Наша нынешняя ситуация мне вот что напоминает: собрались гости на праздник и вроде бы ждут еще каких-то звездных участников. Но тут становится понятно, что ждать больше никого не надо, а надо ориентироваться на тот состав, который есть. Иными словами, изменившийся тренд такой: мы меньше стали рассуждать о том, какой теоретически может быть система высшего образования, что, кстати, заметно и по повестке больших форумов. Так, недавний ПМЭФ-2023 отличался предельной конкретностью содержания: договоренности, подписание соглашений, дорожные карты, конечные цели, которые связаны с нацпроектами, и т. д.
Вся система профессионального образования (то есть вузы и СПО) и школьного образования выстраивается вокруг идеи эффективной кооперации, создания командных отношений разных уровней с региональной властью, бизнесом, промышленным сектором. Раньше, говоря о сотрудничестве университета и бизнеса, будь то большая госкорпорация или малый бизнес, мы имели в виду прежде всего бизнес как работодателя. Возможно, в отдельных случаях шла речь о работе со студентами последних курсов, чтобы адаптировать их к требованиям этого будущего работодателя. Сейчас совместная работа бизнеса и университета имеет много измерений и начинается значительно раньше. Такие программы, как «Приоритет-2030» или «Передовые инженерные школы», предполагают, что вуз и технологический партнер совместно пишут программы, создают лаборатории, строят связки наука — производство, а со студентом работают уже с первого курса. Центральная идея программы передовых инженерных школ, разработанная Минобрнауки, заключается в том, что бизнес, промышленность, университет должны создавать востребованный коммерческий продукт вместе. И оценка эффективности их работы происходит в том числе по этому критерию. То есть речь идет далеко не только о том, трудоустроился ли выпускник вуза в компанию-партнер и удовлетворяют ли компанию его компетенции. Речь идет о командной работе полного цикла, начиная с разработки программы, ее реализации, дальнейшего трудоустройства выпускников.