить каждую из групп назвать положительные и отрицательные стороны деятельности рассматриваемого персонажа. И это уже игровой формат, оживляющий групповую динамику, как правило, более интересный и продуктивный.

Более крупные единицы игрового процесса могут быть построены на игре, весь урок и образовательное событие. Например, недавно в нашей школе проходила «Геоавантюра», посвященная изучению достопримечательностей и истории города. Дети исследовали карты, находили координаты культурных объектов и памятников, встречались там с ведущими игры, добывали у них информацию об этих памятниках. Финальный квиз показал значимый прирост знаний, яркий образовательный результат.
Экспертное сообщество
— Какова была ваша мотивация участвовать в конкурсе «Вклад учителя»?
— На второй месяц работы в школе меня отправили в командировку в Уфу на педагогические каникулы — повысить квалификацию, на других педагогов посмотреть. Там от коллег я узнал о конкурсе, и наша администрация настоятельно посоветовала мне участвовать.

С одной стороны, мне не было сложно, учитывая мой профессиональный бэкграунд. Я сам создавал сценарии и конкурсы, снимал ролики и подкасты, проводил события для больших аудиторий и понимаю, как все это работает.
Но могу ли я объективно оценить свою работу, свои возможности? Всероссийский конкурс дает возможность взглянуть на собственную работу в широком контексте работы других школ и других специалистов со всей страны. Возможно, я окажусь среди них самым профнепригодным или буду неплох — я этого не понимал, поэтому было интересно. Ожиданий не было, просто понимание, что надо участвовать. А если нам с командой удастся дойти до финала — ну что же, здорово.
— И какие были ощущения? Получилось ли взглянуть на себя как профессионала в широком контексте?
— Очень много практик, отличающихся от того, что делаю я, что мне известно. Не лучше или хуже, а просто иначе, и это ценный опыт. Ты получаешь возможность посмотреть, как кто-то уже рискнул и у него или получилось, или нет, и можно брать такую методику на заметку.

По мере приближения к завершению конкурса формируется, по сути, экспертное сообщество из десяти финалистов, к которым ты всегда можешь обратиться по любому вопросу. Представьте: у вас есть девять человек, девять прекрасных человек из числа лучших в своих школах и на всероссийском уровне, и они готовы дать профессиональный совет с девяти разных точек зрения. Более того, они даже готовы отдать тебе готовый кейс. Такая чудесная система, работающая по запросу, с выдачей готовых решений.
Очевидно, конкурс направлен на создание профессионального сообщества и общение педагогов, а не на определение лучшего. Даже если никак больше не вкладываться в свое профессиональное развитие, не ездить на конференции, не учиться на курсах, даже тогда одно только участие в конкурсе заставит развиваться по мере выполнения конкурсных заданий.

Иногда в процессе выполнения заданий конкурса кажется, как будто я совсем этого не умею, но делать-то надо. Ладно, начинаешь пробовать. Смотришь, а вроде уже и умеешь что-то, и получается. Что это, если не раскрытие профессионального потенциала. Это, очевидно, тоже главная задача организаторов конкурса.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more